Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Искусство (ИД 1 Сентября)

Искусство (ИД 1 Сентября) №8 2016 (220,00 руб.)

0   0
Страниц64
ID656914
Искусство (ИД 1 Сентября) .— 2016 .— №8 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/656914 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Искусство_(ИД_1_Сентября)_№8_2016.pdf
избранный танцор. Он носил маску на лице или на голове как шлем либо гребень. Во время церемонии, сопровождающейся танцами и музыкой, танцор впадал в транс, полностью сливаясь с духом, которого представляла маска, и «общаясь» с предками. В этом состоянии танцор передавал послания членам своего сообщества. У каждой маски (из дерева, кожи, иногда украшенной ракушками, серебряными инкрустациями и бусинами) собственное назначение и свой стиль. Он обусловлен социальными и религиозными верованиями сообщества и индивидуальным видением и талантом резчика. При рассматривании масок убеждаешься, что африканские племенные художники не стремились создать идеальное изображение персонажа. Хотя встречаются реалистические портреты, в большинстве масок демонстрируются различные человеческие качества: благородство, красота, отвага, злоба, юмор. В композиции доминирует симметричное расположение линий, форм, очертаний, что придает маскам целостность и достоинство. Африканские маски могут быть круглыми, овальными, прямоугольными, вытянутыми, в форме сердца или в образе животного, человека. Приемы упрощения и абстрагирования визуальных элементов в африканской маске усиливает их экспрессивную власть. Члены этнической группы лега живут в тропических лесах восточной части современной Демократической Республики Конго. Под эгидой тайной религиозной ассоциации бвами избранный из группы лега овладевает системой символов для достижения высшей степени посвящения. Чем выше уровень посвящения, тем больше значение маски и тем менее она доступна для других членов группы. Так, маски в форме сердца, покрытые белой краской, являются принадлежностью обладателя предпоследней степени, почти вершины в иерархии степеней посвящения бвами. Представители народности квеле верят в колдовство, сглаз и болезни, порожденные злыми чарами. Предназначенный для защиты от колдовства ритуал бите нацелен на очищение с помощью духов в форме масок экук («духи в лесу»). Маски квеле изображают антилопу, чье мясо съедалось в конце ритуала бите. У масок квеле два крупных рога: иногда они располагаются на голове, иногда закругленные рога как бы обрамляют лицо. Эти маски в форме сердца с миндалевидными глазами и маленьким ртом (иногда рот вообще отсутствует) необыкновенно красивы. Ярко раскрашенные маски народности суку (юг Республики Конго) используются в ритуале перехода к взрослой жизни. Во время обряда инициации (который продолжается год и больше) мальчиков-подростков изолируют от жителей деревни и подвергают тяжелым испытаниям, включая обрезание, призванным сделать их сильными и отважными. Кульминация инициации для мальчиков — их символическая смерть как детей и рождение как мужчин. Заключительный обряд муканда сопровождается представлением в масках с изображением людей и животных, часто высмеивающим женщин и подчеркивающим мужскую доблесть. Фигурки стражей на реликвариях отражают африканские религиозные воззрения на цикл жизни и смерти и связь живых и умерших. В Габоне и Гвинее духовная связь между живыми и умершими обретает физическую форму через реликварии — контейнеры для сохранения черепов и костей умерших вождей, воинов, женщин, достойных всеобщего уважения. Члены семей не только устраивают церемонии, приносят им дары, но и в процессе особого ритуала советуются по поводу важных событий (подготовка к войне, неурожай), предотвращения или лечения болезней. Народности фанг и кота помещали фигурки на коробах или корзинах с реликвиями, иногда реликвии находились в торсе статуэтки. Даже 11 формы реликвария у каждой народности свои. Фигуративная форма мбулу нгулу у народности кота призвана усилить власть реликвария. Особенно впечатляют резные деревянные фигурки, разнообразные по пропорциям, стилю и обработке поверхности дерева. Иногда авторы статуэток наделяют их индивидуальными чертами предков, включая прическу, украшения. Иногда используется парик из волокон растений. Важную роль в культуре сообществ играла женщина. «Считалось, что женщина соединяет землю с небосводом и является связующим звеном между людьми и потусторонними силами. Ее образ изображали на наконечниках стрел, амулетах, расческах и табуретках, на которых сидел вождь», — рассказал куратор выставочного проекта, этнолог, археолог, историк искусства Франсуа Нейт. Особой выразительностью отличается маска пуну с белым лицом, эффектной прической, воплощающая дух предка. Отличительная особенность женщин пуну — красивая прическа. На лбу маски ясно видны шрамы, иногда на лоб и щеки наносятся красные пятна. Как правило, дух на маске изображен с прямым носом, выпяченными губами, дугообразными бровями, узкими глазами, закрытым ртом. В последнем разделе привлекают оригинальные по форме метательные ножи и редкие ткани народности куба с абстрактным орнаментом, которые вдохновили Матисса на создание декупажей (ткани из коллекции художника, некоторые из них ныне в Бранли). На выставке представлено несколько декупажей Матисса из коллекции ГМИИ. Поражает, как много художников, скульпторов использовали элементы африканского искусства в своих работах: Пикассо, Дерен, Вламинк, Модильяни, Клее, Липшиц… «Конголезское искусство — это то самое искусство, которое спровоцировало нынешних классиков — художников XX века: Пикассо, Дерена, Джакометти», — отметила директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак.
Стр.11
В ыставки Метательный нож ондо. Центральноафриканская Республика или Демократическая республика Конго. Народность банда или янгере. XIX в. Металл, растительные волокна Блоковые, геометрические скульптуры Липшица похожи на работы мастеров народности сенуфо. Особый способ пластического обобщения (геометризация черт лица) родился у Пикассо во время его работы над портретом Гертруды Стайн после его знакомства с африканской скульптурой. В начале ХХ века художники авангарда, увлеченные новыми концепциями визуализации, испытали влияние экзотических, чуждых западному восприятию форм африканского искусства. Последний раздел выставки был подготовлен музеем на набережной Бранли специально для ГМИИ им. А.С. Пушкина, в собрании которого находятся выдающиеся произведения искусства начала XX века, демонстрирующие влияние африканского искусства. Цитаты с сайта: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/152009/ искусство (ноябрь–декабрь) 2016 Фигура мбулу нгулу. Навершие реликвария для останков почитаемого предка. Габон. Народность кота. Начало XX в. Дерево, металл Фигура предка. Конго. Народность бембе. Конец XIX – начало XX в. Дерево 12
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.