Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Три табангутских рода селенгинских бурят (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСмолев Яков Степанович
Издательствот-во тип. А.И. Мамонтова
Страниц61
ID65932
Смолев, Я.С. Три табангутских рода селенгинских бурят / Я.С. Смолев .— : т-во тип. А.И. Мамонтова, 1900 .— 61 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65932 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Co врем нъ первыхъ изсл дователей, изучавшихъ бурятъ: Дуброва—Иркутскихъи Александры Викторовны Потаниной—Забайкальскпхъ, все болыпе и больше появлялось изсл дованіп, но вс они им ли въ виду изученіе ц лаго племени бурятъ, а не отд льныхъ его родовъ. <...> Я занялся частнымъ изученіемъ родовъ Табангутскихъ, самыхъ многолюдныхъ изъ живущихъ какъ въ самомъ город Троицкосавск , такъ и его окрестностяхъ; собиранію матеріаловъ значительно способствовало то, что я всю жизнь провелъ вблизи бурятскихъ улусовъ и при постоянныхъ сношеніяхъ съ бурятами усп лъ блнзко ознакомиться съ ихъ языкомъ и бытомъ. <...> Я буду весьыа радъ, если мои, хотя и иеполныя св д нія, внвсутъ что - нибудь новое въ матеріалы по изученію этнографіи бурятъ. <...> Преданіе о происхожденіи Табангутскихъ родовъ: Въ XVII в к , во время владычества монгольскаго князя Туш ту-хана, земли котораго простирались отъ кумирни Эрдэни-цзу до озера Угэй-нуръ и береговъ р ки Харухи, въ подданств его изъ коренныхъ монголовъ находилось такъ называемое Таболынское племя. <...> Князь Туш ту-ханъ, просватавъ и выдавъ свою дочь, которую буряты называютъ Эчжи-Гунчжи, замужъ за князя Сэцэнъ-хана, прислалъ съ ней трехъ челов къ съ семьямй изъ Таболыискаго 1 9 племени, какъ ея слугъ, съ т мъ, чтобы таковые не возвращались обратно, а ашли бы при дочери Эчжн-Гунчжи. <...> II теперь буряты говорятъ между собою, что у третьяго рода бол е скота, такъ какъ и потомство младшаго брата унасл довало отъ него склонность къ скотоводству. <...> Ламы, при л ченіп таболынцевъ, отравляли ихъ по приказанію Амбаня, а при рожденіи д тей мзгжского пола повитуха съ ламой производила кастрацію, чтобы не <...>
Три_табангутских_рода_селенгинских_бурят.pdf
Стр.1
Стр.2
U4 -р 1? ТРИ ТАБАНГУТСКИХЪ РОДА СЕЛЕНГИНСКИХЪ БУРЯТЪ. ЭТНОГРАФИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ Я. Смолева. Co врем нъ первыхъ изсл дователей, изучавшихъ бурятъ: Дуброва—Иркутскихъи Александры Викторовны Потаниной—Забайкальскпхъ, все болыпе и больше появлялось изсл дованіп, но вс они им ли въ виду изученіе ц лаго племени бурятъ, а не отд льныхъ его родовъ. Я занялся частнымъ изученіемъ родовъ Табангутскихъ, самыхъ многолюдныхъ изъ живущихъ какъ въ самомъ город Троицкосавск , такъ и его окрестностяхъ; собиранію матеріаловъ значительно способствовало то, что я всю жизнь провелъ вблизи бурятскихъ улусовъ и при постоянныхъ сношеніяхъ съ бурятами усп лъ блнзко ознакомиться съ ихъ языкомъ и бытомъ. Я буду весьыа радъ, если мои, хотя и иеполныя св д нія, внвсутъ что - нибудь новое въ матеріалы по изученію этнографіи бурятъ. Преданіе о происхожденіи Табангутскихъ родовъ: Въ XVII в к , во время владычества монгольскаго князя Туш ту-хана, земли котораго простирались отъ кумирни Эрдэни-цзу до озера Угэй-нуръ и береговъ р ки Харухи, въ подданств его изъ коренныхъ монголовъ находилось такъ называемое Таболынское племя. Князь Туш ту-ханъ, просватавъ и выдавъ свою дочь, которую буряты называютъ Эчжи-Гунчжи, замужъ за князя Сэцэнъ-хана, прислалъ съ ней трехъ челов къ съ семьямй изъ Таболыискаго 1
Стр.3
9 племени, какъ ея слугъ, съ т мъ, чтобы таковые не возвращались обратно, а ашли бы при дочери Эчжн-Гунчжи. Размножившись, они составили подъ старымъ названіемъ племя, платившая дань уже Сэцэнъ-хану. Такимъ образомъ, таболынцы перешли въ подданство князю Сэцэнъ-хану, княжество котораго располагалось кочевьемъ при р к Хэрулюп . Таболынцы паходились постоянно вблизи княгини, какъ люди, знакомые съ ея привычкаіш. Въ точности исполняя ея волю, они заслужили чрезъ это большое дов ріе и вниманіе у самого князя. Княгиня почти не пользовалась услугами коренныхъ подданныхъ своего иужа и старалась настолысо приблизить своихъ таболынцевъ къ князю, чтобы онъ дов рилъ имъ распоряженіе надъ остальнымп монголами. Вс три брата были приближенными князя и княгини и пользовались особеннымъ дов ріемъ, такъ что старшій братъ распоряжался всею прислугой князя; средній братъ былъ какъ бы экономомъ по выдач всякихъ припасовъ, а младшій братъ над сматривалъ за скотомъ и т ми людьми, которые паслн скотъ. Вотъ каковы были сначала обязанности трехъ братьевъ при княз . Между братьями вскор разгор лась зависть. Старшій братъ, пользуясь своимъ положеніемъ и дов ріемъ князя, часто кралъ припасы, полученные отъ средняго брата; средній же братъ, получая отъ младшаго брата скотъ, также пользовался этимъ с.тучаемъ для своихъ личныхъ ц лей; только одинъ младшіи пе могъ этого д лать, но онъ былъ честн е двухъ старшихъ братьевъ и старался добросов стно набліодать за скотомъ. II теперь буряты говорятъ между собою, что у третьяго рода бол е скота, такъ какъ и потомство младшаго брата унасл довало отъ него склонность къ скотоводству. Туземцы, сознавая, что эти таболыицы заберутъ ихъ въ свои руки, пачали д лать ложные доносы и подводить таболынцевъ подъ наказаніо и отв тственность; но пока были живы князь и княгиня, вс попыткп повредпть табалыпцамъ не им ли усп ха. Въ начал XVIII стол тія скончался князь Сэцэнъ-ханъ, оставивъ новаго правителя—Амбаня, родомъ изъ коренныхъ монголовъ, который не питалъ доллшаго уваженія ко вдов княгин . Co смертыр князя, съ самаго начала правленія Амбаня, между таболындами и туземцами начались распри, ссоры, тяжбы, даже кражи и убійства; правыми, конечпо, всегда являлись туземцы, а ие таболынцы.
Стр.4
— 3 — Данъ, наложенная на таболынцевъ, сд лала ихъ жизнь еще невыносим е. Ламы, при л ченіп таболынцевъ, отравляли ихъ по приказанію Амбаня, а при рожденіи д тей мзг жского пола повитуха съ ламой производила кастрацію, чтобы не дать размножиться табольшцамъ и искоренить ихъ племя. Такос безвыходиое положеніе таболынцевъ поневол заставило ихъ подуиать о выход изъ пего, и вотъ они р шили б жать, но куда? Если обратно къ старому князю, то ихъ тамъ не примутъ и выдадутъ врагаыъ, а въ другое м сто некуда. Опи и придумали откочевать далыпе къ с - веру, а потомъ б жать въ пред лы Россійскаго государства. Три года таболъшцы готовшшсь къ поб гу и старались сохрапить въ тайп свой планъ. Подготовка къ поб гу состояла въ сл дующемъ: запастись хорошими лошадьми, уменьшить количество скота, завести одежду, обувь и войлока для жилища, а съ наступленіемъ весны совершить и самый поб гъ. Наступилъ 1719 годъ. Съ іюявленіемъ зелени, т. е. подножнаго корма, три брата изъ табодынскаго племени, взявъ съ собоіо свои семейства, много товарищей, ламъ, хувараковъ и гадалыдиковъ, совершили поб гъ. Остальные таболыщы о^казывались отъ поб га: одни по б дности или старости, а другіе, боясь погони, поимки и наказанія. Три брата б глсца успокаивали себя и своихъ товарищей т мъ, что находящіеся съ ними ламы помогутъ имъ молитвами и сов таыи, а воролсеи—гаданіемъ и отчитываніемъ отъ пападенія погони. Преданіе не говоритъ, сколько именно времени продолжалось ихъ путешествіе, но упоыинаетъ, что на половин дороги, когда они остановились для отдыха и кормежки лошадей и скота, ламы посл утоленія голода стали совершать лолитвы и прнпосить жертвы, а ворожеи начали гадать о томъ, какъ велнка опасность въ путешествіи и н тъ ли за ними погони. Вскор они узнали, что погоня близка, а опасность неминуема. Тогда ламы распорядились готовить скор е лошадей и собнрать скотъ и даже, для быстроты поб га, бросить малол тнихъ д тей и н которыхъ стариковъ. Но одинъ изъ ламъ заявилъ, что однимъ только можло спастись, это—воротиться назадъ и заявить погон , что они ищутъ хорошаго м ста для кочевья; но многіе не согласились на это. Тогда ламы опять совершили моленье, и одпнъ изъ гадалыциковъ приказалъ перевернуть с дла на лошадяхъ, переднею лукой назадъ, равно Я. СМОЛЕВЪ. 2
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ