ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 1, 2019
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО
«Педагогика», доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А.Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук,
профессор, академик РАО
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета (КНР), PhD
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского
психолого-социального университета, доктор экономических наук, доктор
педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Лукацкий М. А., заведующий лабораторией теоретической педагогики
и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», доктор педагогических наук, кандидат философских
наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро
(Япония), PhD, иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник Института стратегии
развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии
РАМН, доктор биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник Института стратегии
развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания
литературы МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа образования»
МПГУ, кандидат педагогических наук
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО МЦРКПО,
кандидат биологических наук, доктор педагогических наук
Волоскова Н. Н., профессор кафедры клинической психологии, факультета медико-биологического
и гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский
университет», кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Егупова М. В., профессор Кафедры элементарной математики и методики обучения математике
Математического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института
детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования
МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института истории
и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика», кандидат
педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Никитина Э. К., начальник департамента педагогики Института педагогики и психологии
образования, ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Потапов Д. А., заместитель главного редактора научно-методического журнала «Искусство и
образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование», кандидат педагогических
наук, доцент
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института
детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования» МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Уваров А. Ю., старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика
и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор педагогических
наук, доцент
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных ремесел
Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ, кандидат
педагогических наук, профессор
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2019
С требованиями к предоставляемым материалам и сопутствующей информацией
можно ознакомиться на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.4
Science and School
№ 1, 2019
ALL-RUSSIAN
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL JOURNAL
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of
Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philology, Professor
Goldberg E. A., PhD, Director, Luria Neuroscience Institute
Goncharov M. A., ScD in Education, director of the Institute “Higher School
of Education”, Moscow Pedagogical State University
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow
Psychological and Social University, ScD in Education, ScD in Economics,
Professor, Corresponding Member, Russian Academy of Education
Lukatskiy M. A., head of the laboratory of theoretical pedagogy and philosophy
of education, Federal state budgetary scientific institution “Institute of education
development strategy of Russian Academy of Education”, ScD in Education, PhD
in Philosophy, corresponding member of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan),
PhD, foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute of Strategy for the Development
of Education, Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician,
Russian Academy of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute
of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical
Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for the Development of
Education,Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding
Member of Russian Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.5
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Voloskova N. N., Professor, Clinical Psychology Department, Biomedical and Humanities Faculty,
“Stavropol State Medical University”, PhD in Education, ScD in Psychology
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute of Childhood,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Federal State Educational
Institution of Higher Professional Education, ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in
Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical State
University, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports Department,
Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Nikitina E. K., Head of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education,
PhD in Education, Moscow Pedagogical State University
Potapov D. A., Deputy Editor-in-Chief, scientific and methodical journal “Art and Education”, LLC
“International Center of Art and Education”, PhD in Education
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”, Russian
Academy of Sciences, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical State
University, PhD in Education
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2019
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 26.02.2019. Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 15.
Стр.6
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных
Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования
основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени
доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и
уровням образования);
13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия);
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Гомбоева О. О., Сельверова Л. О. Функционально-смысловые
таблицы как средство реализации лингводидактической модели
совершенствования профессиональной компетенции в условиях
переподготовки учителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ло Ваньци, Болотова Е. Л. Проблемы реализации совместных
образовательных программ в условиях сотрудничества российских
и китайских вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Деза Е. И., Маняхина В. Г., Соболева М. Л. Вопросы организации
вступительных испытаний в магистратуру Института математики
и информатики МПГУ: 2018 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Кондина А. С. Международная образовательная программа «Педагогика
имеет определяющее значение»: обратная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Опарина С. А., Жесткова Е. А. Становление субъектности и реализация
субъектно-компетентностного подхода в процессе профессиональной
подготовки будущего педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Похлебаев С. М., Третьякова И. А. Деятельностный подход к изучению
биологических дисциплин в педагогическом вузе как методология
развития сопряженных фундаментальных естественнонаучных понятий . . . . . . . . . . . .48
Стулова Г. П. М. М. Мирзоева как одна из ярких представительниц
русской вокальной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Курилович Н. В., Чернова Е. А. Исследовательская компетентность как
фактор готовности будущих социальных педагогов к работе с детьми с ОВЗ . . . . . . . .64
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Алмазова А. А. Возможности реализации антропоцентрического подхода
к освоению языка в современной логопедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Наука и Школа № 1’2019
5
Стр.7
Содержание
Горбачев В. И. Содержание логико-понятийной компетенции общего
математического образования (методико-математические основы) . . . . . . . . . . . . . . . .84
Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Бриткевич М. С., Кирнарский А. И.
Кадровая политика общего образования города Москвы в условиях
реформирования: первые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Коджаспирова Г. М. Возникновение и эволюция становления тьюторства
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Кузьмина Е. О. Использование поликодовых текстов в обучении РКИ
на начальном этапе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Флеров О. В., Потатуров В. А., Гусев Д. А. Позитивные и негативные
эффекты электронных технологий в лингвообразовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Чистов П. Д., Румянцева И. С. Формирование художественно-образного
мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству
в системе дополнительного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Дальская В. А. Учение А. М. Вербова о гортани певца в свете
современной вокально-педагогической науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Куликова В. В., Заярная И. А. Организация процесса рефлексии
как метода познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Наумова Ю. В. Влияние китайских философских учений саньцзяо
на процесс обучения китайской живописи гохуа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Романовская Е. И. Аудитивная культура как доминантный компонент
культуры иноязычного общения младшего школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Собина Е. С. Опыт применения информационных технологий обучения
в клинической подготовке учителей-логопедов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Вэй Жуй, Теремов А. В. Обучение биологии в старших школах КНР:
история и современность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Шешко А. С. Формирование эстетических представлений детей
на основе личностно-ориентированных методов обучения
изобразительному искусству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Янченко В. Д. Путь длиной в 40 лет: научная школа «Аксиологическая
лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном
и вузовском преподавании русского языка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
Медведева Н. В. Культурная идентичность национально-российского
билингва: обоснование понятия в контексте поликультурного
и билингвального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Белозеров П. С. Формирование коммуникативной компетенции на уроках
изучения простого осложненного предложения в 8 классе: когнитивносемантический
подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Беловинский Л. В. Реконструкция прошлого и методические аспекты
изучения культуры музейными средствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Полонский В. М. Зачем нужен словарь? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
Лазарев М. А. Джон Локк и идеалы просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
6
Наука и Школа № 1’2019
Стр.8
Contents
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Gomboeva O. O., Selverova L. O. Functional-semantic tables as a means
of implementing the lingua-didactic model of improving professional competence
in the context of teacher retraining . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Luo Wanqi, Bolotova E. L. Problems of implementing joint educational
programs in the conditions of cooperation between Russian
and Chinese universities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Deza E. I., Manyakhina V. G., Soboleva M. L. The organization of entrance
examinations to the magistracy of the Institute of Mathematics and Computer
Science, Moscow Pedagogical State University: 2018 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Kondina A. S. International educational program “Pedagogy makes
the difference”: feedback . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Oparina S. A., Zhestkova E. A. Formation of subjectivity and implementation
of the subject-competence approach in the process of professional training
of a future teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Pohlebaev S. M., Tretyakova I. A. Activity approach to the study of biological
sciences in pedagogical higher educational institutions as a methodology
for the development of conjugate fundamental science concepts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Stulova G. P. M. M. Mirzoeva as one of the brightest representatives
of the Russian vocal school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Kurilovich N. V., Chernova E. A. Research competence as a factor
of readiness of future social teachers to work with disabled children . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Almazova A. A. Opportunities for implementing anthropocentric approach
to the language mastering in modern speech therapy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Наука и Школа № 1’2019
7
Стр.9
Contents
Gorbachev V. I. Contents of the logical-conceptual competence of general
mathematical education (methodological and mathematical basis) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84
Kasprzhak A. G., Kobtseva A. A., Britkevich M. S., Kirnarskiy A. I.
Personnel policy of general education of the city of Moscow in the conditions
of reformation: first results . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Kodzhaspirova G. M. Origin and Evolution of the Formation of Tutorship
in Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Kuzmina E. O. The use of poly-code texts in teaching Russian as a foreign
language at the initial stage . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Flerov O. V., Potaturov V. A., Gusev D. A. Positive and negative effects
of electronic technologies in linguistic education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Chistov P. D., Rumjantseva I. S. Formation of pupils’ creative thinking
at the lessons of fine arts in the system of additional education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
PEDAGOGICAL SEARCH
Dalskaya V. A. A. M. Verbov’s doctrine about the singer’s throat in the light
of modern vocal and pedagogical science . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Kulikova V. V., Zayarnaya I. A. The process of reflection as a method
of cognition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Naumova Ju. V. Influence of the Chinese San Jiao philosophies
on the learning process of Chinese painting Guohua . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Romanovskaya E. I. Auditive culture as a dominant component of primary
schoolchildren’s foreign communicative culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Sobina E. S. Experience of using information technologies in clinical training
of speech therapists . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Wej Guj, Teremov А. V. Biology teaching in high schools of CHINA (PRC):
history and modern situation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Sheshko A. S. Formation of aesthetic ideas of children based
on the personality-oriented fine art teaching methods . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
METHODICAL EXPERIENCE
Yanchenko V. D. A way of forty years: Scientific school “Axiological linguistic
methodology: paradigm and value aspects of teaching Russian language” . . . . . . . . . . . . .189
Medvedeva N. V. Cultural identity of national Russian bilingual: explanation
of the concept in the context of multicultural and bilingual education . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Belozerov P. S. Developing of communicative competence in the lessons
of studying expanded sentence in the 8th grade: cognitive-semantic approach . . . . . . . . . .203
THE FLOOR IS GIVEN....
Belovinsky L. V. Reconstruction of the past and the methodological aspects
of studying culture by the museum techniques . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Polonsky V. M. Why a dictionary? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
Lazarev M. A. John Locke and the ideals of enlightenment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227
8
Наука и Школа № 1’2019
Стр.10