ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2014
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор,
доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН,
академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор
журнала «Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой информационных технологий в образовании МПГУ
А. А. Дынкин, доктор экономических наук, академик РАН, директор
Института мировой экономики и международных отношений РАН
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой эстетического и трудового воспитания младшего школьника МПГУ
С. Д. Каракозов, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор МПГУ
М. А. Кронгауз, доктор филологических наук, профессор РГГУ
Ю. С. Пивоваров, доктор политологических наук, профессор, академик РАН,
директор ИНИОН РАН, заведующий кафедрой сравнительной политологии
МГУ им. М. В. Ломоносова
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой методики преподавания литературы МПГУ
И. А. Соколов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН,
директор Института проблем информатики
А. О. Чубарьян, доктор исторических наук, профессор, академик РАН,
директор Института всеобщей истории РАН
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия),
директор Института дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, кандидат педагогических
наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, советник при ректорате МПГУ
Г. А. Артамонов, заместитель главного редактора, кандидат исторических
наук, директор УНЦ актуальных проблем исторической науки и образования
Д. А. Исаев, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории
и методики обучения физике МПГУ
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
Е. А. Леванова, доктор педагогических наук, профессор кафедры
социальной педагогики и психологии МПГУ
Н. С. Пурышева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории
и методики обучения физике МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы и журналистики ХХ–ХХI вв. МПГУ
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности
и инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Редактор Н. И. Вахницкая, кандидат филологических наук
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.2
Science and School
№ 4, 2014
ALL-RUSSIAN
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL JOURNAL
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman of Editorial Board, Chief Editor,
Dr. Habil. in Physics and Mathematics, Professor, Member of Russian Academy
of Sciences, Member of Russian Academy of Education, Rector of MSPU
E. I. Bulin-Sokolova, Dr. Habil. in Education, Professor, Head of Department
of Information Technologies in Education, MSPU
A. N. Dzhurinsky, Dr. Habil. in Education, Professor, Head of Department
of Aesthetic and Labour Education of Primary School Pupils, MSPU
A. A. Dynkin, Dr. Habil. in Economics, Member of Russian Academy
of Sciences, Director of Institute of World Economics and International
Relations, Russian Academy of Sciences
S. D. Karakozov, Dr. Habil. in Education, Professor, First Vice-Rector of MSPU
M. A. Krongauz, Dr. Habil. in Philology, Professor, RSUH
Yu. S. Pivovarov, Dr. Habil. in Political Science, Professor, Member of Russian
Academy of Sciences, Director of Institute of Scientific Information for Social
Sciences, Russian Academy of Sciences, Head of Department of Comparative
Political Studies, MSU n.a. M. V. Lomonosov
V. F. Chertov, Dr. Habil. in Education, Professor, Head of Department
of Methods of Teaching Literature, MSPU
I. A. Sokolov, Dr. Habil. in Physics and Mathematics, Professor, Member
of Russian Academy of Sciences, Director of Institute of Computer Science Problems
A. O. Chubaryan, Dr. Habil. in History, Professor, Member of Russian Academy
of Sciences, Director of Institute of General History, Russian Academy of Sciences
R. S. Boziev, Dr. Habil. in Education, Professor, Chief Editor of the Journal «Pedagogics»
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, PhD in Education, Associate Professor,
Honoured Teacher of the Russian Federation, Counsellor at the University
Administration, MSPU
G. A. Artamonov, Deputy Chief Editor, PhD in History, Director of Educational
and Scientific Center of Actual Problems of Historical Science and Education
D. A. Isaev, Dr. Habil. in Education, Professor, Department of Theory and
Methods of Teaching Physics, MSPU
V. N. Knyazev, Dr. Habil. in Philosophy, Professor, Department of Philosophy, MSPU
E. A. Levanova, Dr. Habil. in Education, Professor, Department of Social
Pedagogics and Psychology, MSPU
N. S. Purysheva, Dr. Habil. in Education, Head of Department of Theory and
Methods of Teaching Physics, MSPU
V. A. Slavina, Dr. Habil. in Philology, Professor, Department of Russian
Literature and Journalism of XX–XXI centuries, MSPU
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Projects Office, MSPU
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Editor N. I. Vakhnitskaya, PhD in Philology
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director
of Institute of Preschool Education and Research (Germany)
Editorial team:
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Новичков В. Б. Стратегия нашего журнала . . . . .. . .. . . . .... . . . ... . . . ... .. . .. . .. ... . . .7
Арифуллин Ф. М. Памяти профессора Эрнста Михайловича Щагина . . . . .. . . . ... . . . .. . .10
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Ерошин В. И., Колесников Л. Ф., Сорвиров Б. В. Образование как
многоотраслевая сфера воспроизводства человеческого капитала . . . . .. . . . ... . .. . ... . . .13
Уваров А. Ю. О новом стандарте естественнонаучного образования
в школах США .. . .... . .. . .. ... . . . ... . . . ... .. . .. . .. .. .. . .. . .. . . . .. . .. . .. .... . .. . .25
ДИДАКТИКА И ЖИЗНЬ
Гавриленкова И. В. Модель учебного процесса с применением
информационно-коммуникационных технологий в системе непрерывного
естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной
ориентации обучаемых .. . .... . . ... . .. . ... . . . ... . . . .. .. . .. . .. . .. . .. . . . . . .. . .. . . . . .38
Лукацкий М. А. Историко-педагогическое исследование
как одно из направлений исторического поиска . . . . .. . .. . . . .... . . . ... . . . ... .. . .. . . . . .49
Скокова Л. В., Дамбуева А. Б. Самостоятельная работа студентов
в контексте смешанного обучения . . . . .. . .. . . . .... . . . ... . . . ... .. . .. . .. .. .. . .. .. . . . .61
Исса О. Ф. Проблемы методического сопровождения дошкольной
образовательной организации на современном этапе . . . . .. . .. . . . .... . . . ... . . . ... . .. . .65
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ
Джуринский А. Н. Стратегии повышения качества общего образования
за рубежом: сравнительный анализ . . . . .. . . . ... . .. . ... . . . ... . . . .. .. . .. . .. . .. . .. . . . .72
Данилова Н. А. Пути и средства повышения активности студентов
на лекционных занятиях по дисциплине «Теория и методика обучения математике» . .. .. . .80
Кузовлева Н. В. Система профессиональной подготовки магистров и аспирантов
в процессе воспитания культуры умственного труда . . . . .. . .. . . . .... . . . ... . . . ... .. . . . .87
Сычугова Л. П. Народные художественные промыслы на уроках развития речи:
модель творческого и сотворческого процессов . . . . .. . .. . . . .... . . . ... . . . ... .. . .. . . . . .94
Хорошенкова А. В. Деятельность аспирантуры по подготовке
научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего Поволжья
в 1970–1980-е гг. .. . ... . .. . .. .. . . . ... . . . .... .. .. . .. . .. .. . .. . .. .. . .. . .. . .. . .... . .103
Цыпин Г. М., Педченко Н. Е. Музыкальная педагогика в России
конца ХIХ – начала ХХ веков: историко-теоретические
и методические аспекты .. . .... . . ... . .. . ... . . . ... . . . .. .. . .. . .. . .. . .. . . . . . .. . .. . . .107
Шарафутдинова Н. С. К вопросу о графической мотивированности
термина .. . .... . .. . .. .. .. . .. .. . . . ... .. . .. . .. .. .. . .. . .. . . . .. . .. . .. ......... . . . .113
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Савенков А. И. Основные подходы к диагностике креативности . . . . .. . . . ... . .. . .... . .117
Сергеева Ю. М., Уварова Е. А. Поликодовый текст: особенности построения
и восприятия .. . .... . .. . .. .. .. . . ... . . . ... .. . .. . .. .. .. . .. . .. . . . .. . .. . .. ..... . . . .128
Тарасова Е. Н. Специфика элективного курса «Устная профессиональная речь
преподавателя русского языка как иностранного» в педагогическом вузе . . . . .. . .. . . . . . .135
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Соловьева Т. А., Алмазова А. А., Кулакова Е. В. К проблеме усиления
практико-ориентированной подготовки учителей-дефектологов
по программам прикладного бакалавриата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Шахман И. С. Адаптация к условиям обучения в российских вузах
как определяющий фактор эффективности образовательного процесса
иностранных студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Вэй Лю. Кросскультурный шок как результат нарушения
межкультурных коммуникаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Портнова О. А. К вопросу о гражданском воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
Ворон-Ковальская В. Е. Патографический дискурс
в свете современной лингвистики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
Белова С. А. Готовность школьников средних классов к изучению
экскурсионной речи и значимость проблем их обучения в условиях
инновационной образовательной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Курдявка К. Е. Эволюция требований Госстандарта языкового образования
к уровню социокультурной компетенции школьников и студентов.
Перспективы дальнейшего развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Шэтеля В. М. О названиях технических новинок в русских художественных
текстах XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
Богданов И. В. Применение лыжной мази для передвижения
на лыжах классическим стилем на примере лыжной мази “SWIX” (Норвегия),
«ВИСТИ» (Россия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Стр.5
CONTENTS
Novichkov V. B. Strategy of Our Journal . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Arifullin F. M. In Memory of Professor Ernst Mikhaylovich Shchagin . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
NEW EDUCATION POLICY
Eroshin V. I., Kolesnikov L. F., Sorvirov B. V. Education as Diversified
Scope Reproduction of Human Capital . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Uvarov A. Yu. A New Framework for K-12 Science Education in USA . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
DIDACTICS AND LIFE
Gavrilenkova I. V. The Model of Educational Process with Application
of Information-Communication Technologies in the System of Continual
Natural-Scientific Education on Realization of Vocational Guidance of Students . . . . . . . . . . . . . . . .38
Lukatsky M. A. Historical and Pedagogical Research as One of the Directions
of the Historical Search . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Skokova L. V., Dambueva A. B. On the Problem of Organization of Students’
Independent Work in Blended Learning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Issa O. F. Problems of Methodical Support of Preschool Educational Establishment
in the Modern Conditions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
PROFESSIONAL EDUCATION: PROBLEMS AND RESEARCH
Dzhurinskiy A. N. Strategies for Improving the Quality of General Education Abroad:
a Comparative Analysis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Danilova N. A. Ways and Means of Increasing the Activity of Students at Lectures
on Discipline “Theory and Methods of Teaching Mathematics” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Kuzovleva N. V. The System of Professional Education of Master’s Degree
and Post-Graduate Students in the Process of the Acculturation of the Brainwork . . . . . . . . . . . . . .87
Sychugova L. P. Folk Arts and Crafts at the Lessons of Speech Development:
a Model of Creative and Cooperative Processes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Khoroshenkova A. V. Post-Graduate School Activities on Training the Teaching Staff
of Historians at Universities of Lower Volga Region in 1970–1980s. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Tsypin G. M., Pedchenko N. E. Music Pedagogy in Russia
in the Late XIX – Early XX Centuries: Historical and Theoretical and Methodological
Aspects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Sharafutdinova N. S. Graphic Motivating of the Term . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
NEW PEDAGOGICAL SOLUTIONS
Savenkov A. I. The Main Approaches to the Diagnosis of Creativity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
Sergeeva Y. M., Uvarova E. A. Polycode Text: Peculiarities of Structure
and Perception . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Tarasova E. N. Specifics of The Elective Course “Oral Professional Speech
of Teacher of Russian as a Foreign Language” at Pedagogical Higher
Education Institution . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Solovyeva T. A., Almazova A. A., Kulakova E. V. About the Strengthening
of Practice-Oriented Resource Teachers Training on Applied Bachelor Degree Programs . . . . . . .154
Стр.6
CONTENTS
Shakhman I. S. Adaptation to Study Conditions at Russian Universities
as a Determining Factor of the Effectiveness of the Educational Process of Foreign Students . . . .154
THE FLOOR IS GIVEN TO
Wei Liu. Cross-Cultural Shock as a Result of a Breach of Intercultural
Communications . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Portnova O. A. Revisiting the Civic Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
Voron-Kovalskaya V. E. Pathographical Discourse in the Light of the Current
Studies in Linguistics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
Belova S. A. Readiness of Middle School Pupils to Learn Excursion Speech
and Importance of Problems of Their Teaching in Conditions of Innovative
Educational Milieu . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Kurdyavka K. E. The Evolution of Educational Standard Requirements
to the Level of Socio-Cultural Competence of Schoolchildren and Students. Views
on Further Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Szetela W. M. About the Names of Technical Innovations in the Russian
Literary Texts of the 19th Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
Bogdanov I. V. Use of Ski Wax for Skiing in Classic Style by the Example
of Ski Wax “SWIX” (Norway), “VISTI” (Russia) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Стр.7