Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПокровский Егор Арсеньевич
Издательствотип. А.А. Карцева
Страниц388
ID65373
Покровский, Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России : Материалы для мед.-антропол. исслед. Е.А. Покровского / Е.А. Покровский .— : тип. А.А. Карцева, 1884 .— 388 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/65373 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

) Считаю долгомъ принестп зд сь свою глубокут благодариость г. дпректору атого Архнва, Барону . <...> Различные способы ухода за дитятей, начиная съ утробной жизни, первоначальная обстановка его при рожденіи, омовеніе, пеленаніе, посл дующая за т мъ Фабрикація различныхъ членовъ во вкус племени, укладываніе въ постели, од ваніе, питаніе, пріученіе къ сид нію, ходьб и пр. tao заведеннымъ изстари обычаямъ, безспорно им ютъ не малое вліяніе на ФИЗИЧ СКІЯ особенности народа и кладутъ на немъ свою р зкую печать, подобно тому, какъ это оказываютъ съ своей стороны климатъ, образъ жизни, племенной подборъ» и т. п. <...> Чтобы показать, какъ иногда безце|)емонно европейцы трактують о Россіи, позволю себ привести зд сь н сколько прим ровъ. <...> Церемонія эта привлекаетъ бездну народа, ибо посл водосвятія крестятъ въ р к новорожденныхъи не аосредствомъ обливанія, а черезъ погруженіе нагих-ь младенцевъ въ прорубь на льду; случилось въ тотч> день, что поп^ь, совершавшій крещеніе, старикъ сь б лою бородою и трясущимися руками, уроиилъ одного изъ этихъ б дных'ь малютокъ въ воду и ребенокъ утонулъ. <...> Такъ Плоссъ въ своихъ антропологическихъ этюдахъ, между прочимъ, тщательно собиралъ и все то, что касалось разныхъ предразсудковъ, символическихъ знаковъ, заклинаній, церемоній и тому подобныхъ обычаевъ при воспитаніи д тей, им ющихъ лишь этнограФИческій характеръ, указывающій на ту или другую степень развитія даннаго народа, но часто совс мъ не им ющій вліянія на Физическое развит <...>
Физическое_воспитание_детей_у_разных_народов,_преимущественно_России.pdf
V %2$ i
Стр.1
У РАЗНЫХЪ НАРОДОВЪ ПР[І1МУЩЕСТВ[НН0 РОССІИ. \ МАТЕРІАЛЫ ДІЯ МЕДИЕО - АНТРОПОЛОГИЧЕСКАГО ИЗСІ ДОВАШЯ. Е. А. Покровскаго. >*)—^SsS^tttt«ftrfc—€*ТИПОГРАФІЯ А. А. КАРЦЕВА Коимнсеюнера ІИПЕРДТОРСКІГО Общезтва Іюбнтеіей Ебрств званія, Антропоюгш и Этнографш. МОСКВА, ПОКРОВКА, д . ЕГОРОВА. \ І\ / Й A
Стр.2
J&»uІШШ АМ PT1 ІШШ\ El ЕЕРЕБІІ.
Стр.3
ПРЕДИСЛОВШ. Поиытки собиранія давинх7> для пред.чежащаго труда.—Помощь Комитета Аптропологнчесиоіг выставки. —Моя програмыа.— Искаженія св д ній о Роесіи иностранцами,—Необходимость возсхановденія истинн путемъ собиравіа точпыхъ св д піГі отъ туземдевъ.—^Ос.обенная важность собираиія ев д ній объ инородцахъ.—Характеръ ыонхъ изсл довапій. — Цараллель обычаевъ физическаго воспитаиія д тей въ Россіи и другихъ страпахъ.—Недостатки лоего труда,—Благодарпость лицамъ, наибол е сод Ггетвовавшимъ осуіцествленію моей работы. Изучая вопросы д тской гигіены, по своей проФессіи д тскаго врача, и въ то же время неволъно наталкиваясь на различныя воззр нія въ этомъ отношеніи разныхъ народовъ, въ зависимости отъ образа ихъ жизни, культуры, религіи, нравовъ, ФИзическихъ и климатическихъ условій ихъ родины, я давно уже сталъ собирать съ особымъ интересомъ данныя, касающіяся означеннаго предмета, преимущественно въ пред лахъ Россіи. Съ этою ц лію я пересмотр лъ сначала не мало подходящихъ сюда сочиненій, находящихся въ публичныхъ библіотекахъ Москвы, особенно Румянцевскаго Музея, Архива Министерства Иностранныхъ д лъ, ') Университетской, Общества Рускихъ Врачей и т. д., обладающихъ большимъ количествомъ книгъ и частію весьма р дкихъ и ц нныхъ сочиненій изъ области Археологіи, Исторіи, ЭтнограФІи, Гигіены, Медициыы ит. д. Но, къ сожал нію, при всей тщательности своихъ изысканій, именио относительно воспитанія д тей въ Россіи, я могъ собрать изъ печатныхъ источниковъ лишь то.тгько весьма скудный матеріалъ, нуждавшійся въ громадномъ поподненіи. Въ 1878-мъ году Комитетъ Моековской Антропологической выставки, устраивавшейся тогда, оказалъ мн величайшую и весьма лестную для меня честь, предложивши принять участіе въ медицинскомъ отд л своей выставки. Теряясь въ возможности служить съ пользою д лу, для котораго меня приглашали, я т мъ не мен е предложилъ на обсужденіе Комитета программу собиранія св д ній и предметовъ по первоначальному Физическому воспитанію д тей у разныхъ русскихъ народовъ—иначе говоря, собиранія данііыхъ такого рода, которыя, относясь прямо къ моей спеціальности, въ то же времямогли !) Считаю долгомъ принестп зд сь свою глубокут благодариость г. дпректору атого Архнва, Барону . А. Бюлерь, за его въ высокой степени любезыое и обязательное сод йствіе относительио нользованія книгаыи зав дуемой иыъ библіотеки. быть не безинтересными и для антропологовъ. Заявленіе свое я между прочимъ мотивировалъ Комитету сл дующими соображеніями: «Одна изъ главн йшихъ задачь Антропологіи состоитъ въ сравнительномъ изученіи анатомическихъ и Физіологическихъ особенностей челов ка въ отношеніяхъ—племенномъ, расовомъ и археологоисторическомъ. Особености эти, какъ изв стно, вырабатавались и въ настящее время вырабатываются т ми исключительными условіями, при которыхъ жилъ и ншветъ челов къ. Въ числ этпхъ условій между прочииъ играетъ не малую роль колыбельная жизнь ребенка въ широкомъ значеыіи этого слова. Различные способы ухода за дитятей, начиная съ утробной жизни, первоначальная обстановка его при рожденіи, омовеніе, пеленаніе, посл дующая за т мъ Фабрикація различныхъ членовъ во вкус племени, укладываніе въ постели, од ваніе, питаніе, пріученіе къ сид нію, ходьб и пр. tao заведеннымъ изстари обычаямъ, безспорно им ютъ не малое вліяніе на ФИЗИЧ СКІЯ особенности народа и кладутъ на немъ свою р зкую печать, подобно тому, какъ это оказываютъ съ своей стороны климатъ, образъ жизни, племенной подборъ» и т. п. Первое систематическое, наибол е подходящее къ только что изложенной ц ли и единственное до сихъ поръ въ Европ изсл дованіе, притомъ отличающееся наибольшею полнотою и законченностію, конечно принадлежитъ Плоссу і). Въ сочиненіяхъ его, какъ впрочемъ и сл довало ожидать отъ патріотическаго направленія н мецкаго автора, наибол е обработанная часть труда посвящена описанію !) Das Kind in Brauch und Sitte der Volker, Anthropologische Stiidien. D-r Hermann Heinrich Ploss. In zwei Bunden. 1876. Такое же сочшіеніе того же автора, зиачительно умпоженное, издано вторымъ издавіемъ 1882 г. Накоеецъ того же автора н сколько главъ изъ посл дняго издаиія выііущениаго отд льной к.нижкоГі, подъ заглавіом-ь Das klein Kind vom Tragbett bis zum crsten Schritt. 1
Стр.4
- 2 - обычаевъГермаискаго народа. Матеріалъ, собранный имъ по отношенію къ другимъ народамъ, вообще значителенъ; но онъ уже не такъ ц ленъ, а потому отечественные изсл дователи другихъ странъ обязаны уже сами позаботиться о параллельномъ собираніи матеріала касающагося изложеннаго вопроса. Вм ст съ т мъ, конечно, на ихъ же обязаи ности лежитъ выработать и наибол е точныи сужденія касательно вліянія колыбельной жизни, по крайней м р , на н которыя особенности своего народа, а также опред лени е и обстоятельн е разсмотр ть самую генетическую связі- обычаевъ, нодм ченныхъ въ этомъ отпошеніи, съ аналогичными обычаями другихъ народовъ, притомг ь иногда жившихъ въ разныя времена. Относительно Россіи я впервые взялъ на себя трудъ собиранія данныхъ съ означенною ц лію; въ видахъ же наибольшаго усп ха сиоей работы, я считалъ между прочимъ полезнымъ распространить вь Россіи отъ имени Комитета упомянутой выставки предложеиную ему мною программу Къ величайшему моему удовольствію, Комитетъ ые только одобрительно отнесся къ этой программ , но для усп шнаго собиранія данныхъ по ней указалъ и предложилъ мн въ помощь вс свои добрыя и громадныя связи съ раз.іичными уголками Россіи, вс свои вліянія, какія и гд были нужны и наконецъ для лучшаго осуществленія моей ц ди представилъ въ мое распоряженіе достаточную дененшую сумму. Заручившись такимъ падежнымъ и реалънымъ сод йствіемь Комитета, я зат мъ напечаталъ въ н сколъкихъ сотнях-ь экземпляровъ свою программу для собиранія желаемыхъ св д ній, разослалъ экземпляры ати въ губернскіе статистическіе комитеты, редакдіи губернсвихъ и эпархіальныхъ в домостей, прося ІІХІ> вь свою очередь распространить оттиски моихъ программъ между наибол е оочувствуюіцими и могущими быть полезными д лу у здными и земскими врачами, сельскими свяіценниками, народньши учителями и т. п. Я обратилъ особенное вниманіе на означенныхг ь лицъ, какъ стоящихъ ближе всего къ источникам-ь того матеріала, который былъ мн нуженъ и кром того какъналюдей наибол е добросов стныхъ въ доставленіи св д ній, какъ показалъ опытъ. Благодара обязательнымъ отв тамъ многихъ таковыхъ лицъ изь разиыхъ м стъ и м стечекъ, сколько нибудь зам чательныхъ по своей оригинальности, мн удалось, наконецъ, собрать солидное количество самыхъ разнообразныхъ св д ній, а именно бол е 800 'j, кром того бол е 200 весьма оригинальныхъ предметовъ, !) Вс зхи подлшныя св д нія сданы ыною вь библіотеку Общ. Дюб. Есіествознанія, Антролоюгіи и Эінографін. употребляемыхч, при воспитаніи д тей '). Вс мъ эхимъ матеріаломъ я теперь и пользуюсь для своей работы. Матеріалъ св жій, изъ первыхъ рукъ, наибол е іюлный и доетов рный т мъ бол е необходимъ былъ для моей ц ли, что наши отечественныя сочинееія, касающіяся аоставленнаго вопроса, нетолько не богаты ев д ніями, но еще не р дко не особенно обстоятельны въ изложеніи ихъ; поэтому въ ыихъ по временамъ попадается не мало данныхъ вёсьма сомнительнаго достоинствл, не согласныхь ни съ понятіями, ни съ хараьтеррмъ нашего народа—и попавшихъ въ печать. очевидно, по какой-то случайной необдуманности. Подобнаго рода св д нія, занесенныя потоиъ настраницы заграничныхъ изданій и зат мъ іірошедши еще богатую область Фантазіи иностранцевъ, давали и нер дко до сихъ поръ даютъ о Россіи.самыя нев роятныя. иочти чудовищныя представленія, которыя т мъ не мен е нич мъ нельзя опровергнуть, такъ какъ подъ рукой н тъ обстоятельныхъ и авторитетныхъ этнограФическихъ сборниковъ. Чтобы показать, какъ иногда безце|)емонно европейцы трактують о Россіи, позволю себ привести зд сь н сколько прим - ровъ. Изв стный авантюристъ и путешественникъ прошлаго в ка, исколесившій всю Европу, вид вшій и исиытавшій на своемъ в ку весьма многое и многое записавшій въ йвошхъ оригинальныхъ мемуарахъ, Венеціанец'ь Казанова'2 ), между прочимь путешествовалъ по Россіи въ 1765—66-мъ годахі,, гд вид лъ Богоявленское Водосвятіе въ Петербург и описалъ его тнкимъ образомъ: «Присутствовалч. я зимою въ день Вогоявленія, при особениомъобряд : и хочу сказать ириводосвятіи на р к Нев , покрытойвъэтовремя толстымъ слоемъ льда. Церемонія эта привлекаетъ бездну народа, ибо посл водосвятія крестятъ въ р к новорожденныхъи не аосредствомъ обливанія, а черезъ погруженіе нагих-ь младенцевъ въ прорубь на льду; случилось въ тотч> день, что поп^ь, совершавшій крещеніе, старикъ сь б - лою бородою и трясущимися руками, уроиилъ одного изъ этихъ б дных'ь малютокъ въ воду и ребенокъ утонулъ. Встревоженные богомольцы приступили съ вопросомъ, что значитъ такое предзнаменованіе? «А это значитъ—отв чалъ съ важностію попъ,—это значитъ... вотъ что... подавайте мн другаго!»—Вол е всего удивила меня радость родителей б дной ягертвы. «ІІотерять жизнь при самомъ крещеніи,—говорили они въ восторг ,— ') Вс эти предмсты иаходятсл въ настоящее время въ Моск. Политех. Муве , иа Лубянк , составхяя особый отд лъ подъ названіемъ „ФжзичесЕое воспитаніе д теи у развшхъ народовъ". 2 ) Заппскн Венеціанца Казанова о иребываніи его въ Россіи 1765—1766 г. Сообщ. Д. Д. Рябининт..—Русская старина 1874 г. Мартъ, стр. 543.
Стр.5
Физическое_воспитание_детей_у_разных_народов,_преимущественно_России_(1).pdf
— 190 - Изъ Качинской волости, Златоустовскаго у зда, УФИМСКОЙ губерніи, неизв стньшъ лицомъ доставлена была еще башкирская колыбель, представляющая собою незначителъный ваіііантъ такъ часто употребляемыхъ і лРуспколыбелей плетутекъ. Вс же вм ст современныя башкирскія колыбели несомн нно указываютъ на то, что башкиры вм ст съ культомъ русскихъ вообще усердію заимствуютъ у нихъ колыбели и такимъ образоі гь быстро поднимаются въ ассимиляціи имъ до мелочей. Грузинская колыбель (ФИГ. 85) представляетъ собою наибол е типичную Форму вс хъ кавказскихт. и вообще восточныхъ колыбелей, а потому въ HK?кесл дующемъ описаніи мы главнымъ образоі гь будемъ им ть въ виду ее, упомянувъ объ особенФиі'. 85. Грузишжал колыбель съ заііелеяагымь вь ией ребеиііомь и деформирующей иовязкой аа годов , Фиг. 86. Кавказская колыбель съ вологомъ. ностяхъ другихъ, сходныхъ съ ііею, только въ н - скольких^ь словахъ. Колыбель эта въ Душетскомъ у зд ТИФЛИССКОЙ губерніи, - по свид тельству врача Чичіани, - воситъ назваиіе «Аквина»; въ Сватеніи,-по свид тельству граФа Розмордюка, — она называется < Чанъ*; въ Кизляр Терской области,— по свид тельству врача Султанъ-Шаха,—у Армянъ, Грузинъ и Татаръ называется «Оророцъ*, что по армянски означаетъ качалку. Она д лается приблизительно въ аршинъ длины и полартина ширины и вышины, всегда довольно изящной работы, точеная и раскрашенная, такъ какъ она остается въ семь на многіе десятки л тъ. Она похожа на малеаькую кроватку съ низенькими бортами. Вм .
Стр.1
- 191 — сто ножекъ у нея прид ланы полукруглыя дощечки, на которыхъ она качается кзъ стороны въ сторону при мал йшемъ прикосяовеніи. Но такъ какъ подобная колыбель при частомъ качаніи постепенно отодвигается отъ м ста своего; то вь Шеруро-Далагезскоиъ у зд Эриванской губерніи,—по свид тельству Оганисьянцъ,—съ н котораго времени придумано особое приспособленіе, такъ называемые колоши, состоящіе изъ двухъ деревянныхъ желобковъ, въ которыхъ пом щаются ножки колыбели. Въ изголовьи и ногахъ этой колыбели усгроиваются дв дуги вершковъ 9-ти, высшія точки которыхъ соединяются между собою продольной не толстой перекладиной, круглой или точеной. Ц ль этой перекладины та, чтобы, вопервыхъ. за нее можно было удобно качать колыбель, хотя, правда, ее съ не меньшимъ удобствомъ качаютъ и ногой; во втод йствіе на ребенка. Въ изголовьн подъ колыбелъю прид ланъ выдвижной яіцикъ, куда кладутъ заготовленныя пеленки, тряпочки и прочую мелочь. На дн колыбели, состоящемъ обыкновенно изъ дощечекъ, озернаго камыша или просто какого либо переалета изъ шнурковъ, веревокъ и т. п., въ разстояніи а от ъ ножнаго конца прор зано круглое отверстіе, за края котораго держится глиняный цилиндрическій горшечекъ или жеетянка, иазначенныя для прннягія мочи и испражненій. какъ уви димъ это ясн е тотчасъ же. Колыбели карачаввцевь (ФИГ. 88),—по свид тельству Алейникова,—отличаются отъ Грузинскихъ только т мъ, что въ изголовьяхъ и ногахъ не им ютъ возвышающихся дугъ съ продольной перекладиной, а наоборотъ углы ихъ прямо заканчиваются довольно высокими стойками, укр пленными на [іолозьяхъ. Постельныя принадлежности раеположены в ь этой колі.юелн въ слі-.дуюіпемъ порядк , считая енизу вверхъ: J) Тюфячекь. па армянски порпъ, обыкновеиФиг. 87. Коршгрніе въ Грузпнской кольтбе.ііч. рътхъ та, чтобы за нее можно было свободпо брать колыбель и при надобности переносить съ м ста на м сто; въ третьихъ, чтобы черезъ нее можно было свободно покрывать ребенка сверху пологомъ (ФИГ. 86); въ четвертыхъ чтобы она могла служить упоромъ матери при кормленіи ребенка, обыкновенно не вынимаемаго изъ колыбели на это время (ФИГ. 87) и наконецъ въ пятыхъ, чтобы можпо было прив шивать на нее разныя игрушки и погремушки, часто даже заговоренныя «отъ ілаза*, каковы, ва прим ръ, легко передвигаемыя по перекладин де ревянныя кольца, яятарные и гишеровые гпарики, бусы, маленъкія раковинки, камутки, стеклышки, бараньи подкол нныя косточки(альчикь —по армянски), монеты, амулеты и т. п.^Когда ребенокъ не спитъ,—забавляется ими, перебрасывая ихъ своими рученками; когда же засыпаетъ и его кача^ютъ, то погремушки, часто очень красивыя, производятг ь маленькое бряцаніе, которое, вм ст съ монотоннымъ убаюкиваніемъ матери, производитъ усыпительное но сь отверстіемь, . соотв тствующимъ упомянутому вг.іше огверстію въ дн колыбели. ТюФячекъ зтотъ большею частыо бываетъ очень пушистый, иабитый шерстью, a у б дныхъ соломой. У Горцерь Шапсугекаго и Вондуховскаго племепи Екатеринодарскаго у зда Кубанской Области,—по свид тельству Гг. Косоланъ и Шевченко,—тюФячекъ набивается шелухою (мякиною), оставіпеюся отъ обработки проса вь [ішено, у н которыхь же, особенно Евреевь, иногда пухомъ. Въ Козахскомъу зд Эрииаиской губерніи,—по свид тельству Оганисьянць,— тюФячекъ иногда набивается древесньши опилками Ві. Джевод ,—восвид тельству Кистенева, иногда вм сто ТЮФЯЧКОВЪ употребляюгь баранью шкуру, но такъ чтобы отверстіе въ дн оставалось открытымъ. В-ь Шарапанскомъ у зд Кутаисскойгуберніи,—по свид тельству врачаЗерно,—вм сто тюФячка кладутъ с во или чалу (кукурузную солому). У Ка2шчаевцпвъ,—по свид тельству Алейникова,— подстилка въ колыбеляхъ бываетъ сообразно времени года: въ бол е холодное время сначала стелятъ солому, зат мъ тонкую полостенку, а сверхъ овечью шерсть, покрытую двумя пеленками; дитя же окутывается сверху еіце такою же шерсті.ю, a бол е состоятельные такимъ же теплымъ од яльцемъ и все это сверху [іривязывается саФъянными мягкимн бинтами по грузински. Въ бол е теплое время въ этой укупорк д лаютъ то изм неніе, что подосланнуЕО и положенную сверху шерсть или од яльце зам няютъ бол е легкимъ тряпьемъ. Въ Свапгеніи^ — по свид тедьству К.,—д ти укладываются въ постель всегда голыми, подославъ сначала с но, а потомъ войлокъ, на столько дливный, чтобы онъ въ то же время могъ служить и од яломъ. Въ в которыхъ же обществахъ (Ушкудьскомъ, Му
Стр.2
— 192 - лахскомъ, Мужальскомъ)не употребляютъ даже и войлока, а прямо голыхъ д тей завертываютъ въ с но. 2) Простынка, если есть, разстилается сверхъ тюФячка или онъ остается непокрытымъ. 3) Дв подстилки, из'ь которыхъ одну кладутъ подъ плечиребенка и ею завертываютъ эти плечи, грудь, животъ и верхнія конечности, вытянутыя по швамъ, а подъ заднія части кладутъ другую маленькую подстилку, которою отд льно завертываютъ посл днія съ ногами. Длина каждой изъ этихъ подстилокъ по аршину, ширина по четверти или даже н сколько бол е. Первая подстилка называется по армянски, тата-сав'.нъ т. е. ручной саванъ, вторая mamepwшоръ т. е. ножное покрывало. 4) Подушечки, набиваемыя такимъ же матеріаломъ, какъ и матрасецъ. Обыкновенно ихъ бываетъ дв , три, но ни одной изъ нихъ не употребляется подъ голову. Одна подушечка кладется под-ъ плечики и называется подплечникомъ. Ц ль ея та, чтобы приподнять грудь и вм ст съ т мъ сод йствовать вытяженію шеи, такъ какъ короткостъ шеи считается у Грузинъ и Армянъ недостаткомъ. Вторая подушечка кладется на животъ, третья на ноги-, иногда же об посл двія зам няются одною. Фиг. 88. Карагаевская колыбель. Фнг. 91. Фиг. 90. Фиг. 89. Фиг. 94. Фиг. 92. Фиг. 87—88. Деревянныя мочеводныя трубкн мужскія. Фиг. 89—90. Деревяппыя мочеводныя трубки женскія. Фиг. 91. Мо • чеводная трубка изъ бараньей костн. Фиг. 92. Мочсводная трубка, приложенная къ горшечку, собирающему мочу. Ц ль ихъ та, чтобы при помощи мягкости ихъ лучше предохранить ребенка тъ давленія свивальниками, употребляемыми при грузинскомъ пеленавіи. 5) Мочеводныя трубки (ФИГ. 89 — 94) для проведевія мочи въ упомянутый выше горшечекъ. Трубки эти по грузински называются «ширбаки» или «тибаки*, по армянски «ладлг^с?.)»,—СПІ/КЙ", —по татарски «шибскъ» или «т гебекъ*. — Трубки эти д лаются большею частью деревянныя, длиной 5-6 вершковъ, им ютъ различную Форму, смотря по нолу д тей и именно приспособительно къ Форм наружныхъ половыхъ частей ихъ. Эти трубки им ютъ видъ полаго цилиндра, нижній конецъ котораго, опускающійся въ горшечекъ, совершенно прямой, а верхній, прикладываемый къ половымъ частямъ ребенка,крючкообразно загнутъ или в рв е согнутъ подъ прямымъ угломъ на полвершка дливы и зат мъ расширенъ въ вид трубки, изъ которой курятъ, и притомъ въ трубкахъ назначаемыхъ для мальчиковъ это расширеніе д лается круглымъ, а для д вочекъ овалънымъ, или продолговатымь (Фиг. 91 и 92). Края Фнг. 93.
Стр.3
- 193 — отверстія и весь верхъ трубки обыкновенно до половины облиты воскомъ, чтобы она не гнилсі, a зат мъ для предохраненія отъ тренія и другихъ поврежденій половыхъ и бедренныхъ частей ребенка кром того обертываютъ ее старою мягкою в тошью, ватою и т. п, Когда ребенокъ уложенъ въ постель, эти трубки широкими концами своими накладываются на половыя части д тей и при томъ такъ, чтобы весь членикъ мальчика входилъ въ загнутый коиецъ ея, a у д вочекъ болыыія губы входили бы въ самое отверстіе плотно приставленной къ нимъ трубки, Моча стекаетъ по этимъ трубкамъ, не намачивая постели и ребенокъ д йствительно долгое время можетъ оставаться въ ней совершенно сухимъ; но за то,—по свид тельству врача Елагина изъ Рачинскаго у зда Кутаисской губерніи, — всл дствіе описаннаго вставлевія д - тороднаго члена въ мочепріемникъ происходитъ иногда воспаленіе головки его. Въ Грозненскомъ округ Терской области,—по свид тельству М.,— для той же ц ли употребляется бедренная овечья кость, сверху просверленвая, верхній конецъ которой приходится у подовыхъ органовъ для воспріятія мочи. Такія же кости для проведенія мочи,— по свид тельству Шмыткина, употребляютъ горцыКабардинцы. Въ Кнзляр Терской области - по свид тельству врача Султанъ - Шаха, — у Армянъ, Грузинъ и Татаръ трубочки эти д лаются или изъдерева, или же чубукъ д лается изъ камышанки, а трубку сл пляютъ изъ воска. У Карагаевцевъ мочевыя трубки д лаются изъ березовой коры, воловьяго рога и берцевой бараньей кости, Въ Шарапанскомъ у зд Кутаисской губервіи,-по свид тельству врача Зерна,—сосудъ для мочи не прив шивается, а просто ставится подъ колыбель. У Грековъ на Цалк , — по свид тельству священника Попандопудо,—мочепріемники составляютъ роскошъ, а потому у простаго народа они встр чаются р дко и зам няются т мъ, что подъ задвія части ребенка на тряпку насыпаютъ сухой, нагр той земди, которая и воспршшмаетъ въ себя нечистоты дитяти. Тамъ, гд употребляютъ описанныя трубки, болыпею частью вынимаютъ и чистятъ ихъ одинъ, два раза въ день. Когда упомянутыя принадлежности д тской состели готовы, ребенка укладываютъ на нихъ лицомъ вверхъ, въ уровень съ краями колыбели, вытягиваютъ ему ручки, ножки, накдадываютъ нанего описанныя выше подушки и приступаютъ къ спеціальному пеленанію по Грузииски, или иначе сказать, къ особому способу накладыванія 6) свивальниковъ, называемыхъ по грузински «Артахи», —по армянски «капанъ» (повязка). Свивальниковъ этихъ два, изъ коихъ одинъ накладывается на туловище и верхнія конечности. Длина каждаго свивальника І і—2 аршина, ширина—ладонь,—3—4 вершка. Однимъ концомъ свивальники прикр пляются иди в рн е над ваются на петляхъ на особую нетолстую палочку, находящуюся и укр пленную немного ниже верхняго праваго края колыбели. Прид лка этой палочки къ колыбели им етъ то назначеніе, чтобы бинты, прикр пленные къ ней, везд быди равном рно натянуты. Если палочку съ обоихъ концовъ бинтовъ выдернуть, то эти же бинты можно употреблять для пеленанія вн кодыбели. что бываетъ въ первые три дня по рожденіи. Пеленаніе, или правильн е сказать, привязываніе ребенка къ колыбели начинается съ того, что съ правой стороны на л вую свободнымъ концомъ груднаго свивальника охватываютъ сверху плечи и грудную кл тку ребенка, обводятъ его винтообразно по дну колыбеди и доходятъ до верхней поперечины, къ которой свивальникъ, обыкновенно заканчивающійся шнуромъ или ремнемъ. и привязывается, притомъ такъ, чтобы эти шнуры и ремни можно было развязать тотчасъ же по желаніюі. Зат мъ такимъ же порядкомъ обводится чрезъ ребенка и колыбелъ второй свивальникъ —нояшой и такимъ же образомъ прикр плаютъ его. Овивальники эти д лаются иногда шелковые, иногда ситцевые, иногда на подкладк , иногда саФьянные (въ Западномъ Дагестан ), иногда вм сто нихъ употребляютъ длинныя полотенца (Ментовъ), — иногда плотныя кромки, иногда шерстяныя тесемки въ вершокъ ширины (Маремоновъ) и т. п.—Привязываютъ ребенка къ колыбели описанными свивалъниками весьма туго и на много часовъ. Въ Кизляр , наприм ръ,—по свид тельству врача Султанъ-Шаха,—развязываютъребенка изъ колыбелитолько два раза въ сутки: рано утромъ и иногда вечеромъ для перем ны подъ нимъ запачканныхъ пеленокъ. Ц ль такого привязыванія будто та, чтобы ребенокъ не выпадалъ изъ колыбели при усиленномъ качаніи ея. Упакованнаго такимъ образомъ ребенка покрывають теплымъ ваточнымъ 7) од яломъ, а лицо покрываютъ косынкой или пдаткомъ. Наконецъ всю колыбель покрываютъ 8) полоюмъ (по армянски «оророцацканъ> или «зецалъ», т. е. колыбельное покрывало), который д лается изъ ситца, кисеи, шелковой матеріи, ковровъ л тнихъ, зимнихъ или чего попало. He столько полезное, сколько вредное вліяніе описанной колыбеди на Формы, развитіе т ла и здоровье д тяти несомв нно. Такъ мы уже вид ли выше, что ребенокъ, плотио привязанный къ ней, не можетъ лежать иначе, какъ на саин , причемъ затылокъ его, испытывая постоянное давлевіе, можетъ иногда сильно приплющиваться. Вм ст съ этимъ стараются уложить ребенка такъ, чтобы голова его была ниже плечъ для того, чтобы у ребенка получилась длинная шея, такъ какъ короткая шея у армянъ и грузинъ считается недо25
Стр.4
\ — 194 — статкомъ. Припомнимъ зд сь прежде всего интересныя наблюденія, упомянутыя вьтше, George Sattin'a *) надъ многими индійскими племенами Америки, укладывающими д тей своихъ въ постели на спин съ н сколько приподнятой головой, при чемъ подбородокъ ребенка плотно прижимается къ верхней челюсти, всл дствіе чего дитя съ ранняго возраста пріучается держать свой ротъ закрытымъ и такимъ образомъ предохранять себя отъ множества бол зней, сопряженныхъ съ непріятной привычкой держать ротъ открытымъ, какъ это, наоборотъ, нер дко приходится вид ть у многихъ европейцевъ, благодаря беззаботности ихъ относителъно устраненія атой привычки у д тей своихъ съ ранняго возраста. Согласно съ этими наблюденіями, способы укладыванія д тей въ колыбели по Армянски и Грузински, очевидно, даютъ полную возможность для развитія упоминаемой привычки у д тей ихъ держать ротъ открытымъ, что, по нашему наблюденію, д йствительно часто и приходится вид ть, по крайней м-Йр среди Армянъ и Грузинъ, встр - чающихся въ Москв . Что касается основной ц ли Армянъ и Грузинъ относителъно полученія у д - тей длинной шеи съ помощью практикуемаго у нихъ укладыванія д тей въ постели, то трудно сказать, ва сколько именно посл дняя ц ль достигается; в рно-же то, что •всл дствіе такого пеленанія и укладыванія д тей не р дко бываютъ случаи удушенія ихъ. Верхній бинтъ, которымъ ребенокъ припеленывается къ колыбели, на уровн плечъ, лежитъ не дал е какъ на разстояніи двухъ вершковъ отъ шейки. Здоровый ребенокъ, просыпаясь днемъ или чаще всего ночью, начинаетъ рученками копошиться и такимъ образомъ привязанный бинтъ сбиваетъ къ шейк и производитъ удушеніе. Это-же удушедіе въ описанной колыбели производится иногда и на другой ладъ, а именно: сонная мать, вставая ночью кормить ребенка, садится около колыбели и, всунувъ ребенку грудь въ ротъ, сама, нагнувшись надъ колыбелью. засыпаетъ и такимъ образомъ своею-же грудью производитъ удушеніе. Кром того, стягивая обыкновенно очень сильно и на долго свивалышками грудь ребенка, м шаютъ развитію посл дней, отъ чего, по зам чанію н которыхъ, у туземцевъ Кавказа часто наблюдается плоская, длинная грудь съ расположеніемъ къ чахотк . Дал е такое пеленаніе гораздо бол е, ч мъ при способ русскаго пелеванія, м шаетъ свободному развитію организма вообще, особенно-же развитію органовъ живота, важныхъ для правильваго пищеванія; такое пеленаніе м шаетъ развитію таза, особенно важному для д вочекъ- при небрежномъ пеленаніи оно сод йствуетъ развитію косолапости внутрь или 1 ) G. Sattin, Geschlossener Mund erhait gesund. 1870. кнаружи, наковецъ сод йствуетъ разнымъ видамъ неправильности кровообращенія. Дал е при р дкихъ перем нахъ мать не можетъ достов рно узнать, что безпокоитъ ребенка, а иежду т мъ его утомляетъ и однобразіе положенія и неподвижность, развиваются боли отъ постоянваго давленія на нижнія части, а отъ неопрятности развиваются обопр лости и ссадины кожи. — Пологъ на кавказской колыбели им лъ-бы н который смыслъ, при разумномъ употреблевіи, въ видахъ защиты л - томъ отъ крайне назойливыхъ въ томъ краю нас комыхъ, а въ сырое время—осенью, и холодное— зимой, особенно по ночамъ, въ жилищахъ, часто совс мъ не протапляваемыхъ, отъ р зкой сырости и чувствителъной стужи. Но за то при употребленіи для этого описаввыхъ выше плотныхъ ковровъ и подобныхъ имъ покрышекъ, притомъ оставляющихъ слишкомъ малое пространство для воздуха вокругъ ребенка, и еще бол е, когда вм сто жилья д ти содержатся въ конюшн ,—какъ объ этомъ свид тельствуетъ Греческій свяяі;енникъ Попандопуло въ Цалк ,—иногда подъ этими пологами развивается такая нестерпимая вонь и духота, что ребенокъ обыкновенно не можетъ выносить ее долго, a no свид тельству Г. Ейвазова изъ Эривани. - онъ д лается крайне безпокоенъ, часто просыпается, много плачетъ, худо беретъ грудь и т. а. —Мать, теряясь въ догадкахъ относительно причины этого безпокойства, посл долгаго качаньіг наковецъ сама раздражается, злится, сильно трясетъ колыбель и даже бьетъ ребенка. Если это не помогаетъ, она пугаетъ дитя или ударами по дуг колыбели, или своимъ крикомъ, или-же именами ночныхъ зв рей, ч мъ и влагаетъ еще съ колыбельнаго періода въ душу дитяти чувство страха. Но все это не помогаетъ остановить плачъ ребенка. Тогда мать вынимаетъ его изъ колыбели и беретъ на руки. Ребенокъ, освободившись отъ мучительнаго положенія, моменталъно успокоивается, становится веселымъ, махаетъ рученками. Оставивши его н которое время на рукахъ и все таки не понявши въ чемъ д ло, мать опять кладетъ ребенка въ несносную колыбель, снова начинается та-же раздирающая сцена мученій ребенка и так ь дал е безъ конца. Всл дствіе такого содержанія д тей въ Кавказскихъ колыбеляхъ, они, по свид - тельству священника Попандопуло, —бываютъ весь ма хилы, безжизненны, безъ всякой живой краски. Качаніе *) въ кавказскихг ь колыбеляхъ приноситъ также не мало вреда. У Грековъ на Цалк ,—по свид тельству священника Попандопуло,—качаніе бываетъ такъ сильно, что при этомъ иногда падаетъ на полъ самая колыбель. Въ Горійскомъ у зі) Джарци Аварскаго племени Закатаяскаго округа, по свид тельству Мдокос вича, - при качаньи обыкиовенно приговариваютъ: „Ля и ля илляля, ля и ля илляля" и т. д.
Стр.5
Физическое_воспитание_детей_у_разных_народов,_преимущественно_России_(2).pdf
IY Глава XXVI. Произвольныя изм ненія т ла д т й у разныхъ народовъ. Мотивы для этихъ изм неній.—Испещренія.—Татуировка-Изм ненія куафюры.—Выщиішваніе волосъ на голов , бровей и т. д- Продыравлннаніе носовой иерегородки и ноздііей.—Придавливаніе и вытягнвапіе воса.—Продыравлнв.ініе губъ, щекъ и ушей.—Игрушка за д тей у Колошей. -Отвисдость ушей у н которыхъ Азіатовъ.— Окраска, выдергиваніе и ііодпнливаніе зубовъ. —Кистрація, обр заніе п другія операціи на ІІО.ІОВЫХЪ органахъ.— Изм ненія скелета съ помощью механическихъ насилій.—Дамскій корсегь —Халыикарцъ.—Исправленіе кривнзны ногі. и нам ренпое ихъ искривленіе.—Китайская ножка. —Ботппки съ высокими кпбл ками.-Отр зываніе мизинца.—Заключеніе Глава XXVII. Игрушки, игры и забавы д теи. Значеніенгрушекъдлядитяти —Необходимость ихг изобр тенія.—Повторяемость у разныхъ народовъ. —Игрушки крестьянскихъ д тей въ Россіи.—Значеніе игръ въ отношеніп^воспнтанія и здоровья—Игры въ древней Греціи, въ древнемъ Ріім , въ Европ въ первыя вреиена Хрмстіанствя й въ средніе в ка. Игры на Восток . въ современной Европ и у н которыхъ другнхъ народовъ --Совремегіныя русскія нгры и забавы д тей Глава XXVIII. Л ченіе д тскихъ бол зней у разныхъ народовъ. Суев ріе и предразсудкн.—Врачеваніе д гей у древнихъ Индусовъ, [Іерсові., Ирапцевг.—Употребленіе опія, слабнтелышхъ и рвотныхъ въ д тской ирактик на Восток . -Народное пользованіе д тей въ Германіи, Англін, ШвеГіцаріи, Далмацін и у н которыхъ другихъ европейскихъ народові,.—Народное л ченіе д тскихъ бол знеіі въ коренномь населеніи Россіи и у русскихъ иноролцевъ.-Оригннальное л ченіе оспы н друпіхъ заразныхъ бол знеи у Калмыковъ. Киргизовъ и н которыхъ племенъ Кавказских'!..—Наивная патологія п торапія д тгкихъ бол вней у Эстовъ Глава XXIX. Заботы о т лесномъ развитіи и укр пленіи д тей у разныхъ народовъ, Предохравеніе новорожденнаго отъ колдовства. —Первыя стремленія къ положителыюму, физнческому вос іттанію д тей у разныхъ дикихъ н полудикихъ илемень.—Система отчужденія воспитываюіцихся д тей отъ семьи и общества.—Методы воспитаііія, согласныя съ особенно(;тями жизни дикарей и н которыхъ нервобытыыхъ народовъ.—Принцііпы воспнтаиія иародовъ древвей цивіілизаціи. —Вліяиіе христіансгва.—Аскетизмъ. первыхъ н ковъ.— Времена кресговыхъ походовъ, рыцарство, возрожденіе, реформація.-Пріемы и сиособы (^овремепнаго поспптапія.— Заключеніе главы Глава XXX. Участіе животныхъ въ воспитаніи д тей челов ка. Разсказы о вскармливавіи д тей козами.—Д ти, воспитанныл собакаміі, волкаын, медв дями, обезьявами и т. д. Глава XXXI. Физическое воспитаніе крестьянснихъ д тей въ Россіи и результаты его. Краткое повтореніе существепиыхъ фактовъ, нзюженныхъ выше, и дополненія къ нимъ.—Привольная жизнь русскихъ д тей на лон ирироды.—Сл дствія этоГі жпзни.-Параллель физической вывосливости древшіхь Олавянъ, великоруссовъ Х І-ХУІІ стол тій и совремеввыхъ русскихъ крестьянъ.—Заключевіе главы Глава XXXII. Заключеніе. Всеобщее пренебрежевіе физическимъ восиитавіемъ д тей.—НаибольшіГі вредъ такого восмитавія для дикарей и ваимевьшій для цивилизованныхъ вародозъ.-Фактическія разъясневія только что сказанваго. —Зл іішіе враги современной цивилизаціи.—Переходное с-осто.шіе посл дней. —Спасительвый выходъ изъ этого иоложепія.—Скромная роль современвой науки 372—379 364-371 303—324 Стр. 287—302 325—341 342 360 360—363
Стр.1