МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Учебно-методическое пособие
Составители:
М.А. Чурсина,
О.П. Негробов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
Оглавление
Экологический мониторинг и его нормативно-методическая база ................. 4
Классификация методов экологического мониторинга .................................. 16
Методы оценки состояния окружающей среды ............................................... 18
1. Физико-химический мониторинг .................................................................. 18
1.1. Техника отбора проб ................................................................................ 21
1.2. Анализ природных вод ............................................................................ 26
1.3. Методы лабораторного анализа, используемые при контроле загрязнения
атмосферы ............................................................................................. 47
1.4. Химический анализ почв ......................................................................... 61
1.5. Мониторинг суперэкотоксикантов ......................................................... 70
2. Физический мониторинг ................................................................................ 72
2.1. Оценка шумового загрязнения ............................................................... 72
2.2. Ионизирующее изучение как экологический фактор .......................... 77
2.3. Электромагнитное загрязнение .............................................................. 82
3. Биологический мониторинг ........................................................................... 87
3.1. Понятие биоиндикации и область ее применения ................................ 87
3.2. Выбор организма-биоиндикатора .......................................................... 88
3.3. Методы биоиндикации ............................................................................ 91
3.4. Понятие биотестирования и область его применения ....................... 111
3.5. Токсикологические основы биотестирования. Зависимость
доза – эффект ................................................................................................. 113
3.6. Выбор тест-объекта ................................................................................ 118
3.7. Подходы в биотестированию ................................................................ 120
4. Популяционный подход ............................................................................... 141
4.1. Количественные учеты наземных позвоночных ................................ 142
4.2. Учет численности и экологического разнообразия насекомых ........ 153
3
Стр.3
– государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей
среды;
– государственный мониторинг атмосферного воздуха;
– государственный мониторинг радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
– государственный мониторинг земель;
– государственный мониторинг объектов животного мира;
– государственный лесопатологический мониторинг;
– государственный мониторинг воспроизводства лесов;
– государственный мониторинг состояния недр;
– государственный мониторинг водных объектов;
– государственный мониторинг водных биологических ресурсов;
– государственный мониторинг внутренних морских вод и территориального
моря Российской Федерации;
– государственный мониторинг исключительной экономической зоны
Российской Федерации;
– государственный мониторинг континентального шельфа Российской
Федерации;
– государственный экологический мониторинг уникальной экологической
системы озера Байкал;
– государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение
подсистем единой системы государственного экологического мониторинга,
в соответствии с федеральными законами осуществляются:
6
Стр.6
– поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация)
и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих
в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей
среды;
– поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация)
и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
–
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений
под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
– определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных
факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей
среды;
– выработка предложений о предотвращении негативного воздействия
на окружающую среду и направление их в органы государственной власти,
органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям;
– направление в органы государственной власти, уполномоченные на
осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные
органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей
среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных
факторов и предложений об устранении таких нарушений;
– направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления
предложений для их учета при подготовке документов территориального
планирования и (или) предложений об изменении указанных
документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности
человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рацио7
Стр.7
нального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего
поколений;
– выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного
воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных
факторов;
– оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
– создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области
охраны окружающей среды;
– хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих
в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей
среды и предоставление этой информации органам государственной власти,
органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, гражданам;
– поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация)
и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих
в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей
среды;
– поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация)
и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
–
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений
под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
– определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных
факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей
среды;
– выработка предложений о предотвращении негативного воздействия
на окружающую среду и направление их в органы государственной вла8
Стр.8
сти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям;
– направление в органы государственной власти, уполномоченные на
осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные
органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей
среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных
факторов и предложений об устранении таких нарушений;
– направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления
предложений для их учета при подготовке документов территориального
планирования и (или) предложений об изменении указанных
документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности
человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального
использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего
поколений;
– выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного
воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных
факторов;
– оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
– создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области
охраны окружающей среды;
– хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих
в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей
среды и предоставление этой информации органам государственной власти,
органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, гражданам.
9
Стр.9
Государственный фонд данных является федеральной информационной
системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей
в себя:
– информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы
государственного экологического мониторинга (государственного
мониторинга окружающей среды);
– результаты производственного контроля в области охраны окружающей
среды и государственного экологического надзора;
– данные государственного учета объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду.
Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются
в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством
Российской Федерации об информации, информационных технологиях
и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на
осуществление государственного экологического мониторинга (государственного
мониторинга окружающей среды), а также органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении
государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга
окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления
соответствующего мониторинга информацию в государственный
фонд данных.
Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных,
перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее
представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается
Правительством Российской Федерации.
10
Стр.10