Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Новосибирский государственный педагогический университет
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2019. Т. 19, № 2
Научный журнал
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук,
доцент, зам. директора
НИИ ФО НГПУ
государственный
педагогический
университет
Соучредители:
Новосибирский
Институт философии
и права СО РАН
Выходит 4 раза в год
Журнал
Журнал основан
в 2001 г.
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
от 26 апреля 2002 г.
коммуникаций
ПИ № 77-12553
исседовательский
институт философии
образования
© НаучноФГБОУ
ВО "НГПУ",
2019
Все права защищены
Редакционная коллегия
Е. В. Андриенко
доктор педагогических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
чл.-корр. РАО, доктор физико-математических наук,
профессор (Новосибирск, Россия)
С. В. Иванова
А. А. Корольков
Б. О. Майер
C. Мендонса
В. И. Панарин
Н. Пелцова
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
И. Сабо
О. Н. Смолин
чл.-корр. РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Кампинас, Бразилия)
доктор философских наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
Т. А. Ромм
академик РАО, доктор философских наук, профессор
(Москва, Россия)
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор (Москва, Россия)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Петров В. В. (Новосибирск, Россия). Идентичность российской образовательной
системы: ретроспектива институциональных трансформаций ..............5
Дудина М. Н. (Екатеринбург, Россия). Образование в условиях неопределенности:
проблемы антропологической соразмерности .........................................20
Кучеревская М. О. (Новосибирск, Россия). Реализация принципов непрерывного
образования в государственной политике Российской Федерации
в области образования ............................................................................................................36
Пучков О. Э. (Красноярск, Россия). Система управления, власть и образование
в эпоху смены социокультурной парадигмы .............................................................52
Власюк Н. Н. (Новосибирск, Россия). Концептуальные идеи устойчивого развития
для современной системы воспитания ..........................................................69
РАЗДЕЛ II
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОКА
Алпыспаева Г. А., Нурмуханова К. Ж., Оспанова Ш. К. (Астана, Казахстан).
Модернизация университетов Казахстана: современные контексты проблемы
................................................................................................................................................81
Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. (Алматы, Казахстан). О некоторых
аспектах образования и цифровизации общества ........................... 100
доктор педагогических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук, доцент (Новосибирск, Россия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
Стр.1
РАЗДЕЛ III
МИРОВОЙ ОПЫТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Самуэль Мендонса (Кампинас, Бразилия). Некритическая философия Дермеваля
Савиани как критический взгляд на прогрессивную школу Джона
Дьюи ............................................................................................................................................... 113
РАЗДЕЛ IV
КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ И ИННОВАЦИИ
В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Юдин И. В. (Москва, Россия), Москаленко М. Р. (Екатеринбург, Россия). Индивидуальные
траектории обучения как возможность подготовки ценностно-ориентированных
специалистов в российских вузах ................................. 127
Касатова Г. А., Аверьянова Т. А., Седова Ю. С. (Магнитогорск, Россия). Педагогические
условия процесса формирования профессиональной компетентности
студентов вуза на практических занятиях ...................................... 138
Приходько А. Ю. (Новосибирск, Россия). Формирование модели здорового образа
жизни у старшеклассников .................................................................................... 149
РАЗДЕЛ V
ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Арташкина Т. А., Сокуренко В. В. (Владивосток, Россия). Молодежь
в эпоху пятого технологического уклада как субъект социального воздействия
............................................................................................................................................... 161
Селькова А. В. (Новосибирск, Россия). Межкультурное взаимодействие как
категория воспитания .......................................................................................................... 175
ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ
Прокопенко С. А. (Томск, Россия). Смысл и значение диссертации................. 186
Правила оформления статей для авторов и заявление об этике публикаций
и недобросовестной практике ......................................................................................... 207
ФИЛОСОФИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
2019. Т. 19, №2
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Редактор
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
А. Л. Заковряшин
Ответственные
секретари
И. В. Яковлева,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Выход в свет
28.06.2019
Формат 70×100/16
Усл.-печ. л. 17,0.
Уч.-изд. л. 15,8 .
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 132.
Отпечатано
в издательстве
СО РАН,
630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Редакция журнала «Философия образования» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений
служебным положением
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2019, vol. 19, no. 2
Scientific journal
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
N. V. Nalivayko
of the Research Institute
of Philosophy of
Education
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal, Candidate
of Philosophical
SciencesPhD, associate
Professor,
Pedagogical University
N. Pelcova
at Novosibirsk State
of the Research Institute
of Philosophy of
Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
The co-founders
of the journal:
Pedagogical University
Novosibirsk State
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 4 yearly
The journal is registered
by Federal service on
supervision in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2019
All rights reserved
E. V. Andrienro
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
S. V. Ivanova
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
S. Mendonça
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
T. A. Romm
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
I. Sabau
O. N. Smolin
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
V. V. Tselishchev
A. N. Chumakov
Editorial Board
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan, Almaty)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg, Russia)
Corresponding Member of the Russian Academy of Education,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor
(Novosibirsk, Russia)
Corresponding Memberof the Russian Academy of Education,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Campinas, Brazil)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Docent (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Academician of the Russian Academy of Education, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
CONTENT
PART I. PHIlOSOPHY Of DEVElOPMENT Of SOCIETY AND EDUCATION
Petrov V. V. (Novosibirsk, Russia). The Russian educational system identity: an
institutional transformation retrospective ...........................................................................5
Dudina M. N. (Yekaterinburg, Russia). Education under the conditions of
uncertainty: the problems of anthropological proportionality ................................20
Kucherevskaya M. O. (Novosibirsk, Russia). Implementation of continuing
education principles in the state education policy of the Russian Federation .36
Puсhkov О. E. (Krasnoyarsk, Russia). System of management, power and education
in an era of changing socio-cultural paradigm .................................................................52
Vlasyuk N. N. (Novosibirsk, Russia). Conceptual ideas of sustainable development
of society for the modern system of upbringing ............................................................69
PART II. RESEARCH Of THE EDUCATION SYSTEMS Of THE EAST
Alpyspaeva G., Nurmukhanova K., Ospanova Sh. (Astana, Kazakhstan).
Modernization of Kazakhstan universities: modern contexts of the problems 81
Begalinov A. S., Ashilova M. S., Begalinova K. K. (Almaty, Kazakhstan). About some
aspects of education and digitalization of society ....................................................... 100
Стр.3
PART III. WORlD ExPERIENCE IN THE THEORY Of PEDAGOGY
PHIlOSOPHY
Samuel Mendonça (Campinas, Brazil). Dermeval Saviani’s non-critical philosophy
as critical of progressive school in john Dewey ............................................................ 113
PART IV. SPECIfIC METHODS AND INNOVATIONS
IN THE PRACTICE Of THE EDUCATIONAl PROCESS
Yudin I. V. (Moscow, Russia), Moskalenko M. R. (Yekaterinburg, Russia). Individual
training trajectories as an opportunity to prepare value-oriented specialists in
the Russian higher education institutions ..................................................................... 127
Kasatovа G. A., Averianova T. A., Sedovа Y. S. (Magnitogorsk, Russia). Pedagogical
conditions of formation of professional competence of university students for
practical classes .......................................................................................................................... 138
Prikhodko A. Yu. (Novosibirsk, Russia). Formation of a healthy lifestyle model for
senior high school students ................................................................................................... 149
PART V. PROBlEMS Of HUMAN BEING IN THE PHIlOSOPHY Of EDUCATION
Artashkina Т. А., Sokurenko V. V. (Vladivostok, Russia). The youth in the epoch of
the fifth technological wave as a subject of social impact ........................................ 161
Selkova A. V. (Novosibirsk, Russia). Intercultural interaction as a category
upbringing ..................................................................................................................................... 175
WElCOME TO DISCUSSION
Prokopenko S. A. (Tomsk, Russia). Meaning and significance of dissertation .... 186
Formatting rules for authors and publication ethics and malpractice statement ....... 207
Of EDUCATION,
2019, vol. 19, no. 2
The journal is included
in the list of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission for
Academic Degrees
and Titles (VAK)
The journal is placed
in the National
Electronic Library
and is included
in the Russian Science
Citation Index (RSCI)
database
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
A. L. Zakovryashin
Executive Secretary
I. V. Yakovleva,
E. S. Susuyeva
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Publication
28.06.2019
Format 70×100/16.
Printer’s sheets: 17,0.
Publisher’s
sheets: 15,8.
Circulation
1000 issues.
Order № 132.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
The editors of the "Philosophy of Education" journal
recognize the requirements of observing the ethics of scientific publications
and declare that there is no abuse of official position.
Стр.4