ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2016
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор
физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры
журналистики и медиакоммуникаций МПГУ, член Союза журналистов
А. Ю. Уваров, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник Института образовательной информатики ФИЦ «Информатика
и управление» Российской академии наук
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, профессор, начальник Управления
сотрудничества в сфере образования и науки Федерального агентства Россотрудничество
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности
и инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2016
Стр.2
Science and School
№ 6, 2016
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics,
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences,
Member of Russian Academy of Education
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics”
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information
Technologies in Education Department, Moscow State University of Education
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education,
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State University of Education
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences,
ScD in Education, Professor
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov
Moscow State University
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of Teaching
Literature Department, Moscow State University of Education
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State University of Education
M. V. Argunova, ScD in Education, PhD in Biology, Professor, Director of the
Center for Ecological Education and Sustainable Development
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow
State University of Education
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History
Department, Moscow State University of Education, Academician,
International Teacher’s Training Academy of Science
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State University of Education
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Journalism and Mediacommunications
Department, Moscow State University of Education, Journalists Union Member
A. Yu. Uvarov, ScD in Education, Professor, Chief Researcher, Institute
of Educational Informatics, Federal Research Center “Informatics and
Management”, Russian Academy of Science
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Professor, Head of Cooperation
in Education and Science Office, Rossotrudnichestvo Federal Agency
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Projects Office,
Moscow State University of Education
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Никитин Э. М. О съезде учителей и работников образования
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНИ
7
Экономические науки (08.00.00)
Юридические науки (12.00.00)
Экономика и школа
Райзберг Б. А., Ерошин В. И. Отражение задач повышения качества
образования в стратегических государственных документах
Российской Федерации
Кашепов А. В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий
для России
Платонова Е. Д., Николаев М. В., Акимова Е. Н. Институты развития
как факторы экономического роста в инновационной экономике
Правовое обеспечение социокультурного развития
Чеха В. В. Организация обучения иностранных граждан по программам высшего
образования за счет бюджетных средств на территории России
Поликашина О. В. О роли образовательных организаций в профилактике
правонарушений несовершеннолетних
Арзамаскин А. Н. Определение понятия «правовое обеспечение»:
постановка проблемы
Гореликов С. Ю. Нарушения прав воспитателей дошкольных образовательных
учреждений
НАУКА – ШКОЛЕ
Педагогические науки (13.00.00)
Образовательные стандарты и педагогическая практика
Семенов А. Л. О реализации концепции математического образования
Жук А. И. Непрерывное педагогическое образование в Республике Беларусь –
фактор устойчивого развития общества
Курнешова Л. Е., Дыдзинская Д. В. Диагностика профессиональных
компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом:
обзор практик, методов, инструментов
Глинкина Г. В. Организационно-педагогическое обеспечение процесса
повышения квалификации учителей в области структурирования предметного
содержания преподаваемых дисциплин
Лопаткова И. В. Содержание психолого-педагогического образования студентов
художественно-графического факультета: проблемы, модель, алгоритм
Боргояков С. А. Концептуальные основания социокультурной модернизации
этнокультурного образования
57
61
68
81
91
98
31
41
47
52
10
19
25
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Педагогические технологии
Веденеева Т. Е., Синельникова А. С. Турбион-технология как средство
повышения эффективности метода проектов
Педагогический поиск
Янченко В. Д., Го Шилэй. Проблема изучения спортивной лексики на занятиях
по русскому языку в Китае
Цветков В. Ж., Цветкова Е. А. Исторический опыт и современные подходы
в методике преподавания музыкальной культуры в школе
Евстратикова А. В., Болотова Е. Л. Экспертиза как вид профессиональной
деятельности в образовании
Алексеева О. В. Функциональный подход в деятельностной парадигме
современного образования
Кучугурова Н. Д. Методы активного обучения как средство формирования
профессиональных компетенций будущего учителя
Золотарев В. А. Преодоление стереотипов школьного обучения в процессе
формирования готовности будущих офицеров к самообразованию
Проблемы педагогического образования
Авдеева С. М., Уваров А. Ю. О разработке квалификационных требований
к ИКТ-компетенциям педагогов
Деза Е. И. Особенности построения математических курсов в условиях
смешанного обучения
Филиппова Л. С. Специальная подготовка обучающихся к художественнотворческой
практике (пленэру) в системе дополнительного образования
Зубрилин К. М., Руднев И. Ю. Роль пленэра в системе художественного
образования
Радынова О. П., Князева Г. Л., Печерская А. Б. Системность как ведущий
принцип освоения музыкальных стилей на практических занятиях фортепиано
Макарова М. Л., Воронина Е. В., Ермаков Г. И., Кирсанов Н. А. Развитие
целостного восприятия и целостного изображения у студентов ХГФ
на занятиях живописью
Слово предоставляется
Мельникова А. А., Нуттунен Е. А. Формирование патриотической культуры
школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных
ценностных трансформаций
Петунина Т. Г. Особенности проявления творческой активности
в изобразительной деятельности обучающихся 5–7 классов
Аникина А. П. Интеграция как фактор развития художественно-эстетического
воспитания детей предшкольного возраста
Мунавирова Л. Р. Педагогическая технология проектного обучения студентов
как условие формирования профессиональной компетентности будущих учителей
193
201
206
210
146
160
170
175
181
187
116
121
125
130
135
141
108
Стр.5
CONTENTS
Nikitin E. M. The Congress of Teachers and Educators
ECONOMIC AND LEGAL SPACE OF EDUCATION
7
Economics (08.00.00)
Law (12.00.00)
Economics and school
Raisberg B. A., Eroshin V. I. Reflection of the Tasks of Improving the Quality
of Education in the Strategic State Documents of the Russian Federation
Kashepov A. V. Potential of the Human Resources in Services Sector: Forecast
Scenario for Russia
Platonova E. D., Nikolaev M. V., Akimova E. N. Institutes of Development as Factors
of Economic Growth in the Innovative Economy
Legal support of social and cultural development
Chekha V. V. Organization of Training of Foreign Citizens in Higher Education
Programs at the Expense of Budgetary Funds in Russia
Polikashina O. V. On the Role of Educational Institutions in the Prevention
of Juvenile Delinquency
Arzamaskin A. N. Definition of the Content „Legal Support”: Formulation
of the Problem
Gorelikov S. Yu. Violations of the Rights of Preschool Teachers
SCIENCE TO EDUCATION
Pedagogics (13.00.00)
Educational standards and pedagogical practice
Semyonov A. L. On the Implementation of the Concept of Mathematical Education
Zhuk A. I. Continuous Pedagogical Education in the Republic of Belarus – a Factor
of Sustainable Development of the Society
Kurneshova L. E., Dydzinskaya D. V. Diagnostic of Teachers’ Professional
Competencies in Accordance with Professional Standard: Overview of Practice,
Methods, Tools
Glinkina G. V. Organizational and Pedagogical Support for the Process of Advanced
Training of Teachers in the Field of Structuring the Content Area of the Disciplines
they Teach
Lopatkova I. V. The Content of Psycho-Pedagogical Education of the Future Teachers
of Fine Arts: Problems, Model, Algorithm
Borgoyakov S. A. The Conceptual Foundations of Socio-Cultural Modernization
of Ethno-Cultural Education
57
61
68
81
91
98
31
41
47
52
10
19
25
Стр.6
CONTENTS
Pedagogical technologies
Vedeneeva T. E., Sinelnikova A. S. “Tourbillon Technology” as a Way of Efficiency
Increasing of Projects Method
Pedagogical search
Yanchenko V. D., Guo Shilei. The Issue of Learning Sport Vocabulary at Russian
Language Classes in China
Tsvetkov V. J., Tsvetkova E. A. Historical Experience and Modern Approaches
in the Methodology of Teaching Musical Culture at School
Evstratikova A. V., Bolotova E. L. Expert Assessment as a Type of Professional
Activity in Education
Alekseeva O. V. Functional Approach in Activity Paradigm of Contemporary Education
Kuchugurova N. D. Methods of Active Learning as a Means of Formation Professional
Competence of Future Teachers
Zolotarev V. A. Overcoming Stereotypes of Schooling in the Process of Formation
of Readiness of Future Officers to Self-Education
Problems of pedagogical education
Avdeeva S. M., Uvarov A. Yu. Steps to the Development of Qualification
Requirements for ICT Competencies of Teachers
Deza E. I. Features of Constructing Mathematical Courses in the Conditions
of Blended Learning
Filippova L. S. Special Training of Learners in Artistic and Creative Practice (Plein Air)
in the System of Additional Education
Zubrilin K. M., Rudnev I. Yu. The Role of the Plein Air in the System
of Art Education
Radynova O. P., Knyazeva G. L., Pecherskaya A. B. Consistency as a Leading
Principle of Mastering Musical Styles in Practical Piano Classes
Makarova M. L., Voronina E. V., Ermakov G. I., Kirsanov N. A. Elaboration
of Students’ Holistic Perception and Holistic Imaging During the Painting Classes
at the Arts Faculty
The floor is given....
Melnikova A. A., Nuttunen E. A. Formation of Patriotic Culture of Students
as a Relevant Educational Goal within the Current Transformation of Values
Petunina T. G. Peculiarities of Manifestation of Creative Activity of Students
of 5–7 Grades in the Fine Arts
Anikina A. P. Integration as a Factor of Development of Artistic and Aesthetic
Education of Children of Preschool Age
Munavirova L. R. Pedagogical Technology of Project Teaching of Students
as a Condition of Formation of Professional Competence of Future Teachers
193
201
206
210
146
160
170
175
181
187
116
121
125
130
135
141
108
Стр.7