ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 3, 2012
ОбщерОссийский научный журнал
пО педагОгике, психОлОгии, истОрии
Зам. главного редактора: С. В. Матросов
Редакционный совет:
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
А. Н. Джуринский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук
Н. Д. Никандров, академик РАО, доктор педагогических наук
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук
Редакционная коллегия:
В. Ф. Чертов (председатель), Г. А. Артамонов (зам. председателя), В. В. Маландин (зам. председателя),
Н. С. Пурышева, Д. А. Исаев, В. И. Жог, Е. А. Леванова, В. Н. Князев, Г. М. Чернобельская,
В. А. Славина, О. П. Шушарина.
Состав редакции:
Выпускающий редактор – Г. В. Альперина
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Астраханского государственного университета (АГУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского
Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.1
содержание
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Галимуллин В. Ф. К вопросу об оценивающей деятельности учителя начальной школы
Боринос О. А. Перевод в современной системе подготовки студентов
экономических специальностей
Ким Т. К. Состояние здоровья и двигательная активность детей и молодежи как
социально-педагогическая проблема
Бобер Е. А. Гуманизация медицинского образования как условие становления
профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Васильева Т. В. Подготовка будущих учителей к профессиональному
самоопределению школьников
Сергеева Г. П. Особенности использования арт-терапии в процессе
последипломного образования педагога-музыканта
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Неверова А. В., Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала
учащихся в начальной школе Азербайджана в условиях модернизации
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Самойлик Е. Н. Проблемы преподавания информатики в технических вузах
Никитина Е. О. Внедрение современных информационных технологий в системе
МВД России
Десятирикова Л. А. Проблемы подготовки будущих учителей начальных классов
к обучению математике с использованием компьютерных средств
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ивкина Ю. М. Речевая культура подростков в условиях влияния средств
массовой коммуникации
Лебедева О. Е. Обучение этике делового общения как фактор обеспечения
качества профессиональной подготовки студентов вуза
Савов Д. Г. Темпоритм в системе паралингвистических средств педагогического
речевого воздействия
Балан О. В. Формирование профессионально-направленных умений в процессе
обучения диалогической форме общения
Доржиева Л. Б. Социально-педагогическое взаимодействие лиги юных
журналистов Бурятии (из опыта работы)
Долотова О. И. Способность младших школьников к слуховому восприятию
иноязычной речи и ее развитие в УМК по английскому языку для начальной школы
Нечай Н. В. О готовности младших школьников к интерактивному обучению
иноязычному общению
39
41
45
48
52
53
57
27
30
34
37
19
22
8
11
13
16
Стр.2
содержание
Чепкова Т. П. Формирование фразеологической компетенции иностранных
студентов при обучении русскому языку
61
Голами Хосейн, Мозаени Азадэ. Способы выражения русских глагольных
приставок от-, пере-, по-, про-, под- в персидском языке
Моради Марьям, Мадаени-аввал Али. Выражение объективной
предопределенности, оценки и восприятия субъекта в инфинитивных русских
предложениях в персидском языке
Терентьева И. В. Дискурсивные особенности выражения согласия в английском языке
Погосян Н. В. Приятие мира и диалогизм как этико-эстетические основы прозы
С Довлатова
Крутина Л. Б. Художественные функции авторской иронии в романе
Ю Н Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»
Бутырина В. И. Обучение построению сечений как средство развития
пространственного представления на уроках стереометрии
Асланов Р. М., Безручко А. С. Роль систем компьютерной математики на
практических занятиях по дифференциальным уравнениям
Масленникова Ю. В., Гребенев И. В. Концепция формирования
естественнонаучного мировоззрения в гуманитарном учебном заведении
Андреенко Ю. А., Барышева З. П., Конарева Е. В. О содержательнокритериальном
компоненте подготовки к ЕГЭ по физике
Мансурова С. Е. Интегративный подход к человеку как предмету изучения:
отбор понятийного содержания
Третьякова И. А., Похлебаев С. М. Диалектика развития понятия «информация»
в курсе биологии
Плахотников А. Г. Прогностическая модель модернизации обучения
художественно-эстетическому профилю учащихся старших 10–11-х классов
среднего полного образования
Артюхов А. И., Павлова А. А. Анализ и сравнение различных форм макетов и
моделей, используемых при обучении темам «сечения» и «разрезы» школьников
старших классов и студентов первых курсов технических вузов
Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из
бумаги у детей старшего дошкольного возраста
Фадеева Е. Р. Активизация познавательной активности старших дошкольников
средствами оригинальных техник
Семенова Е. В. Эволюция методического поиска западноевропейских
фортепианных школ XIX века (на материале изучения этюдов)
Пешкова И. В. Организационно-методический инструментарий исследования
проблемы повышения точности бросков в керлинге
66
70
75
79
82
86
89
93
98
Князев В. Н. Проблема «темной энергии» в контексте концепции супервзаимодействия 101
105
108
111
116
121
124
127
130
Стр.3
содержание
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Живодрова Т. А. Поликультурное воспитание школьников как одно
из приоритетных направлений современного образования
Котельникова Р. А. Игровой проект «Узнаём друг друга»
Абрашкин Д. М. Современные аспекты практико-ориентированных подходов
к обучению специалистов педагогов-психологов в вузах МВД России
Скляренко И. С. Формирование профессиональных ценностных установок
в процессе самостоятельной работы курсантов
Холод М. Т. Когнитивные предпосылки усвоения лексических значений
младшими школьниками с недоразвитием речи
Русакова Н. Г. К вопросу организации инклюзивного образования в детском саду
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Пасько Н. В. Историография возникновения балканского гайдучества
Алимов Г. М. Генезис теории физического воспитания в просветительской
педагогике России XVIII века
Введенский Р. М. Церковь и российская деревня в первой четверти ХIХ века
Скороходова С. И. К вопросу о философии религии И В Киреевского
и А С Хомякова в связи с особенностями их религиозности
Гончаров М. А. Специфика организации и управления благотворительными
педагогическими учреждениями ведомства императрицы Марии
Коваль М. В. Динамика российско-китайской торговли во второй половине XIX века
Карасева А. А. Финансирование и материальное снабжение детских домов
РСФСР в 1930-е гг
Чертов В. Ф., Бренчугина-Романова А. Н. Научно-методическое наследие
Б В Рождественского
Макеева Л. А. Продовольственная проблема как аграрный компонент
латиноамериканского кризиса структур 1960-х гг (перуанский вариант)
Матросов С. В. Генезис института кредитных деривативов на мировом
финансовом рынке
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Блосфельд Е. Г. В каком направлении идет модернизация? (О переходе
на двухуровневое образование и образовательных стандартах третьего поколения)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ПАМЯТКА ДЛЯ АВТОРА
192
194
199
133
136
139
141
144
147
150
152
157
160
167
172
175
180
183
Бабаев Э. А. Премьер-министр Канады Мартин Брайан Малруни: политический портрет 186
189
Стр.4
contents
EDUCATIONAL POLICY
Galimullin V. F. To Question of Evaluating Activity of Primary School Teachers
8
Borinos O. A. Translation in the Modern Teaching System of the Students
of Economic Specialties
Kim T. K. State of Health and Impellent Activity of Children and Youth as a SociallyPedagogical
Problem
Bober E. A. Humanization of Medical Education as a Condition of the Formation
of Professional Values of the Medical Students
PEDAGOGICAL EDUCATION
Vasilyeva T. V. Preparing Teachers for Professional Self-Determination of School Students
Sergeeva G. P. The Pecularities of Using Art-Therapy in the Process
of Post-Graduate Education of A Teacher-Musician
QUESTIONS OF EDUCATION ABROAD
Neverova A. V., Veretennikova L. K. Development of the Creative Potential
of Elementary School Students of Azerbaijan in the Context of Modernization
INFORMATION TECHNOLOGY
Samoylik E. N. The Problems of Teaching Computer Science in a Technical High School
Nikitina E. O. Introduction of Modern Information Technologies in the System
of the Ministry of the Interior of Russia
Desyatirikova L. A. Training of Primary School Teachers to Use Computer Tools
in Teaching Mathematics
EDUCATIONAL RESEARCH
Ivkina Ju. M. Speech Culture of Teenagers under Conditions of Influence of Mass Media
Lebedeva O. E. Teaching of Studying Ethics of Business Communication as a Factor
of Guaranteeing Quality in the Students’ Professional Training
Savov D. G. Rhythm and Pace in the System of Pedagogical Speech Influence
Balan O. V. The Forming of Professionally Oriented Skills in the Process
of Teaching Communication in the Dialogic Form
Dorzhieva L. B. Social-Pedagogical Interrelation of the League of Young Journalists
in Buryatia (Based on Personal Work Experience)
Dolotova O. I. Young Learners’ Phonological Ability in Foreign Language Learning
and its Development in the Primary School Coursebooks
Nechay N. V. On the Problem of Young Students’ Readiness for the Interactive
Training of Foreign Communication
Chepkova T. P. Building of Phraseological Competency of Foreign Students
in Studying Russian Language
27
30
34
37
39
41
45
48
52
53
57
61
11
13
16
19
22
Стр.5
contents
Gholami Hosein, Mozayeni Azade. Expression Methods of Russian Verbal Prefixes
от-, пере-, по-, про-, под- in Persian Language
66
Moradi Maryam, Madayeni Aval Ali. Persian Interpretation of Objective
Predetermination, Evaluation by Subject and Perception In Infinitive One-Word
Sentences of Russian Language
Terentyeva I. V. Discourse Characteristics of Agreement Expression in the English Language
Pogosyan N. V. The Acceptance of the World and Dialogism as Ethical and Aesthetic
Foundations of S Dovlatov’s Prose
Krutina L. B. The Functions of the Author’s Irony in the Novel by Y N Tynyanov
“The Death of Vasir-Muxtar”
Butyrina V. I. Teaching Sections Plotting as a Tool for Development of Spatial
Representation in Solid Geometry Classes
Aslanov R. M., Bezruchko A. S. The Role of Systems of Computer Mathematics
for Practical Exercises on Differential Equations
Maslennikova Yu. V., Grebenev I. V. Conception of the Formation of Natural Scientific
Outlook in a Humanitarian Educational Institution
Andreenko Yu. A., Barysheva Z. P., Konareva E. V. Contents and Assessment
Criteria of Training for United State Examination in Physics
Mansourova S. E. Integrative Approach to the Man as the Subject of Study:
Selection of the Conceptual Content
Tretjakova I. A., Pokhlebaev S. M. Dialectics of Development of the Notion
«Information» in the Biology Course
Plahotnikov A. G. Prognostic Model of the Modernization of Art and Aesthetic
Education of Senior School Pupils in Secondary Schools
Artyukhov A. I., Pavlova A. A. Analysis and Comparison of Different Forms of Models
and Prototypes which are Used in Teaching Senior School-Children and First-Year
Students of Technical Colleges “Sections and Sectional Elevations”
Gurvits V. N. Development of Creativity in Design and Modeling of Paper
in Children of Late Preschool Age
Fadeeva E. R. Enhanced Cognitive Activity of Senior Preschool Pupils by Means
of Original Techniques
Semenova E. V. The Evolution of a Methodical Search of the West European Piano
Schools of the 19th century (on the basis of etudes’ study)
Peshkova I. V. Organisational and Methodological Tools of the Reserch
on the Efficiency of Accuracy of Shots in Curling
QUESTIONS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION
Zhivodrova T. A. Multicultural Education of Learners as One of the Priorities
of Modern Education
Kotelnikova R. A. The Playing Project «Getting To Know Each Other»
133
136
70
75
79
82
86
89
93
98
Knyazev V. N. The Phenomenon of “Dark Energy” in the Context of Superinteraction Concept 101
105
108
111
116
121
124
127
130
Стр.6
contents
Abrashkin D. M. Practice-Focused Approach to the Training of Teachers-Psychologists
in the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation Institutes of Higher Education
Sklyarenko I. S. Forming of Professional and Value Aims in the Process
of Independent Work of Cadets
Kholod M. T. Cognitive Prerequisites of Assimilation of the Lexical Values
of the Younger Students from the Immaturity of Speech
Rusakova N. G. The Issue of Inclusive Education Organization in a Kindergarden
QUESTIONS OF HISTORY
Pasko N. V. Historiography of the Emergence of Balkan Hayduks
Alimov G. M. The Genesis of Physical Education in Educational Pedagogics
in Russia in XVIII Century
Vvedenskii R. M. The Church and Russian Village in the First Quarter of the XIX Century
Skorokhodova S. I. On the Issue of the Philosophy of Religion of I V Kireevskiy
and A S Khomyakov in Connection with the Specific Features of Their Religiousness
Goncharov M. A. Specificity of the Organization and Management of
Charitable Teaching Institutions of Empress Maria
Koval M. V. Dynamics of the Russian-Сhinese Trade in the Second Half of the XIX Century
Karaseva A. A. The Financing and Supply of Children's Homes in the RSFSR in 1930-s
Chertov V. F., Brenchugina-Romanova A. N. Boris V Rozhdestvensky’s
Scientific and Methodological Heritage
Makeeva L. A. Food Problem as Agrarian Component of the Latin American Crisis
of Structures of the 1960-th Years (the Peruvian Option)
Babaev E. A. Prime-Minister of Canada Martin Brian Mulroney: the Political Portrait
Matrosov S. V. Credit Derivatives Genesis on Global Financial Market
POINT OF VIEW
Blosfeld E. G. Where Is Modernization Heading? (About the Transition to a Two-Level
Education and Educational Standards of the Third Generation)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
MEMO FOR THE AUTHORS
192
194
199
139
141
144
147
150
152
157
160
167
172
175
180
183
186
189
Стр.7