Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Записка о духоборцах на Кавказе (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСкворцов Василий Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц43
ID65819
Скворцов, В.М. Записка о духоборцах на Кавказе / Сост. ... В. Скворцовым; В.М. Скворцов .— : [Б.и.], 1896 .— 43 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65819 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Начало возникнов нія духоборческой севты ngfcg,, разд д ніэ йсторхи ей, на п ріоды. г ип Обсл довані матеріаловъ.по исторіи возникновенія и даіЪкГ^ я йшаго зат мъ развитія духоборческой секты приводіггъ къ несомн нному заключенію, что духоборство съ самаго своего возникновенід.. (въ половин Х Ш в ка) всегда было сектою бол е соціалъно-политгіческою, ч мъ релтіозною и потому и крайне вред ною не столько въ церковномъ, сколько 'въ государстенномъ отпошенги. <...> Въ жизни духоборческой ."секты ярко вырисовываются свои грани, который д лятъ всю'йсторш духоборія па 4-ре пергода. <...> Первый—идетъ отъ начала ripоявленія духоборчества до поселенія еектантовъ на «Молочныхъ -5одахъ» ^ (1802 г.) въ Тавротоошвй •'•'•• губерніи. <...> Первый періодъ исторвгаеской жизни О К^БІІ 1 Возродившись въ темной народной масс , подъ вліяніемъ янов рной либерально-соціальной пропаганды квакеровъ, на почв протеста противъ "кр постнаго гнета и неправдъ того времени,— въ первый періодъ своего бытія посл дователи этой секты не выд лялись особо изъ толпы народныхъ религіозныхъ вольнодумцевъ того времени, протестантскаго либерадьнаго пошиба. <...> Но вотъ само же правительство создаетъ такую организацію въ ход исторической жизни секты, которая привела сектантовъ къ практическому осуществленію испов дываемыхъ ими антихристіанскихъ и противоправительственныхъ началъ в ры и жизни. <...> Зд сь разум ется правительственное распоряженіе 1802 года «о соединеніи вс хъ содержащихъ духоборческое ученіе во едино» и о водворені <...>
Записка_о_духоборцах_на_Кавказе.pdf
СПИСКА О ДУХОБОРЦАХЪ НА КАВКАЗЪ *). Д. Начало возникнов нія духоборческой севты ngfcg,, разд д ніэ йсторхи ей, на п ріоды. г ип Обсл довані матеріаловъ.по исторіи возникновенія и даіЪкГ^ я йшаго зат мъ развитія духоборческой секты приводіггъ къ несомн нному заключенію, что духоборство съ самаго своего возникновенід.. (въ половин Х Ш в ка) всегда было сектою бол е соціалъно-политгіческою, ч мъ релтіозною и потому и крайне вредною не столько въ церковномъ, сколько 'въ государстенномъ отпошенги. Въ жизни духоборческой ."секты ярко вырисовываются свои грани, который д лятъ всю'йсторш духоборія па 4-ре пергода. Первый—идетъ отъ начала ripоявленія духоборчества до поселенія еектантовъ на «Молочныхъ -5одахъ» ^ (1802 г.) въ Тавротоошвй •'•'•• губерніи. ііШСЛШ- £ II. Первый періодъ исторвгаеской жизни О К^БІІ1 Возродившись въ темной народной масс , подъ вліяніемъ янов рной либерально-соціальной пропаганды квакеровъ, на почв протеста противъ "кр постнаго гнета и неправдъ того времени,— въ первый періодъ своего бытія посл дователи этой секты не выд лялись особо изъ толпы народныхъ религіозныхъ вольнодумцевъ того времени, протестантскаго либерадьнаго пошиба. Въ этотъ періодъ вырабатывались и формировались религіозные И' социальные догматы духоборчества. Передовыми д ятелящ* въ этомъ отношеніи были тогда изв стные наставники еекты^— Калесниковъ и Побирохинъ. При территоріальной разъединенности и постоянныгь ст сненіяхъ со стороны окружающаго православнаго населенія, духовен,*) Составлена по поруч[енію'1 ?. Оберъ-Прокурора Овят йшаго 0»%ода ЯИНОВЯИЕОМЪ особыхъ порученій В. Окворцовымъ, по наблюденіязгь на м ст . 1 2007042139
Стр.1
ства и м стныхъ властей *), духоборы не могли въ первое время практически осуществлять своихъ противообщестізенныхъ, религіозно-коммунистическихъ тенденцій, а содержали тъ, подобно вс мъ друтмъ наишмъ сектамъ раціоналистическаго направленія—въ принцип . Но вотъ само же правительство создаетъ такую организацію въ ход исторической жизни секты, которая привела сектантовъ къ практическому осуществленію испов дываемыхъ ими антихристіанскихъ и противоправительственныхъ началъ в ры и жизни. Зд сь разум ется правительственное распоряженіе 1802 года «о соединеніи вс хъ содержащихъ духоборческое ученіе во едино» и о водвореніи посл дователей этой секты на тучныхъ поляхъ Тавріи, съ болыпимъ над ломъ (по 15, а въ натур по 37 дес. на душу) и съ льготами по уплат податей на 5 л тъ. Ш. Второй періодъ жизни духоборческой секты и присвоеніе ею себ правъ особаго государства въ государств . Со времени поселенія на Молочныхъ водахъ начинается второй періодъ въ исторической жизни духоборческой секты, продолжающиеся до распоряженія (1839 г.) Императора Николая Павловича о выселеніи Мелитопольскихъ духоборцевъ въ Закавказье. Жизнь въ Закавказь (съ 1841 г.) до событій 1886 года, начавшихся со смертію посл днеіі правительницы секты—Лукерьи Васильевны составляетъ третій періодг. Посл днее мятежное для духоборческой секты десятил тіе составитъ особый четвертый періодъ, который долженъ закончиться предстоящими правительственными м ропріятіями, которыхъ ждутъ духоборцы и вс заинтересованные духоборческою эпопеею русскіе люди. Обращаясь къ обсл дованію втораго, самаго главнаго въ исторіи духоборія періода,—нельзя не вид ть, что правительственная м ра массоваго сплотненія духоборцевъ въ одной общин , тогда считавшаяся, менаду прочимъ, «надежн йшимъ средствомъ къ погашенію ихъ ереси», на самомъ д л дала совершенно обрат*) Дравительетвенныхъ гоненій, въ смысл систематическаго приня т общихъ м ръ секта эта за уб жденія сов стя своихъ адептовъ никогда не претерп вала,—суровыя наказанія касались лишь н воторыхъ проігагандистовъ и изув ровъ.
Стр.2
— 3 — ные результаты: съ 1802 года секта получила вс средства къ жизненности и упроченію своихъ вредныхъ соціально-религіозныхъ началъ и русскіе люди отданы были въ в ковую кабалу своекорыстныхъ агитаторовъ, сл ныхъ вождей сл пой массы. Актъ величайшей милости гуманнаго Монарха, главари секты посп - шили истолковать въ томъ превратномъ смысл , что отсед секта получаетъ права отъ словъ перейти къ д лу и можетъ осуществить въ жизни безсмысленныя мечтанія и противогосударственныя вождел нія. Темной масс людей, оторванныхъ отъ родной православной почвы, главари тогда внушали, что само правительство признало, будто бы за сектою право на свое особое существованіе, потому и отводить отд льную территорію, отказывается отъ вм шательства въ ихъ религіозно-нравственный и общинный быть,—что правительство требуетъ отъ нихъ,—членовъ новой релнгіозной общины, лишь вн шняго подчиненія изв стнымъ существующимъ законамъ и исправнаго взноса податей (дань) и проч.—Духоборчество, такимъ образомъ, пріобр вши съ территоріальною общностью на «Молочныхъ водахъ> возможность къ твердому сплоченно, постепенно развивало и укр пляло общность соціально-религіозныхъ уб жденій. Для образованія изъ духоборческой общины собственно государства—не доставало тогда одного шага, а именнообщности власти. Хотя по ученію, испов дываемому членами либ - ральнаго союза, вс братья—равны и свободны и на земл у нихъ признавалась теократическая власть одного Царя Небеснаго, но эта власть до ея реализаціи въ жизни являлась слишкомъ отвлеченною, т мъ бол е, что авторитетъ власти общегосударственной— власти Русскаго Царя, Помазанника Божія, оставался въ глазахъ массы сектантской невольно, въ силу унасл дованныхъ отъ русскихъ предковъ традицій, непоколебимымъ и незыблемымъ, а это препятствовало окончательному обособленію духоборческой общины. Отд дьные вожаки секты, выдающіеся и по уму и по способностямъ и жаждавпгіе такого именно обособленія секты, въ силу эгоистическихъ стремленій, отлично понимали такое положеніе вещей, но и сознавали вм ст съ т мъ, что для борьбы со столь сильнымъ авторитетомъ, какъ власть Русскаго Государя—единственнымъ возможнымъ противов сомъ въ 'глазахъ массы сл пыхъ посл дователей можетъ явиться лишь власть воплотившагося Бога— и вотъ появляется новый догматъ въ ученіи секты о, вопдощеніи, въ лиц избранныхъ лицъ духоборц въ, самаго Сына Божія Іисуса
Стр.3