ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2019
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ,
доктор географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета (КНР), PhD
Лукацкий М. А., заведующий лабораторией теоретической педагогики и
философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН,
доктор биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы МГЛУ,
доктор филологических наук, профессор
Волоскова Н. Н., профессор кафедры клинической психологии, факультета
медико-биологического и гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Ставропольский
государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук,
доктор психологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры элементарной математики и методики обучения
математике Математического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры
и спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никитина Э. К., начальник департамента педагогики Института педагогики
и психологии образования, ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Потапов Д. А., заместитель главного редактора научно-методического журнала
«Искусство и образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование»,
кандидат педагогических наук, доцент
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Стр.4
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН,
доктор филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра
«Информатика и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, профессор
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2019
С требованиями к предоставляемым материалам и сопутствующей информацией
можно ознакомиться на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.5
Science and School
№ 3, 2019
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philology, Professor
Goldberg E. A., PhD, Director, Luria Neuroscience Institute
Goncharov M. A., ScD in Education, director of the Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University
Lukatskiy M. A., head of the laboratory of theoretical pedagogy and philosophy of education,
Federal state budgetary scientific institution “Institute of education development strategy
of Russian Academy of Education”, ScD in Education, PhD in Philosophy, corresponding
member of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD, foreign
member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute of Strategy for the Development of Education,
Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of
Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for the Development of Education,Russian
Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian Academy of
Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State University,
ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.6
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Federal State
Educational Institution of Higher Professional Education, ScD in Education, PhD in Biology
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Voloskova N. N., Professor, Clinical Psychology Department, Biomedical and Humanities
Faculty, Stavropol State Medical University, PhD in Education, ScD in Psychology
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty, the
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nikitina E. K., Head of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology
of Education, PhD in Education, Moscow City University
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Potapov D. A., Deputy Editor-in-Chief, scientific and methodical journal “Art and
Education”, LLC “International Center of Art and Education”, PhD in Education, Associate
Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.7
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2019
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 26.06.2019. Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 15.
Стр.8
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных
Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата
наук по следующим научным специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уров13.00.03
ням образования);
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия);
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Никола М. И. «Повесть из римской жизни» А. С. Пушкина .................. 11
Иванова Е. В. Образ Никольского собора в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир» ....................................................... 19
Колядич Т. М. Современная национальная русскоязычная
литература в литературном контексте XXI века (на примере
творчества русскоязычных писателей Республики Татарстан) ................ 23
Ганин В. Н. Тема духовных исканий в романе Пенелопы
Фицджеральд «Начало весны» .......................................... 31
Сомова Е. В. Традиция исторического романа В. Скотта
в творчестве Э. Бульвер-Литтона и У. Х. Эйнсворта ........................ 39
Мажура А. В., Тимофеева Е. Д. К вопросу о жанровой
классификации интервью в журналистском творчестве ..................... 47
Владимирова Т. Н. Художественно-публицистическая журналистика:
к теории вопроса ..................................................... 54
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Артеменко О. И., Гасанова П. М., Буйских Т. М. Современные
педагогические инновации при изучении русского языка .................... 60
Дамбуева А. Б., Чимитова Д. К. Исследование сформированности
профессиональных компетенций учителей физики ......................... 72
Землянская Е. Н. Безотметочное оценивание образовательных
достижений в начальной школе ......................................... 78
Шкура А. Н., Зверева Л. Г. Исследовательская деятельность
в общеобразовательной школе в процессе освоения курса
«Информатика и ИКТ»: практический аспект .............................. 83
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Непоклонова Е. О., Харченкова Л. И. Изучение древних языков
как базис формирования общепрофессиональных компетенций
филолога в культурно-историческом аспекте языкознания .................. 90
Наука и Школа № 3’2019
7
Стр.9
Содержание
Егорова Э. В., Крашенинникова Е. И., Крашенинникова Н. А.
Анализ пробных работ основного государственного экзамена
по английскому языку в Ульяновской области в 2019 году .................. 105
Иванова К. Ю. Особенности обучения иноязычной письменной речи
в профильной школе (филологический профиль) ......................... 110
Корнеева Е. Н. Традиции и современные аспекты ручного
узорного ткачества ................................................... 118
Бредихина С. В. Детские словообразовательные ошибки
как средство обучения младших школьников морфемике .................. 124
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Анисина Ю. В. Развитие профессионально ориентированного
обучения русскому языку как иностранному в военных вузах России ......... 133
Валишева А. Г., Амантаева Л. С. Методика обучения школьников
овладению векторным методом решения кинематических задач
по физике .......................................................... 141
Лазаревич А. В. О влиянии информатики на результаты начального
образования – информатика и математика .............................. 151
Босова Л. Л., Павлов Д. И. «Новая» грамотность и формирование
ее компонентов при обучении информатике в начальной школе ............. 156
Мазниченко М. А., Платонова А. Н. Интеграция учителем
многообразных знаний о педагогической действительности ................ 167
Речицкая Е. Г., Дзюбань А. В. Особенности овладения
стихотворным текстом младшими школьниками с нарушением слуха ........ 179
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Короткова М. В. Музейная педагогика и методика преподавания
истории: точки взаимодействия двух наук ............................... 187
Беккерман П. Б., Давыдова А. А., Беккерман Т. Е.
Профессионально-творческий рост учащейся молодежи на занятиях
искусством: возможности и необходимость .............................. 195
Линьков В. В., Каташев И. А. Направления развития
профессионального образования в сурдопедагогическом аспекте ........... 203
Рау Е. Ю., Чайкина А. С. Теоретические основы семейной
психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников ........ 210
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Кузнецов Ю. А. Обучение и переподготовка водителей автомобиля
пожилого и старческого возраста ....................................... 218
Зимогляд О. Е., Иванова Ю. С., Никитина А. А., Шамитова Е. Н.
Деловая игра «Палитра пигментов растений» ............................ 223
Ватагина М. В., Колесов В. И. Роль интерактивного музея как этнообъекта
в формировании системы патриотического воспитания
в России (на примере Интерактивного музея карельской культуры
на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области») ...................... 228
Михальчёва Л. Г. Современное состояние методик обучения чтению
детей с общим недоразвитием речи .................................... 236
8
Наука и Школа № 3’2019
Стр.10
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Nikola M. I. “A tale of Roman life” by A. S. Pushkin ........................... 11
Ivanova E. V. The image of St. Nicholas Cathedral in L. N. Tolstoy’s
novel “War and Peace’’. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Kolyadich T. M. Modern national Russian-language literature
in the literary context of the XXI century (on the example of the work
of Russian-speaking writers of the Republic of Tatarstan) ....................... 23
Ganin V. N. Spiritual quest theme in Penelope Fitzgerald’s novel
“The beginning of spring” ................................................ 31
Somova E. V. Tradition of V. Scott’s historical novel in the works
of E. Bulwer-Litton and W. H. Ainsworthe ................................... 39
Mazhura A. V., Timofeeva E. D. On the issue of genre classification
of interviews in journalism ............................................... 47
Vladimirova T. N. Journalism: to the theory of the question .................... 54
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Artemenko O. I., Gasanova P. M., Buyskikh T. M. Modern pedagogical
innovations when studying Russian ........................................ 60
Dambueva A. B., Chimitova D. K. Study of physics teachers’
professional competence formation ........................................ 72
Zemlyanskaya E. N. Non-graded assessment of educational
achievements in primary school ........................................... 78
Shkura A. N., Zvereva L. G. Research activity in comprehensive school,
in the process of mastering the course “Informatics and ICT”:
the practical aspect ..................................................... 83
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Nepoklonova E. O., Harchenkova L. I. The study of ancient languages
as a basis for forming general professional competences of the philologist
in the cultural and historical aspect of language study. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Наука и Школа № 3’2019
9
Стр.11
Contents
Egorova E. V., Krasheninnikova E. I., Krasheninnikova N. A.
Basic state exam in the English language: test works analysis
(Ulyanovsk region-2019). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Ivanova K. Yu. Features of teaching foreign language writing
in a specialized school (philological profile) ................................. 110
Korneeva E. N. Traditions and modern aspects of handmade
patterned weaving .................................................... 118
Bredihina S. V. Children’s word-formation errors as a means of teaching
morphemics to younger students ......................................... 124
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Anisina Yu. V. Developopment of professionally-oriented teaching
of Russian as a foreign language in military high schools of Russia .............. 133
Valisheva A. G., Amantaeva L. S. Methodology of teaching
schoolchildren the use of the vector method of solving kinematic tasks
in Physics ........................................................... 141
Lazarevich A. V. Influence of informatics on the results of primary
education – computer science and mathematics ............................. 151
Bosova L. L., Pavlov D. I. Development of the components of «new»
literacy when teaching informatics in primary school .......................... 156
Maznichenko M. A., Platonovа A. N. Integration by teachers of various
knowledge about pedagogical reality ...................................... 167
Rechitskaya E. G., Dziuban A. V. Features of mastering a poetic text
by the younger pupils with hearing impairment .............................. 179
PEDAGOGICAL SEARCH
Korotkova M. V. Museum pedagogy and methods of teaching history:
points of interaction of two sciences. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Bekkerman P. B., Davydova A. A., Bekkerman T. E. Professional
and creative growth of students in art classes: possibilities and the need ......... 195
Linkov V. V., Katashev I. A. Directions of developing professional
education in deaf and dumb pedagogy .................................... 203
Rau E. Yu., Chaykina A. S. Theoretical basis of a family-oriented
psychological and pedagogical rehabilitation program for stuttering
preschoolers ......................................................... 210
THE FLOOR IS GIVEN
Kuznetsov Yu. A. Training and retraining of elderly drivers .................... 218
Zimoglyad O. E., Ivanova Ju. S., Nikitina A. A., Shamitova E. N.
Business game “The palette of plant pigments” .............................. 223
Vatagina M. V., Kolesov V. I. The role of the interactive museum
as an ethno-object in the formation of patriotic education in Russia
(On the example of the Interactive Museum of Karelian Culture
on the basis of the state institution “House of Friendship
of the Leningrad Region”) ............................................... 228
Mikhalcheva L. G. The current state of methods of teaching reading
to children with general speech impairment ................................. 236
10
Наука и Школа № 3’2019
Стр.12