15
Указом Президиума Верховного
Совета СССР за большой вклад
в развитие и совершенствование
отрасли в 1982 году газета
«Водный ранспорт» награждена
орденом Трудового
Красного Знамени.
Отраслевая газета «Водный транспорт» основана в 1918 году и сегодня является изданием Российской палаты судоходства. На протяжении долгих лет издание развивалось вместе с отечественным судоходством. Газета как орган Министерства морского флота СССР
и Министерства речного флота РСФСР объективно и своевременно освещала достижения и проблемы отрасли. Даже в суровые военные годы газета продолжала оставаться на информационном посту. Печать возобновлена в рамках проекта «Российское судоходство».
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГУМРФ ИМЕНИ АДМИР АЛА С.О. МАКАРОВА
ЮБИЛЕЙ
ДЕКАБРЯ
2019 года
№12 (13006)
Выходит один раз в месяц
АЛЕКСАНДР
ПОШИВАЙ — ВРИО
РУКОВОДИТЕЛЯ
РОСМОРРЕЧФЛОТА
СТР. 3
Источник: korabley.net
АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР
СТР. 7
АТОМНОМУ ЛЕДОКОЛЬНОМУ ФЛОТУ — 60!
Первому в мире атомному ледоколу «Ленин», заступившему на службу стране в декабре далекого 1959-го, исполнилось
60! Вместе с ним юбилейную дату отметил весь ледокольный флот России, история которого и началась
с легендарного ледокола. И по сей день Россия остается единственной страной в мире, имеющей атомный
ледокольный флот.
С
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СУДОХОДСТВА
В НАШИХ КРАЯХ
ТРЕБУЕТ ОСОБОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
СТР. 9
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
О
днако именно 2019 год
стал знаменательным для
отечественного круизного
судоходства — три новых судна
впервые сошли со стапелей российских
заводов. Еще одна неудачная
речная навигация подошла к концу.
Внутренним водным транспортом
(ВВТ) было отправлено меньше
грузов, чем в 2018 году, примерно
на 7% (по данным Росморречфлота,
по состоянию на конец октября
2019 года) — 98,7 млн тонн. В то же
время грузооборот снизился лишь
на 0,2%. Пассажиров перевезли
на 11% меньше, чем в прошлом
году, — всего 10,5 млн человек,
пассажирооборот во всех видах
сообщения сократился на 3%.
Опрошенные газетой «Водный
транспорт» участники рынка речных
перевозок отмечают в числе
причин ухудшения показателей
егодня в ведении «Атомфлота»
— атомные ледоколы
«Вайгач», «Таймыр»,
«Ямал», «50 лет Победы». На
Балтийском заводе (Санкт-Петербург)
идет строительство еще
трех новых универсальных атомных
ледоколов проекта 22220 —
«Арктика», «Сибирь» и «Урал».
На Балтзаводе будут строитькольного
флота предполагается
строительство пяти ледоколов
проекта 22220.
Как в свое время, когда зася
еще два ледокола этой серии,
поскольку всего в рамках концепции
развития атомного ледодумывался
первый атомный
ледокол, он предназначался для
развития Северного морского
пути, связывающего европейскую
часть страны и ее Дальний
Восток, так и сейчас развитие
Русской Арктики без атомного
ледокольного флота просто невозможно.
Северный морской
путь как национальная транспортная
коммуникация России
в Арктике имеет исключительное
значение для обеспечения
развития экономики северных
регионов и государства в целом.
Президент России Владимир
для надежной работы Северного
морского пути», — говорится
в телеграмме, опубликованной
на сайте Кремля.
Президент также выразил увеПутин
в своем поздравлении
работникам отрасли высоко
оценил их труд. «…атомный ледокольный
флот внес поистине
уникальный вклад в освоение
Арктики, в создание условий
НАВИГАЦИЯ ПО НИСХОДЯЩЕЙ
Речная навигация 2019 года завершилась снижением всех показателей. Прорыва
в речном судоходстве так и не произошло. Значительную роль в ухудшающейся
динамике играет клубок старых проблем, в числе которых инфраструктурные ограничения
и взаимоотношения со смежниками.
работы ВВТ многолетнее недофинансирование
со стороны государства
текущего содержания
внутренних водных путей (ВВП)
и судоходных гидротехнических
сооружений (СГТС). При этом
нормативы для этого финансирования
утверждены Правительством
Российской Федерации, и даже
существует поручение президента
Российской Федерации и решение
Госсовета 2016 года о достижении
100% финансирования по нормативам
к давно прошедшему 2018 году.
Однако деньги в полном объеме не
поступили и в 2019 году, в результате
чего ограничения для судоходства
продолжают сохраняться.
Но более серьезные инфраструктурные
ограничения связаны с наличием
узких мест на магистральных
путях. Волжская проблема, как
отмечают в отрасли, обсуждается
на протяжение 40 лет, по ней есть
решения самого высокого уровня,
но Единая глубоководная система
страны так и остается разорванной
в среднем течении р. Волга в Нижегородской
области.
В уходящем году, чтобы пройти
судов) и корректировать движение
круизных судов. К сожалению,
в навигацию 2020 года ситуация
вряд ли изменится, поскольку
строительство Нижегородского
низконапорного гидроузла в очередной
раз отложено.
2019 год начался с прорыва
ренность, что профессионализм
российских корабелов и ученых,
их приверженность трудовым
традициям позволят и впредь добиваться
прорывных свершений
на арктическом направлении,
обеспечивать лидерство России
в освоении Севера.
доходных компаний в центральных
бассейнах. Контрактные обязательства
судовладельцев оказались не
выполнены.
Окончание на стр. 2
Объем перевозок грузов,
млн тонн
Городецкий гидроузел, судовладельцам
по-прежнему приходилось
менять логистику грузовых
маршрутов (снижать загрузку
дамбы, расположенной на участке
канала имени Москвы между
шлюзами № 7 и № 8 (Тушинский
тоннель Волоколамского шоссе).
Длительные аварийно-восстановительные
работы на этом участке —
судоходство восстановили лишь
16 августа 2019 года — привели
к катастрофическим потерям суОбъем
перевозок пассажиров,
млн чел.
Стр.1