ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2013
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ
Зам. главного редактора: С. В. Матросов
Редакционный совет:
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
А. Н. Джуринский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук
Н. Д. Никандров, академик РАО, доктор педагогических наук
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук
Редакционная коллегия:
В. Ф. Чертов (председатель), Г. А. Артамонов (зам. председателя),
В. В. Маландин (зам. председателя), Н. С. Пурышева, Д. А. Исаев,
В. И. Жог, Е. А. Леванова, В. Н. Князев, Г. М. Чернобельская,
В. А. Славина, О. П. Шушарина.
Состав редакции:
Выпускающий редактор – Г. В. Альперина
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Матросов В. Л., Артамонов Г. А., Горохова А. В. Современные тенденции
развития ведущих российских педагогических университетов в контексте
модернизации национальных систем подготовки педагогических кадров
в странах Западной Европы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Ильин Г. Л. Понятие и специфика современного гуманитарного образования . . . . . . . . . . . .11
Медведицков А. П. Необходимые условия педагогического управления
деятельностью общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Веретенникова Л. К. Общее и особенное в реализации дифференцированного
подхода в педагогическом образовании студентов-билингвов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Кащук С. М. Профессиональная мультимедийная языковая компетенция
учителя иностранного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Карев Б. А., Горбанева Л. В. Развитие креативности будущих учителей
физики в моделируемой системе профессионального обучения: проблема
и механизмы ее решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Мирончук Е. В. Принципы педагогической системы К. С. Станиславского
в формировании профессиональной компетентности студентов –
будущих учителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Леоненко А. В. Перспективы использования современного российского опыта
профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры
в Украине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Логвинова О. К. Взаимодействие семьи и школы в процессе поликультурного
образования учащихся: американский опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Сапрыкина Н. А. Формирование у младших школьников умения структурировать
информацию на уроках информатики и ИКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Михеева О. П. Визуализация бизнес-процессов учебной деятельности
средствами UML-диаграмм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Матюшкин А. В. Деятельностный вики-учебник как инструмент литературного
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Доржиева Л. Б. Детская пресса как социальный институт воспитания: практика
и тенденции ее развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Шульга В. В. Формирование познавательной самостоятельности как условия
успешного обучения в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Лобашев И. В., Лобашев В. Д. Анализ областей решений учебных задач
в проблемном обучении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Школьникова М. В., Галямова Э. М. Условия формирования дидактического
игрового пространства в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Хопренинова В. А. Эстетическое переживание как условие художественного
восприятия поэтического текста на уроках литературного чтения
в начальной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Поташкина Ю. А. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка . . . . . . . . . .68
Белова Н. А., Ивашкина В. Н. Опыт реализации технологии интерпретации
текста в медиаформате . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Зацепина О. С. Особенности деятельности учителя при реализации
воспитательного аспекта в процессе обучения иностранному языку
старших школьников на основе использования информационных
и коммуникационных технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Кисуркин В. В. Производственная практика как обязательная часть подготовки
к межкультурному бизнес-взаимодействию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Теучеж Ф. А. Коммуникативное письмо как средство обучения языкам . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Климова Г. С., Малинин Н. В., Светова Е. А. Познавательно-состязательная
игра как форма творческой работы студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Иконникова В. А. Лингвокультурологический подход к исследованию
англоязычной юридической терминологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Зиновьева И. Н. Репрезентация фольклорных представлений о времени
и пространстве в форме кумулятивного поля (на материале nursery rhymes) . . . . . . . . . . . . . .91
Киселева С. А. Образование и развитие понятия “Doublespaek” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Волкова Е. Г. К вопросу о философско-методологическом и прикладном
педагогическом значении исследований в. Я. Проппа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Шуляренко Е. Ю. Здоровьесбережение школьников в процессе
обучения математике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
Красин М. С. Комплексный подход к обучению решению физических задач
как фактор развития методологической культуры учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Крутский А. Н., Гибельгауз О. С. Дискретный подход к обучению
и усвоению знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Шарова И. Х., Макаров К. В., Жигарев И. А. Отражение современной науки
в учебнике «Зоология беспозвоночных» для высшей школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
Дятлова К. Д., Колпаков И. А. Подготовка студентов первого курса
к самостоятельной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Швец И. М. Развитие критического мышления обучающихся как фактор
формирования у них биоэтических отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Функ Р. В. Конструирование элективных курсов по истории
для профильного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
Фомин Н. В. Дидактические аспекты методики ситуационного
обучения экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Юнак А. П. Технология безопасного проведения урока лыжной подготовки . . . . . . . . . . . . .140
Соколова В. С., Сахарова Н. Е. Оценка некоторых функциональных состояний
детей, страдающих ожирением, средствами плавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Джартыбаева Ж. Дж. Новая методическая система развития творческого
мышления учащихся V–VI классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Русакова С. В. Уровни формирования коммуникативной толерантности
у учащихся общеобразовательной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
Стрыгина М. Н. Реализация системного подхода к проектированию технологии
педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе . . . . . . . . . . . . .152
Доржиева Л. Б. Социальное партнерство как инструмент и ресурс воспитания
жизнеспособной личности в информационном обществе (из опыта работы) . . . . . . . . . . . . .154
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Дюков И. В. Форма города и религиозное мировоззрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Комили А. Ш., Файзалиев Дж. Х. Гуманистические идеи таджикско-персидских
мыслителей, трансформированные в педагогические воззрения мыслителей
эпохи Возрождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Горовая А. В. Мартин Лютер и крестьянская война: борьба с самим собой . . . . . . . . . . . . .165
Талина Г. В. Титул православного самодержца Московского царства
третьей четверти XVII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Фейзрахманова Т. Б. Философско-педагогические предпосылки возникновения
авторских школ в России в конце XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Рафалюк С. Ю. Система образования в Австралии в колониальный период
(по материалам российских источников личного происхождения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
Протасов Е. Т. История становления государственного аппарата власти
в Республике Бурятия 1920–1990-е годы (по материалам
государственных хранилищ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Комили А. Ш., Алимов Д. Х. К вопросу о роли борьбы таджикского народа
за освоение целинных земель Вахшской долины в 1930-е годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Косорукова М. И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения
и развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188
Нидерман И. А. Борьба за реформы в Саудовской Аравии
в 60–70-е годы XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Стр.5
CONTENTS
EDUCATIONAL POLICY
Matrosov V. L., Artamonov G. A., Gorokhova A. V. Modern Trends
of the Development of the Leading Russian Pedagogical Universities in Terms
of the World System of the Pedagogical Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Ilyin G. L. Concept and Peculiarities of Modern Humanitarian Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Medveditskov A. P. Necessary Conditions for Pedagogical Management
of Comprehensive School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
PEDAGOGICAL EDUCATION
Veretennikova L. K. Common and Specific Criteria in the Realization
of the Differentiated Approach towards Pedagogical Education of Bilingual Students . . . . . . . . . . . .20
Kashchuk S. M. Professional Multimedia Linguistic Competence
of Foreign Language Teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Karev B. A., Gorbaneva L. V. The Development of Creativity of Future Teachers
of Physics in a Simulated System of Vocational Training: the Problem and the
Mechanisms of its Solutions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Mironchuk E. V. The Principles of Teaching System of K.S. Stanislavsky
in the Formation of Professional Competence of Students – Future Teachers . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Leonenko A. V. The Prospects of Contemporary Russian Experience in Professional
Training of Future Teachers in Physical Culture in the Ukraine . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
QUESTIONS OF EDUCATION ABROAD
Logvinova O. K. School/Family Partnership in Multicultural Education:
American Experience . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
INFORMATION TECHNOLOGY
Saprykina N. A. Formation of the Ability of Junior School Students to Structure
Information at ICT and Computer Science Lessons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Mikheeva O. P. Business Processes Visualization of Training by UML-Diagrams . . . . . . . . . . . . . .43
Matyushkin A. V. Activity-Wiki Textbook as a Tool of Literary Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Dorzhieva L. B. Children Press and School: Interaction of Social Institutions
of Upbringing And Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
EDUCATIONAL RESEARCH
Shulga V. V. The Forming of the Cognitive Self-Consistency as a Clause of Successful
Studying at School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Lobashev I. V., Lobashev V. D. Analysis of Solution Region of Study Problems
in Problem-Based Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Shkolnikova M. V., Galyamova E. M. The Model of Didactic Play Space
in an Elementary School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Hopreninova V. A. Aesthetic Experience as a Condition of Artistic Perception
of a Poetic Text on the Lessons of Literary Reading in Elementary School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Potashkina Yu. A. Moral Education at the Russian Language Lessons. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Belova N. A., Ivashkina V. N. The Experience of Realization of Text Interpretation
in Media Format . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Стр.6
CONTENTS
Zatsepina O. S. Upbringing Aspect of Cross-Cultural Education of Senior Students
on the Basis of Computer Technologies: the Main Peculiarities in Methods
of Foreign Language Teaching . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Kisurkin V. V. Practice as a Mandatory Part of the Preparation for Intercultural
Business- Interaction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Teuchezh F. A. Communicative Writing as Means of Teaching Languages . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Klimova G. S., Malinin N. V., Svetova E. A. Cognitive-Competing Game
as the Form of Students' Creative Work . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Ikonnikova V. A. The Cultural-Linguistic Approach to the Investigation
of Anglo-American Legal Terminology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Zinovyeva I. N. Representation of Folklore Time and Space Notions in the Form
of the Cumulative Field (on the Material of Nursery Rhymes) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Kiseleva S. A. Origin and Development of the Notion “Doublespaek” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Volkova E. G. To the Question of the Philosophical-Methodological and Applied
Pedagogical Value of V. Y. Propp’s Research . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
Shulyarenko E. Yu. Healthsaving Students In Learning Mathematics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
Krasin M. S. Complex Approach to Teaching of Physical Problem Solving
as the Factor of Students’ Methodological Culture Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Krutsky A. N., Gibelgauz O. S. A Discrete Approach to Teaching and Learning . . . . . . . . . . . . .110
Sharova I. Kh., Makarov K. V., Zhigarev I. A. Representation of Contemporary
Science in the «Invertebrate Zoology» Textbook for Higher Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
Dyatlova K. D., Kolpakov I. A. Preparation of Fist-Year Students to Individual Work . . . . . . . . . .120
Shvets I. M. Developing Learners’ Critical Thinking as a Factor
of Moulding Bioethical Relations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126
Funk R. V. Construction of Elective Courses on History for Profile Education . . . . . . . . . . . . . . . .130
Fomin N. V. Didactic Aspects of the Methodology of the Situational Teaching
of Economics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Yunak A. P. Technology of Safe Conducting of a Skiing Lesson . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
Sokolova V. S., Sakharova N. E. Evaluation of the Functional Status of Children
with Obesity in Swimming . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
Dzhartybaeva Zh. Dzh. New Methodical System of Creative Thinking
Students Classes V–VI . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
QUESTIONS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION
Rusakova S. V. Levels of Formation of Communicative Tolerance of Pupils
of a Comprehensive School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
Strygina M. N. Implementation of a Systematic Approach to Designing of Technology
of Teacher Support of Students in the Educational Process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Dorzhieva L. B. Social Partnership as Educational Tool and Resource
for a Viable Personality in the Information Society (Based on Personal
Work Experience) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
Стр.7
CONTENTS
QUESTIONS OF HISTORY
Djukov I. V. A Form of a City and Religious Worldview . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Komili A. Sh., Fayzaliev J. Kh. Tajik-Persian Thinkers Humanistic Ideas Transformed
in Pedagogical Point of View of Thinkers of Renaissance Period . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Gorovaya A. V. Martin Luther and the Peasants’ War:
the Struggle with Himself. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Talina G. V. The Title of an Orthodox Tsar of Moscovia of the Third Quarter
of the XVII Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Feyzrakhmanova T. B. Philosophical and Pedagogical Assumptions
of Inventors’ Schools in Russia in the Late XIX Century. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Rafalyuk S. Yu. The System of Education in Colonial Australia (Following Private
Russian Sources) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175
Protasov E. T. The History of State Authority Development in the Buryat Republic
in 1920–1990 (Based on State Archive Documents) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Komili A. Sh., Alimov D. Kh. The Role of the Tajik People for Development
of Virgin Lands of Vakhsh Valley in 1930 Years . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Kosorukova M. I. The Culture Heritage of Russia as a Resource of its Renaissance
and Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188
Niderman I. A. The Fight for Reforms in Saudi Arabia in 1960–70s . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
Стр.8