Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Три речи в память Карамзина, Гоголя и Жуковского (1901 и 1902 гг.) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторВоскресенский Арсений Иванович
Издательствотип. В.С. Соколовой
Страниц139
ID65983
Воскресенский, А.И. Три речи в память Карамзина, Гоголя и Жуковского (1901 и 1902 гг.) / А.И. Воскресенский; А.И. Воскресенский .— : тип. В.С. Соколовой, 1902 .— 139 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65983 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Напрасно было бы искать у древнихъ употребленія этого слова въ его современномъ значеніи. <...> Бол е узкое значеніе придавали этому слову въ средніе в ка, разум я подъ именемъ ars literatoria грамматику, при чемъ изученіе литерату ры входило въ составъ науки риторики. <...> Наше понятіе о литератур прочно установилось въ бол е новое время; вм ст съ этимъ опред лилось и значеніе исторіи литературы. <...> По этому современному понятію, литература въ самомъ общемъ смыел есть совокупность произведеній духовной д ятельности челов ка, иолучившихъ осязаемое выраженіе чрезъ посредство языка, письма или печати, совершенно независимо отъ ихъ реальныхъ и формальныхъ отличій". <...> *) Но такое общее понятіе о литератур слишкомъ широко, если р чь идетъ объ Иторіи литературы, какъ отд льной наук , *) I. <...> Одни изъ нихъ, обращая вниманіе на форму и языкъ, говорили, что т произведенія въ стихахъ и проз , называются литературными, который отличаются отъ другихъ художественными особенностями или живописностью языка. <...> Другіе определяли литературный произведенія глубже: въ область нонятія „литература" входятъ такія ироизведенія, который отличаются у каждаго народа отъ соотв тственныхъ произведеній другихъ націй особымъ націотлънымъ духомъ и тономъ, независимо отъ различія по языку. <...> Но, разум ется, такое понятіе о литератур не всегда можно стро го провести и удержать, потому что въ нов йшей искусственной поэзіи „особые національные" тоны часто затемнялись и всту пали другъ съ другомъ въ очень разнообразныя сочетанія. <...> Наконецъ, литературу опред <...>
Три_речи_в_память_Карамзина,_Гоголя_и_Жуковского_(1901_и_1902_гг.).pdf
... X / ы о к ь w. ТРИ Р ЧЙ ВЪ ПАМЯТЬ SAPMSBSA . ГОГОЛЯ І (1901 и 1902 г. г.) Шттт* )/f* Vn Вышній-Боюіекъ. Т и и о г р а ф і я Б. С. Соколовой. 1902 г. I
Стр.1
Доз вол е н о цензурою. Одесса, 3 Ікшя 1902 г. 2007042876
Стр.2
ВМ СТО ПРЕДИСЛОВІЯ. Что такое, литература и что такое исторія литературы?...*. Н моцкій иеторикъ литературы Іог. Шерръ во введеніи къ своей „Исторіи^ говоритъ: "Слово „литература* греко-римскаго происхожденія (lio, lineo, litera). Первоначально оно обозначало употребленіе письменныхъ зыаковъ для записыванія мыслей и фактсвъ. Напрасно было бы искать у древнихъ употребленія этого слова въ его современномъ значеніи. Римляне переводили словомъ literatura греческое слово grammatike, и поэтому названіе „литераторъи обозначало у нихъ грамматика, кругъ д ятельности котораго не ограничивался однако изученіемъ языка, а обнималъ также объясненіе поэтическихъ произведеній. Бол е узкое значеніе придавали этому слову въ средніе в ка, разум я подъ именемъ ars literatoria грамматику, при чемъ изученіе литературы входило въ составъ науки риторики. Наше понятіе о литератур прочно установилось въ бол е новое время; вм ст съ этимъ опред лилось и значеніе исторіи литературы. По этому современному понятію, литература въ самомъ общемъ смыел есть совокупность произведеній духовной д ятельности челов ка, иолучившихъ осязаемое выраженіе чрезъ посредство языка, письма или печати, совершенно независимо отъ ихъ реальныхъ и формальныхъ отличій".*) Но такое общее понятіе о литератур слишкомъ широко, если р чь идетъ объ Иторіи литературы, какъ отд льной наук , *) I. Шерръ. „Всеобщая исторія литературы". Перев. П. Вейнберга. Москва 1896 г. стр. 3.
Стр.3
IV И д йствительно, ученые пытались его ограничить. Одни изъ нихъ, обращая вниманіе на форму и языкъ, говорили, что т произведенія въ стихахъ и проз , называются литературными, который отличаются отъ другихъ художественными особенностями или живописностью языка. Другіе определяли литературный произведенія глубже: въ область нонятія „литература" входятъ такія ироизведенія, который отличаются у каждаго народа отъ соотв тственныхъ произведеній другихъ націй особымъ націотлънымъ духомъ и тономъ, независимо отъ различія по языку. Но, разум ется, такое понятіе о литератур не всегда можно строго провести и удержать, потому что въ нов йшей искусственной поэзіи „особые національные" тоны часто затемнялись и вступали другъ съ другомъ въ очень разнообразныя сочетанія. Третьи ученые ставятъ вопросъ о литератур на психологическую почву и говорятъ, что литературныя произведенія т , въ которыхъ отражается весь человчъкъ (авторъ), во всей своей внутренней, духовной личности; не таково, напр., сухое изсл дованіе ученаго. Н которые относятъ къ литературнымъ произведеніямъ такія, гд отражается внутренняя, духовная жизнь челов ка. Наконецъ, литературу опред ляютъ, какъ совокупность лроизведеній, выражающихъ идеалы челов чества, къ которымъ люди стремились въ изв стную эпоху; литература есть живой отиечатокъ современнаго челов ка. Каждое изъ этихъ опред леній, в рное само по себ , пе полно, такъ какъ каждое разсматриваетъ только отд льную сторону своего предмета. Какъ же дойти до полнаго опред ленія литературы?.... Дойти до этого можно путемъ историческимъ, т. е. обращая взглядъ на литературу съ самыхъ первоисточниковъ ея зарожденія. Вс , изучавшіе литературу, приходятъ къ тому выводу, что тэзія старше прозы, поэтическое творчество старше теоретическаго. Никогда и нигд умственная жизнь народа не начиналась съ отвлеченныхъ понятій и теоретическаго мышленія. Челов къ началъ жить воображенгемъ и чувтвомъ. Онъ не столько понималъ, сколько ощущалъ и чувствовалъ природу, сколько воображалъ о ней. Литературы вс хъ народовъ начались съ поэзіи;
Стр.4
Y проза развилась поздн е, по м р того, какъ вырабатывалась теоретическая мысль, пров ряя и разлагая первоначальную работу воображенія, давнія преданія, общепринятыя в рованія и укоренившіяся представленія и понятія....Если сл дить за поэзіей исторически, то мы прежде всего встр тимся съ древн йшей формой народной поэзіи—съ эпосомъ (сказаніемъ) ми ическимъ (о богахъ),а поздн е—героическимъ (челов ческимъ). Народъ всегда и везд сначала облекаетъ свое міровоззр ніе въ образы боговъ и героевъ, въ пов ствованія объ ихъ подвигахъ и приключеніяхъ, слагая ми ы и легенды, или сказанія. Народные герои этихъ иервобытныхъ временъ являются посредствующимъ звеномъ, связующимъ народъ съ его богами. Народъ олицетворяетъ въ нихъ преобладающія стороны своего національнаго характера, д лаетъ ихъ носителями своей еще младенческой мысли и своего чувства, свонХъ радостей и своего горя. Но за эпохой созданія ми а стоитъ еще бол е древняя: эпоха созданія языка, слова челов ческаго. Что же такое слово челов - ческое?.... Вопросъ о созданіи и развитіи языка окончательно еще не р шенъ въ наук . Доказано только, что почти вс основные языки Европы (кельтскій, греческій,! латинскій,германскій, славяыолитовскій) и н которые языки Азіи (древне-иранскій, древнеиндійскій) произошли отъ одного общаго, первоначальнаго языка—арійскаго (когда то бывшаго живымъ, а нын не существующаго), и потому составляютъ одно семейство такъ называемыхъ индо-европейскихъ языковъ; то же самое достов рно доказано и относительно языковъ семитическихъ (арамейскій, еврейскій, арабскій). Изучая языкъ изв стнаго народа, мы наблюдаемъ въ немъ весьма незначительное количество основныхъ одно-сложныхъ созвучій (р же—единичныхъ звуковъ) или корней (около 400—500) сравнительно съ громаднымъ обиліемъ словъ. Изъ этихъ то коренныхъ созвучій (или звуковъ) и создавался языкъ народа. Каждый изъ корней, обозначающихъ общее и главное понятіе слова (корпусъ слова), выражаетъ впечатл ніе, произведенное на челов ка т мъ или другимъ предметомъ. Такъ, слово „крыло" означаетъ то, что кроетъ; „жито"—то, что даетъ жизнь. Въ процесс сложенія языка наблюдается то явленіе, что въ
Стр.5