ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2018
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ, доктор
географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А.Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета (КНР), PhD
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
Лукацкий М. А., заведующий лабораторией теоретической педагогики и
философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,
доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник Института стратегии развития
образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук
Волоскова Н. Н., профессор кафедры клинической психологии, факультета
медико-биологического и гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Ставропольский
государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук, доктор
психологических наук, профессор
Егупова М. В., профессор Кафедры элементарной математики и методики обучения
математике Математического факультета МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры и
спорта МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Никитина Э. К., начальник департамента педагогики Института педагогики и
психологии образования, ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент
Потапов Д. А., заместитель главного редактора научно-методического журнала
«Искусство и образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование»,
кандидат педагогических наук, доцент
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа
образования» МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Уваров А. Ю., старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра
«Информатика и управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ, доктор
педагогических наук, доцент
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, профессор
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2018
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 21.08.2018. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 25.
Стр.4
Science and School
№ 4, 2018
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philology, Professor
Goldberg E. A., PhD, Director, Luria Neuroscience Institute
Goncharov M. A., ScD in Education, director of the Institute “Higher School
of Education”, Moscow Pedagogical State University
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Lukatskiy M. A., head of the laboratory of theoretical pedagogy and philosophy
of education, Federal state budgetary scientific institution “Institute of education
development strategy of Russian Academy of Education”, ScD in Education, PhD
in Philosophy, corresponding member of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD,
foreign member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute of Strategy for the Development
of Education, Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian
Academy of Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute
of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD
in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for the Development of Education,Russian
Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian Academy of
Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.5
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Voloskova N. N., Professor, Clinical Psychology Department, Biomedical and Humanities
Faculty, “Stavropol State Medical University”, PhD in Education, ScD in Psychology
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Federal State
Educational Institution of Higher Professional Education, ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Nikitina E. K., Head of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology
of Education, PhD in Education, Moscow Pedagogical State University
Potapov D. A., Deputy Editor-in-Chief, scientific and methodical journal “Art and
Education”, LLC “International Center of Art and Education”, PhD in Education
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2018
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
С требованиями к предоставляемым материалам
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках разработки концепции развития педагогического образования редакция журнала
пуб ликует материалы, касающиеся новых подходов к содержанию образования, в том числе в части
раскрытия его правовых и экономических аспектов. Приглашаем авторов публикаций принять
участие в обсуждении данных проблем.
Педагогические науки (13.00.00)
ЮБИЛЕИ
Смирнов А. В., Пушкарева Ю. А. Личность С. Е. Каменецкого в развитии теории
и методики обучения физике и методической школы дидактики физики в России ..........9
Матюшкина А. А. Проблема продуктивности мышления и обучение ....................15
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Джуринский А. Н. Чему учат школьников России и США: сравнительный анализ .........23
Ковалевская Е. В., Комиссарова Т. С. Модель развития творческой личности
на основе интеграции проблемного и экологического подходов в современном
образовании ....................................................................32
Куркин Е. Б. Парадигмальные отличия постиндустриальной, социокультурной
модели общего образования ......................................................41
Сяо Юэ. Стандартизация преподавания истории в средних школах первой
ступени КНР на современном этапе ................................................50
Шакирова А. М., Фахрутдинова Р. А., Фахрутдинов Р. Р. Формирование
готовности к профессиональной деятельности студентов в образовательном
пространстве колледжа ..........................................................56
Саукова Н. М. Состав и структура мультимедийных компетенций педагога ..............63
Саая С. В. Нормативно-правовые основы научно-исследовательской
деятельности педагога ...........................................................75
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакланова Н. К., Потапов Д. А., Бакланов К. В. Девиантное поведение
подростков: основы профилактики .................................................82
Овчаров А. В., Галушка А. В. Формирование графической грамотности
учащихся на уроках технологии в общеобразовательной сельской школе ................87
Нескреба Т. А., Михайлюк С. И. Инновации в профессиональной деятельности
учителя физической культуры .....................................................97
Фазылова З. А. Психологические и педагогические аспекты технологизации
процесса воспитания ...........................................................103
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании .....................108
Игнатенко И. И. Особенности преподавания иностранных языков
взрослым студентам ............................................................118
Демидова Е. Б. Словообразовательная модель со значением сравнения
в курсе русского языка для иностранных учащихся ..................................122
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Короткова М. В. Театр и музей: использование приемов театрализации
в культурно-образовательной деятельности музея ...................................128
Крючкова Е. А., Амбарцумова Э. М., Лобанов И. А., Французова О. Е.
Приемы работы с текстами в социально-гуманитарных дисциплинах
(обществознание, история, география) ............................................133
Монахова М. А., Буровкина Л. А. Искусство пастельной живописи
в профессиональной подготовке будущих бакалавров ...............................142
Сопот Н. А. Использование коммуникативно-ситуативных задач
для совершенствования орфографических умений учащихся 8–9-х классов .............149
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Гусев Д. А., Флеров О. В. Организационно-методическое
сопровождение обучения иностранному языку в дополнительном
профессиональном образовании .................................................154
Кузьменко Г. А., Ананьин М. С., Курочкин А. В., Суровягин Б. О.
Педагогические ресурсы развития личностных смыслов спортивного
совершенствования у подростков в ситуационных видах спорта с учетом
особенностей познавательной деятельности ........................................162
Поликашина О. В., Мякинина С. Б. Некоторые вопросы школьного
образования города Берлина: содержание, особенности организации
и международный опыт .........................................................169
Третьякова И. А., Похлебаев С. М. Естественнонаучное мышление
студентов как результат сопряжения естественнонаучных и гуманитарных
знаний ........................................................................175
Бубнова Ю. В. Особенности проектирования индивидуальных траекторий
студентов неязыковых направлений вузов .........................................184
Цуканова Е. И. Лингвистический анализ статьи словаря терминов по методике
преподавания русского языка ....................................................190
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Симонова М. М. Основные модели коммуникации и их применение
в учебном процессе ............................................................196
Соколова О. Ю. Изобразительная деятельность как средство развития
эмоциональной и познавательной сфер ............................................201
Тимошенко Т. В. Современный подход к пониманию эмоциональнонравственного
воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста
с нормальным и задержанным психическим развитием ..............................206
Стр.8
CONTENTS
Pedagogics (13.00.00)
ANNIVERSARIES
Smirnov A. V., Pushkareva Yu. A. Kamenetsky’s personality in the development
of theory and methods of teaching physics and methodical school of didactics
of physics in Russia ...............................................................9
Matyushkina A. A. The problem of thinking productivity and training .......................15
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Dzhurinskiy A. N. What are Russian and American schoolchildren taught:
Comparative analysis .............................................................23
Kovalevskaya E. V., Komissarova T. S. Creative personality development model
based on the integration of problem-solving and ecological approaches
in modern education ..............................................................32
Kurkin E. B. Paradigmatic differences between the postindustrial, sociocultural model
of general education ..............................................................41
Xiao Yue. Standardization of teaching history in the first step secondary schools
of China at the present stage .......................................................50
Shakirova A. M., Fahrutdinova R. A., Fahrutdinov R. R. Formation of readiness
for professional activity of students in the educational space of the College ...................56
Saukova N. M. Structure of multimedia competences of a teacher .........................63
Saaya S. V. Normative and legal bases of scientific research activity of the teacher ............75
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Baklanova N. K., Potapov D. A., Baklanov K. V. Teenagers’ deviant behaviour:
prevention bases .................................................................82
Ovcharov A. V., Galushka A. V. Formation of students’ graphic literacy
at the technology lessons in a secondary rural school ....................................87
Neskreba T. A., Mikhaylyuk S. I. Innovations in the professional activity
of the physical culture teacher ......................................................97
Fazilova Z. A. Psychological and pedagogical aspects of technological development
of the upbringing process .........................................................103
Стр.9
CONTENTS
Uvarov A. Yu. Virtual reality technologies in education ..................................108
Ignatenko I. I. Teaching foreign languages to adult students .............................118
Demidova E. B. The word-building model with the meaning of comparison
in the Russian language course for foreign students ....................................122
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Korotkova M. V. Theatre and museum: using theatrical methods in educational
activities of the museum ..........................................................128
Kryuchkova E. A., Ambartsumova E. M., Lobanov I. A., Frantsuzova O. A.
Methods of working with texts in social and humanitarian disciplines (social studies,
history, geography) ..............................................................133
Monakhova M. A., Burovkina L. A. The art of pastel painting in the professional
training of future bachelors ........................................................142
Sopot N. A. The use of communicative and situational problems for improving
the spelling skills of students of 8th and 9th grades .....................................149
PEDAGOGICAL SEARCH
Gusev D. A., Flerov O. V. Administrative support in teaching foreign languages
in continuing professional education .................................................154
Kuzmenko G. A., Ananyin M. S., Kurochkin A. V., Surovyagin B. O. Pedagogical
resources of self-development in sport improvements of adolescents in situational types
of sports considering features of cognitive activities .....................................162
Polikashina O. V., Myakinina S. B. Some issues of school education in Berlin:
contents, features of organization and international experience ............................169
Tretyakova I. A., Pohlebaev S. M. Natural and scientific thinking of students
as a result of interaction between natural science and humanitarian knowledge ...............175
Bubnova Yu. V. Peculiarities of designing individual trajectories students
in non-linguistic universities ........................................................184
Tsukanova E. I. Linguistic analysis of vocabulary of terms on the methods of teaching
Russian language ...............................................................190
THE FLOOR IS GIVEN....
Simonova M. M. Basic models of communication and their implementation
in the educational process ........................................................196
Sokolova O. Yu. Graphic activity as means of developing emotional
and cognitive spheres ............................................................201
Timoshenko T. V. Modern approach to understanding emotional and moral education
and development of senior preschool age children with normal and detained
mental development .............................................................206
Стр.10