ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2014
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Редакционный совет:
А. Л. Семенов (председатель, главный редактор),
доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН,
академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор
журнала «Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой эстетического и трудового воспитания младшего школьника МПГУ
А. А. Дынкин, доктор экономических наук, академик РАН, директор
Института мировой экономики и международных отношений РАН
С. Д. Каракозов, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор МПГУ
М. А. Кронгауз, доктор филологических наук, профессор РГГУ
И. А. Соколов, доктор физико-математических наук, профессор, академик
РАН, директор Института проблем информатики
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой методики преподавания литературы МПГУ
Ю. С. Пивоваров, доктор политологических наук, профессор, академик
РАН, заведующий кафедрой сравнительной политологии МГУ им. М. В. Ломоносова
А. О. Чубарьян, доктор исторических наук, профессор, академик РАН,
директор Института всеобщей истории РАН
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия),
директор Института дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
Г. А. Артамонов, заместитель главного редактора, директор УНЦ
актуальных проблем исторической науки и образования, кандидат исторических наук
Д. А. Исаев, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ,
доктор педагогических наук
В. Н. Князев, профессор кафедры философии МПГУ, доктор философских наук
Е. А. Леванова, профессор кафедры социальной педагогики и психологии
МПГУ, доктор педагогических наук
Н. С. Пурышева, заведующая кафедрой теории и методики обучения физике
МПГУ, доктор педагогических наук
В. А. Славина, профессор кафедры русской литературы и журналистики
ХХ–ХХI вв. МПГУ, доктор филологических наук
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности
и инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Редактор Н. И. Вахницкая, кандидат филологических наук
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.2
Science and School
№ 3, 2014
ALL-RUSSIAN
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL JOURNAL
Editorial board:
A. L. Semyonov (Chairman, Chief Editor),
Dr. Habil. in Physics and Mathematics, Professor, Member of Russian Academy
of Sciences, Member of Russian Academy of Education, Rector of MSPU
R. S. Boziev, Dr. Habil. in Education, Professor, Head Editor of the Journal «Pedagogics»
E. I. Bulin-Sokolova, Dr. Habil. in Education, Professor, Head of Department
of Information Technologies in Education, MSPU
A. N. Dzhurinsky, Dr. Habil. in Education, Professor, Head of Department
of Primary School Pupil Aesthetic and Labour Education, MSPU
A. A. Dynkin, Dr. Habil. in Economics, Member of Russian Academy of
Sciences, Director of Institute of World Economics and International Relations,
Russian Academy of Sciences
Yu. S. Pivovarov, Dr. Habil. in Political Science, Professor, Member of Russian
Academy of Sciences, Head of Department of Comparative Political Studies,
MSU n.a. M. V. Lomonosov
V. F. Chertov, Dr. Habil. in Education, Professor, Head of Department of
Literature Teaching Methods, MSPU
S. D. Karakozov, Dr. Habil. in Education, Professor, First Vice-Rector of MSPU
M. A. Krongauz, Dr. Habil. in Philology, Professor, PSUH
I. A. Sokolov, Dr. Habil. in Physics and Mathematics, Professor, Member of
Russian Academy of Sciences, Director of Institute of Computer Science Problems
A. O. Chubaryan, Dr. Habil. in History, Professor, Member of Russian Academy
of Sciences, Director of Institute of General History, Russian Academy of Sciences
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Counsellor
at the University Administration, MSPU, PhD in Education, Associate
Professor, Honored Teacher of Russian Federation
G. A. Artamonov, Deputy Chief Editor, Director of Educational and Scientific
Center of Actual Problems of Historical Sciences and Education, PhD in History
D. A. Isaev, Professor, Department of Theory and Methods
of Teaching Physics, MSPU, Dr. Habil. in Education
V. N. Knyazev, Professor, Department of Philosophy, MSPU, Dr. Habil. in Philosophy
E. A. Levanova, Professor, Department of Social Pedagogics
and Psychology, MSPU, Dr. Habil. in Education
N. S. Purysheva, Head of Department of Theory and Methods
of Teaching Physics, MSPU, Dr. Habil. in Education
V. A. Slavina, Professor, Department of Russian Literature
and Journalism of XX–XXI centuries, MSPU, Dr. Habil. in Philology
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Projects Office, MSPU
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Editor N. I. Vakhnitskaya, PhD in Philology
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 from 1st February 1996
Editors office: 119571, Moscow, pr. Vernadskogo, House 88, Room 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Смирнова И. М. Критерии отбора содержания математических курсов по выбору . . . . . . . . .7
Линьков В. В. Развитие представлений о норме в философии и коррекционной
педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Асеева Д. В. Сформированность исследовательских умений учащихся-кадетов
7 класса (на примере имени прилагательного) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Овсянникова И. С. Открытые задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Ваганов М. Г. Фундаментальные естественнонаучные понятия как
методологическая основа обучения бакалавров экологии и природопользования . . . . . . . . . .37
Гильмиярова С. Г., Сафин Д. Р. К вопросу о компетентности будущих
учителей физики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Шепелев М. В. Проектирование модульного содержания курсовой подготовки
учителей химии в области проектной деятельности школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Малышкина Л. С. Пути и средства оптимизации первоначальной психологопедагогической
поддержки ослепших . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Речицкая Е. Г., Хедхуд Ноурас. Комплексный подход в создании
здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха . . . . . . .59
Полетаева М. И. Современный вузовский учебник иностранного языка –
симбиоз технологии и творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Кузнецова Е. В. Целостность как системообразующий принцип образования
в условиях информационного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Полькина С. Н. Деятельностное содержание литературного образования
в школе как средство развития самоопределения старшеклассников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Бобоев Ф. Б., Комили А. Ш. Типологические черты пророчества (нубувват)
в хронике ат-Табари . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Хорошенкова А. В. Реорганизация советского высшего исторического
образования в послевоенный период: тенденции и противоречия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Кудряшов И. М. Исторические примеры развития технологического образования
в России и пути решения данной проблемы на современном этапе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Крадецкая С. В. Труд как эмансипация: взгляд российских феминисток
начала ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Ахмади Зейнаб. Вежливость и понятие «Таароф» в иранской культуре . . . . . . . . . . . . . . . .102
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Виноградова А. В. Структура коммуникативной деятельности старшеклассников
при проведении устной работы по геометрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Нестерова А. Ю. Когнитивная деятельность, профессиональная компетентность
и идентичность педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Воронкова Г. В. Развитие взаимодействия образовательной организации
и семьи в современном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Веретенникова Л. К. Формирование психолого-педагогической
компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений,
общеобразовательных и коррекционных школ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Морева Н. А. Стратегия и тактика поведения педагога дошкольного образования
в процессе организации коммуникативной деятельности детей старшего
дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Завалишина Л. В. Проблема ключевых квалификаций в коммуникативной
педагогике ФРГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Дементьева А. П. Обучение побудительным речевым актам
во французском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Подколзина Т. В. Этикетное поведение как составная часть национально
ориентированной методики обучения русскому языку как иностранному
(напримере поклона) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Халилзадех Аминиян Захра. Учебные тексты в формировании
лингвострановедческой компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Аштиани Наргес, Захраи Сайед Хасан. Обучение иранских студентов
выражению семантического субъекта формой Д. п. лица в русском предложении . . . . . . . .154
Севрюгина Е. В. Способы грамматического и пунктуационного выражения
присоединительной связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
ЛИТЕРАТУРА И ВРЕМЯ
Волович И. Г. Художественное освоение действительности
в романе В. П. Катаева «Время, вперед!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Денисова Е. Н. Некоторые особенности просодической реализации
классических и современных британских поэтических текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Костина А. С. Особенности текста британского документа, посвященного
защите прав населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
Чжэн Е. Функция обращений в прозаических произведениях А. П. Чехова . . . . . . . . . . . . . .181
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Позднякова Д. А. Концепция хаоса в антикризисных подходах к антропосфере . . . . . . . . .188
Хасанова А. Я., Гильмиярова С. Г. Профессиональное самоопределение
в системе дополнительного образования детей в процессе выполнения
экологических проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
Бариушанов Номин. Проблемы готовности детей к обучению в школах
Монголии в условиях перехода на 12-летнее образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Белая Н. С. Педагогическая деятельность в контексте профессиональной работы
специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах
культуры и искусств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Орлова К. М. Психологические факторы применения телесных наказаний
к детям в России и в Швейцарии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Стр.5
CONTENTS
INNOVATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Smirnova I. M. The Criteria of Selection of Contents of Mathematical
Optional Courses . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Linkov V. V. The Development of Notions of Norm in Philosophy
and Correctional Pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Aseeva D. V. Formedness of Research Skills by Cadet Pupils of the 7th Form
(by the Example of Adjectives) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Ovsyannikova I. S. Open-Ended Tasks . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Vaganov M. G. Fundamental Concepts of Natural Science as Methodological Basis
for Training Bachelors of Ecology and Wildlife Management . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Gilmiyarova S. G., Safin D. R. About the Competence of Future Physics Teachers . . . . . . . . . . . .44
Shepelev M. V. Designing of Modular Contents of Chemistry Teachers Course
Training in Pupils' Project Activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Malyshkina L. S. Ways and Means of the Primary Psychological and Pedagogical
Newly-Blinded People Support . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Rechitskaja E. G., Hedhud Nouras. Complex Approach at Creating Health Saving
Environment in Educating and Upbringing of Children with Hearing Impairments . . . . . . . . . . . . . . .59
Poletaeva M. I. Modern English Textbook for Higher Education Institutions
as a Symbiosis of Technology and Creative Work . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
EDUCATIONAL STANDARDS
Kuznetsova E. V. Integrity as a Backbone Principle of Education
in the Information Society . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Polkina S. N. Activity-Related Contents of Literary Education at School as a Means
of Identity Formation by Senior Pupils . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
HISTORY AND THE PRESENT
Boboev F. B., Komili A. Sh. Typological Features of Prophecy (Nubuwwat)
in at-Tabari’s Chronicle . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Khoroshenkova A. V. Reorganization of the Soviet Higher Historical Education
in the Post-War Period: Tendencies and Contradictions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Kudryashov I. M. Historical Examples of the Development of Technological Education
in Russia and Ways of Solution of This Problem at the Present Stage . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Kradetskaya S. V. Labour as Emancipation: View of the Russian Feminists
at the Beginning of the XXth Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Ahmadi Zeinab. Politeness and Concept “Taarof” in the Iranian Culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
COMMUNICATIVE COMPETENCES
Vinogradova A. V. Structure of Communicative Activity of Senior Pupils while Carrying
out Oral Work on Geometry . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
Nesterova A. Yu. Teacher’s Cognitive Activity, Professional Competence
and Identity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Voronkova G. V. The Interaction Development Between the Educational Institution
and the Family in the Modern Society . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Стр.6
CONTENTS
Veretennikova L. K. Formation of Psychological and Pedagogical Competency
of Future Teachers of Preschool Educational Institutions, Comprehensive
and Special Schools . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Moreva N. A. Pre-School Teachers’ Behavior Tactics and Strategies in the Process
of Organization of Communicational Activity of Elder Preschool Age Children . . . . . . . . . . . . . . . .126
Zavalishina L. V. Problem of Crucial Qualifications in Communicative
Pedagogics of Germany . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Dementieva A. P. Teaching the Incentive Speech Acts in the French Language . . . . . . . . . . . . . .137
Podkolzina T. V. Etiquette Behavior as an Integral Part of Nation-Based Methods
of Teaching Russian as a Foreign Language (by the Example of Bow) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Khalilzadeh Aminiyan Zahra. Training Texts in the Formation of Competence
in Linguistic and Cultural Studies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Ashtiani Narges, Zahraei Seyed Hassan. Teaching Iranian Students to Express
Semantic Subject by the Use of Dative Case Form in Russian Sentences . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
Sevrjugina E. V. Ways of Grammatical and Punctuation Expression of Cumulation . . . . . . . . . . .160
LITERATURE AND TIME
Volovich I. G. Artistic Comprehension of Reality in V. P. Kataev’s Novel
“Time, Forward!” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Denisova E. N. Some Prosodic Features of Classic and Modern British Poetry . . . . . . . . . . . . . .173
Kostina A. S. Text Characteristics of the British Document Aimed
at the Equality Defence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
Zheng E. The Function of Appeals in Chekhov's Prose . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
THE FLOOR IS GIVEN TO
Pozdnyakova D. A. The Concept of Chaos in the Crisis Approaches
to Anthroposphere . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188
Khasanova A. Ya., Gilmiyarova S. G. Professional Self-Determination
in the System of Additional Education for Pupils in the Process of Carrying
out Ecological Projects . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
Bariushanov Nomin. Problems of children's readiness for school,
in the transition to 12-year school education in Mongolia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Belaya N. S. Teaching Activities in the Context of Professional Work of Specialists
of Directing Theatrical Performances in the Institutes of Culture and Arts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Orlova K. M. Psychological Factors of Corporal Punishment of Children
in Russia and Switzerland . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Стр.7