ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 2, 2019
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А.Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета (КНР), PhD
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Лукацкий М. А., заведующий лабораторией теоретической педагогики и
философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы МГЛУ,
доктор филологических наук, профессор
Волоскова Н. Н., профессор кафедры клинической психологии, факультета
медико-биологического и гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Ставропольский
государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук, доктор
психологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры элементарной математики и методики обучения
математике Математического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ им. К.
Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никитина Э. К., начальник департамента педагогики Института педагогики и
психологии образования, ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Потапов Д. А., заместитель главного редактора научно-методического журнала
«Искусство и образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование»,
кандидат педагогических наук, доцент
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Стр.4
Сибгатуллина А. Т., старший научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор
филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра
«Информатика и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, профессор
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2019
С требованиями к предоставляемым материалам и сопутствующей информацией
можно ознакомиться на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.5
Science and School
№ 2, 2019
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philology, Professor
Goldberg E. A., PhD, Director, Luria Neuroscience Institute
Goncharov M. A., ScD in Education, director of the Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological and Social
University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding Member, Russian
Academy of Education
Lukatskiy M. A., head of the laboratory of theoretical pedagogy and philosophy of education,
Federal state budgetary scientific institution “Institute of education development strategy
of Russian Academy of Education”, ScD in Education, PhD in Philosophy, corresponding
member of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD, foreign
member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute of Strategy for the Development of Education,
Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of
Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for the Development of Education,Russian
Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian Academy of
Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State University,
ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.6
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Federal State
Educational Institution of Higher Professional Education, ScD in Education, PhD in Biology
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Voloskova N. N., Professor, Clinical Psychology Department, Biomedical and Humanities
Faculty, Stavropol State Medical University, PhD in Education, ScD in Psychology
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty, the
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nikitina E. K., Head of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology
of Education, PhD in Education, Moscow City University
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Potapov D. A., Deputy Editor-in-Chief, scientific and methodical journal “Art and
Education”, LLC “International Center of Art and Education”, PhD in Education, Associate
Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.7
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow State Pedagogical University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2019
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 29.04.2019. Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 15.
Стр.8
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных
Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата
наук по следующим научным специальностям:
10.01.00 Литературоведение:
10.01.01 Русская литература;
13.00.00 – Педагогические науки:
10.01.02 Литература народов Российской Федерации;
10.01.03 Литература народов стран зарубежья;
10.01.10 Журналистика.
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уров13.00.03
ням образования);
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия);
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Трофимова Н. В. Библейские цитаты в воинском повествовании
XV–XVI веков
Сигов В. К., Хайруллин Р. З., Трубина Л. А. Типологические
схождения как форма межлитературного процесса (на примере
русской, татарской и чувашской литератур)
Поль Д. В. Поздний А С Пушкин в диалоге культур народов Поволжья
Абашева Д. В., Шаряфетдинов Р. Х. Литературоведение народов
Поволжья второй половины ХIХ века в свете научных интересов
В К Магницкого
Соколова Н. И. «Истинный поэт» в восприятии Шарлотты Бронте
Трыков В. П. Образ России в книге Жака Маржерета «Состояние
Российской империи и великого княжества Московии»
Зубаркина Е. С., Макаренко А. А. Технологии создания
телевизионных и радийных программ в современной российской школе
Кодола Н. В., Глазкова В. А. Вузовская пресса в условиях
трансформации медиапространства
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Баталова Ю. А. Анализ результатов оценочных процедур как способ
совершенствования профессиональных компетенций педагогов
Егупова М. В., Мошура Ю. В. О роли задач на приложения
математики в достижении метапредметных образовательных результатов
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Боброва С. В., Князев В. Н. Проблемы образовательной
и социокультурной интеграции детей из семей мигрантов
Наука и Школа № 2’2019
89
7
73
80
11
19
29
34
42
50
62
68
Стр.9
Содержание
Радынова О. П., Литвиненко Ю. А. Профессиональная
направленность фортепианного обучения студентов-музыкантов
разных специальностей
Овчаров А. В. Межпредметные связи математики и физики
в их историческом развитии
Подколзина Т. В. Лингвокультурологическая ценность
литературного произведения на уроке РКИ
Мартыненко Ю. Б. Обучение китайских учащихся письму
поздравительного характера (в контексте межкультурной парадигмы)
Меркулова Т. К., Галкина А. А. Оценка профессионализма
педагога по результатам использования корпусной лингвистики на
занятиях по иностранному языку
Болдова Т. А., Трегубова Л. В., Лян Цзин. Организация модульной
учебной работы студентов языковых факультетов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игнатенко И. И. Некоторые особенности онлайн-обучения
иностранному языку
Надха С. Э. Разговорный клуб как особый вид учебной
деятельности в преподавании РКИ базового уровня
Григорян А. В. Использование проекта «телетандем» для развития
уровня лингвосоциокультурной компетенции в обучении
иностранному языку
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Дейкина А. Д., Толмачева Е. Ю. Специфика учебного диалога
в процессе овладения русским языком как иностранным
Гу Шии. Принципы отбора историко-культурных аутентичных текстов
для изучения в китайской студенческой аудитории
Бабина Е. Д. Исследование возможностей семантизации языковых
единиц у младших школьников с нарушениями чтения
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Борякова Н. Ю. Особенности работы с родителями детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной
среды детского досугового центра
Дашук К. В., Дашук И. Н. Принципы социально-педагогической
организации групп поддержки жертв школьного буллинга
Никонов В. В. Вопросы взаимодействия церковно-приходского
и земского начального образования в Московской губернии в конце
XIX в (по материалам периодической печати)
Голуб В. В. Фундаментально-интегративный подход к военноориентированному
обучению в пространстве непрерывного военнопрофессионального
образования
Матвеева Е. Ф. Mенеджералистский подход в системе оценки
эффективности педагогической деятельности: опыт Гонконга
и Сингапура
183
190
198
210
222
159
165
171
140
145
152
96
103
110
118
125
133
8
Наука и Школа № 2’2019
Стр.10
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Trofimova N. V. The Biblical quotations in military narrations
of the XV–XVI centuries
Sigov V. K., Khairullin R. Z., Trubina L. A. Typological convergence
as a form of inter-literary process (on the example of Russian, Tatar
and Chuvash literatures)
Pole D. V. Late A S Pushkin in the dialogue of cultures of the peoples
of the Volga region
Abasheva D. V., Sharyafetdinov R. Kh. Literary studies of the peoples
of the Volga region of the second half of the nineteenth century in the light
of V K Magnitsky’s scientific interests
Sokolova N. I. “The true poet” in Charlotte Brontë’s perception
Trykov V. P. The Image of Russia in Jacques Margeret’s book
“The Russian Empire and Grand Duchy of Muscovy”
Zubarkina E. S., Makarenko A. A. Technologies for creating television
and radio programs in modern Russian school
Kodola N. V., Glazkova V. A. University press in the conditions
of transformation of media space
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Batalova Yu. A. Analysis of the results of evaluation procedures as a way
to improve the teachers` professional competence
Egupova M. V., Moshura Yu. V. On the role of the task
on the application of mathematics in the achievement of metasubject
educational outcomes
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Bobrova S. V., Knyazev V. N. Problems of educational, social
and cultural integration of children from migrant families
Наука и Школа № 2’2019
89
9
73
80
11
19
29
34
42
50
62
68
Стр.11
Contents
Radynova O. P., Litvinenko Yu. A. Professional direction of piano
training of students-musicians of different specialties
Ovcharov A. V. Interdisciplinary relations of mathematics and physics
in their historical development
Podkolzina T. V. Lingua-cultural value of a literary work at the lessons
of Russian as a foreign language
Martynenko Ju. B. Teaching congratulation letters writing to Chinese
students (within the context of cross-cultural paradigm)
Merkulova T. K., Galkina A. A. Assessment of teacher’s professionalism
according to the results of corpus linguistics usage in a foreign language class
T. A. Boldova, L. V. Tregubova, Ljan Tjing. Organization of modular
educational activity of students of language faculties
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Ignatenko I. I. Some features of online language teaching
Nadkha S. E. Speaking club as a kind of educational activity
in the practice of teaching Russian as a foreign language at a basic level
Grigoryan A. V. The use of the project „teletandem” for developing
the level of language and cultural competence in teaching a foreign language
PEDAGOGICAL SEARCH
Deykina A. D., Tolmacheva E. Yu. Dialogue specifics in the process
of learning Russian as a foreign language
Gu Shiyi. Principles of selecting historical and cultural authentic texts
for studying in a Chinese student audience
Babina E. D. Research of possibilities of semantization of language units
among younger schoolchildren with reading disabilities
THE FLOOR IS GIVEN....
Boryakova N. Yu. Features of working with parents of children
with disabilities in an inclusive environment of children’s leisure center
Dashuk C. V., Dashuk I. N. Principles of social and pedagogical
organization of support groups of victims of school bullying
Nikonov V. V. Issues of interaction between parish and Zemstvo primary
education in Moscow province in the late 19th century (based
on the materials of the periodical press)
Golub V. V. Fundamental-integrative approach to military-oriented
training in the space of continuous military-professional education
Matveeva E. F. Managerial approach in administering teaching quality:
the experience of Hong Kong and Singapore
183
190
198
210
222
159
165
171
96
103
110
118
125
133
140
145
152
10
Наука и Школа № 2’2019
Стр.12