ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2012
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ
Зам. главного редактора: С. В. Матросов
Редакционный совет:
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
А. Н. Джуринский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук
Н. Д. Никандров, академик РАО, доктор педагогических наук
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук
Редакционная коллегия:
В. Ф. Чертов (председатель), Г. А. Артамонов (зам. председателя), В. В. Маландин (зам. председателя),
Н. С. Пурышева, Д. А. Исаев, В. И. Жог, Е. А. Леванова, В. Н. Князев, Г. М. Чернобельская,
В. А. Славина, О. П. Шушарина.
Состав редакции:
Выпускающий редактор – Г. В. Альперина
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Астраханского государственного университета (АГУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского
Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Матросов В. Л., Борисова Н. Ю., Мельников Д. А., Аунапу Л. М. Конкурсы
профессионального мастерства как форма обучения студентов интерактивным
формам взаимодействия на основе образовательной интеграции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Павлова Л. Н. Особенности педагогического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Баранова В. И. Болонский процесс в социологическом измерении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Загрекова Л. В. Педагогическая технология: теоретико-методологический аспект . . . . . . . .21
Позднякова А. А. Билингвизм и билингвальное образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Бахмутский А. Е., Голубенко Н. И. Оценка результатов деятельности
учителя и школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Якшин С. А., Якшина А. С. Структура исследовательской деятельности вуза . . . . . . . . . . . .32
Клецкина А. А., Избицкая А. В. Организация самостоятельной деятельности
студентов в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Широкова Е. В. Теоретические подходы к проектированию культурологического
образовательного пространства вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Хапалажева Э. А. О содержательной специфике программ
дополнительного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Антипова А. М. Современный учитель-словесник как читатель
(О путях совершенствования профессиональной подготовки
учителя) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Тарасова Е. Н. Типологические характеристики профессиональных жанров
речи преподавателя РКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Лагун О. В. Формирование навыков и умений у социальных педагогов
в процессе их подготовки в образовательных учреждениях МВД России . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Башкатов И. А. Особенности художественно-образного познания окружающей
действительности средствами скульптуры и рисунка для художника-педагога . . . . . . . . . . . .56
Сергеева Г. П. Изучение педагогами-музыкантами основ музыковедения
в процессе последипломного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Кошкина С. Ф. Отражение в содержании школьной географии Франции
краеведческого принципа обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Заика Ю. Р. Медиаобразовательные технологии как средство создания
коммуникативно-речевой среды на уроках риторики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Доржиева Л. Б. Процесс развития детской прессы в Бурятии (обобщение опыта
работы в период 1993–2011 гг.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Камень М. Е. Межпредметная задача в структуре учебно-познавательной
деятельности младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Прокина П. Н. Использование гендерного подхода в педагогической практике . . . . . . . . . . .78
Щербатых Л. Н. Специфика работы с лингвистически одаренными школьниками . . . . . . . . .81
Соловьева Ф. Е. Творчество как экзистенциальная ценность гуманизма
в системе литературного образования 5–8 классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Боринос О. А. Сравнительная характеристика сокращенного перевода,
реферирования и аннотирования в контексте обучения иностранному языку
студентов экономических факультетов неязыковых вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Дубовая Е. В. Лирическое «Я» повествователя в анонимной эпической песне . . . . . . . . . . .95
Климова Г. С., Светова Е. А. Работа с видеоматериалами в ходе изучения
иностранного языка студентами гуманитарных специальностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Василенко А. В. Особенности формирования восприятия пространства
как элемента пространственного мышления у учащихся средней школы . . . . . . . . . . . . . . . .103
Кондратенко Л. Н. Методические особенности проектирования ориентационных
элективных курсов по математике на старшей ступени общего образования . . . . . . . . . . . .106
Сономжамцын Бат-Эрдэнэ. К вопросу орфографии русизмов
в монгольском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Лебедева О. В. Принципы организации исследовательской деятельности
в учебном процессе по физике в средней школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Руснак А. И., Кудрявцев В. В. История лазерной физики
как учебная дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
Шепелев М. В. К вопросу о формировании методической системы
педагогической поддержки одаренных детей на пропедевтическом этапе
изучения химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Ваганов М. Г. Некоторые проблемы экологического образования и пути
их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Третьякова И. А. Методологическая роль категории «сопряжение»
при изучении генотипа как целостной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Ким Т. К. Характеристика программно-методического обеспечения физического
воспитания в системе «семья – школа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
Ваняев В. А. Копирование произведений станковой масляной живописи
на примере специальной подготовки художника-педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Черняков Е. А. Активное и интерактивное обучение начинающих учеников
в классе саксофона (на материале работы с младшими школьниками
в учреждениях дополнительного образования) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Бусарова О. Р. Увлечения студентов с различным уровнем мотивации
достижения успеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Весельев А. С. Формирование готовности курсантов образовательных
учреждений МВД России к профилактической работе с несовершеннолетними
правонарушителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
Маяковская Н. В. Профессиональное воспитание будущего врача в вузе . . . . . . . . . . . . . . .151
Фомина Е. В. От теории ценностей – к практике их формирования
у школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Раджапов И. М., Курбан-адамова Г. А. Проблема эстетического
воспитания школьников на образцах архитектурных памятников Дагестана . . . . . . . . . . . . .160
Филиппова Л. С. Эстетические и научные обоснования природы
восприятия цвета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Холод М. Т. Специфика понимания глубинных семантических структур
языка детьми с недоразвитием речи: психологический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Таланова И. В. Происхождение королевской власти в Норвегии
и ее образ в «Круге земном» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
Алимов Г. М. Подвижные игры в системе физического воспитания
Российской империи (вторая половина XIX – начало XX века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Скороходова С. И. «Русская идея» в контексте мессианства славянофилов . . . . . . . . . . . .176
Васильев П. В. Влияние идей «трудовой школы» в отечественной педагогике
начала ХХ века на роль и место учащегося в образовательном процессе . . . . . . . . . . . . . . .181
Баконина С. Н. История Харбинской епархии в трудах
современников (1920–1940-е гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Чистова А. В. Воспитательная работа в МГПИ имени В. И. Ленина
в 60–70-е годы ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ
Матросов С. В. Индексный своп и корзинный кредитный своп
как инструменты хеджирования кредитного риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
ПАМЯТКА ДЛЯ АВТОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Стр.5
CONTENTS
EDUCATIONAL POLICY
Matrosov V. L., Borisova N. Yu., Melnikov D. A., Aunapu L. M. Competitions
of Professional Skills and Interactive Forms of Integration of Theory
and Practice of Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Pavlova L. N. On Special Features of Pedagogical Management . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Baranova V. I. The Bologna Process in Sociological Framework . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Zagrekova L. V. Pedagogical Technology: On Theoretical
and Methodological Aspect . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Pozdnyakova A. A. Bilingualism and Bilingual Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Bakhmutsky A. E., Golubenko N. I. Assessment of the Results of the Teacher
and School Performance . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Yakshin S. A., Yakshina A. S. Structure of the Research University . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Kletskina A. A., Izbitskaya A. V. Students’ Self-Activity Organization
at a Higher Education Institution . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Shirokova E. V. Theoretical Approaches to the Design of Culture Studies
Educational Environment of High School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Khapalazheva E. A. About the Informative Specificity of the Additional
Education Programmes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
PEDAGOGICAL EDUCATION
Antipova A. M. The Modern Teacher of Literature AS A Reader
(Towards Some Ways of Improving Professional Training of a Teacher) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Tarasova E. N. Typological Descriptions of Professional Genres of Speech
of RSL Teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Lagun O. V. The Formation of Skills of Social Workers during their Training
in the Ministry of the Interior Educational Institutions of the Russian Federation . . . . . . . . . . . . . . . .54
Bashkatov I. A. Features of Artistic and Imaginative Understanding of Reality
by Means of Sculpture and Drawing for the Artist-Teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Sergeeva G. P. The Study of Teachers-Musicians of the Foundations of Musicology
in the Process of Post-Graduate Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
QUESTIONS OF EDUCATION ABROAD
Koshkina S. F. Local Lore Principle Realization in the Secondary School
of France Geography Content . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
EDUCATIONAL RESEARCH
Zaika Yu. R. Media Educational Technologies as a Means of Creation
of the Communicative Environment at Rhetoric Lessons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Dorzhieva L. B. Children Press Development in Buryatia during the Period
of 1993–2011 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Стр.6
CONTENTS
Kamen M. Y. Cross Curriculum Problem in the Structure of the Educational
and Cognitive Activity of Primary School Children . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Prokina P. N. Implementation of Gender Approach in Teaching Practice . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Shcherbatykh L. N. The Specific Character of Working with Linguistically
Gifted Pupils . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Solovyova F. E. Creativity as Existential Value of Humanism in the System
of Literary Education for Students of 5–8 Forms . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Borinos O. A. The Comparative Analysis of the Contracted, Reviewing
and Annotative Types of Translation in the Process of Foreign
Language Teaching Aimed at Students of Economic Faculties
in Non-Linguistic Higher Educational Institutions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Dubovaya E. V. The Lyrical “Self” Narrator in Anonymous Epic Songs . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Klimova G. S., Svetova E. A. Integrating Video-Materials into Elt Classes Aimed
at Students of the Humanities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Vasilenko A. V. Peculiarities of Forming of Space Perception as an Element
of Spatial Thinking of Secondary School Students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Kondratenko L. N. Methodical Features of the Design of Orientation Mathematical
Electives in the Senior Secondary Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106
Sonomjamtsyn Bat-Erdene. To a Question of Orthography of Russisms
in the Mongolian Language . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Lebedeva O. V. Principles of Organizing the Research Activity at Physics Classes
at Secondary School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Rusnak A. I., Kudryavtsev V. V. History of Laser Physics as a Classroom Discipline . . . . . . . . .117
Shepelev M. V. To the Problem of Forming the Methodical System
of the Pedagogical Support for Gifted Children during the Introductory Stage
of Chemistry Learning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121
Vaganov M. G. Several Problems of Ecological Educations and Ways
of Solving Them . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Tretjakova I. A. Methodological Role of the Category “Coupling”
in Studying Genotype as a Complete System . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Kim T. K. Some Characteristics of Program-Methodical Maintenance
of Physical Training in the System “Family – School” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
Vanyaev V. A. Copying of the Works of Easel Oil Painting on the Example
of Special Training of the Artist-Educator . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Chernyakov E. A. Active and Interactive Learning Beginner Students
in the Class Saxophone (Based on Work with Younger Students in Institutions
of Further Education) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
QUESTIONS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION
Busarova O. R. Hobbies of Students with Different Levels of Motivation
to Achieve Success . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Стр.7
CONTENTS
Veseljev A. S. Formation of Preparedness of Students of the Russian Ministry
of the Interior Educational Institutions for Preventive Work with Juvenile Delinquents . . . . . . . . . . .149
Majakovskaja N. V. Professional Upbringing of the Future Medical Doctor
in the Higher Education Establishment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Fomina E. M. From the Theory of Values to the Practice of Their Formation
among Schoolchildren . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Radzapov I. M., Kurban-adamova G. A. The Problem of Aesthetic Education
of School Children on Samples of Dagestan Architectural Monuments . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
Philippova L. S. The Aesthetic and Scientific Grounds for Explaining the Nature
of Colour Perception . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Kholod M. T. The Specificity of Understanding the Basic Semantic Language
Structures by Children with the Speech Underdevelopment: Psychological Analysis . . . . . . . . . . .166
QUESTIONS OF HISTORY
Talanova I. V. The Origin of Kings' Power in Norway and its Image
in the Heimskringla . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169
Alimov G. M. Outdoor Games in the System of Physical Education
in the Russian Empire (the Second Half of the XIX – the Beginning
of the XX Centuries) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
Skorokhodova S. I. The “Russian Idea” in the Context of Messianism
of the Slavophiles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Vasilyev P. V. Influence of Ideas of “Labor School” in Russian Pedagogics
of the Beginning of the XX Century on the Role and Place of a Pupil
in Educational Process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Bakonina S. N. The History of the Harbin Diocese in the Works
by Contemporaries (1920–1940) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Chistova A. V. The Educational Work in Moscow State Pedagogical Institute
Named After V. I. Lenin in 1960–1970th of the XX Century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
SCIENTIFIC DISCUSSION
Matrosov S. V. Index Credit Default Swap and Basket Credit Default Swap
as Credit Risk Hedging Instruments . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .191
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
MEMO FOR THE AUTHORS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Стр.8