ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 5, 2010
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ
Главный редактор: Т. И. Березина, доктор педагогических наук, профессор
Редакционный совет:
Л. А. Бордонская, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Гусев, доктор педагогических наук, профессор
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. С. Данюшенков, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Извозчиков, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор
И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПО РФ
Л. Е. Курнешова, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор
Т. И. Степанова, доктор педагогических наук
Г. П. Стефанова, доктор педагогических наук, профессор
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Т. Н. Шамало, доктор педагогических наук, профессор
О. П. Шушарина, кандидат философских наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н.С. Пурышева, Н.В. Шаронова, Д.А. Исаев (естественно-научное направление), В.И. Жог,
Е.А. Леванова (психолого-педагогическое направление), А.А. Данилов (историческое направление),
В.Н. Князев (фи ло соф ское и социокультурное направления), С.В. Матросов,
Г.М. Чернобельская, В.А. Славина, В.В. Николина.
Состав редакции:
Ответственный редактор – И. В. Федосеева
Редактор-корректор – Г. В. Альперина
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ)
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ)
Астраханского государственного университета (АГУ)
Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского
Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Горенков Е. М. Изучение инновационного потенциала как целостной
педагогической системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Голдовская А. А. Разработка программных документов детских садов . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Анненкова Н. В. Обеспечение качества социозащитной функции педагогов
в условиях образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Лобашев В. Д. Смысло-ценностные аспекты гуманизации в подготовке педагога. . . . . . . . . 14
Ежова В. С. Сущность понятия «профессиональное становление будущего
учителя в вузе». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов,
студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Верхотурова И. А. Формирование готовности к исследовательской деятельности
в процессе проектного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Некрасова Т. В. Включение студентов в проектную деятельность как условие
формирования управленческой компетенции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Якшин С. А. Курсовой проект как элемент учебно-исследовательской
деятельности будущего педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Качалов А. В. Учебно-творческие задачи как средство формирования творческой
самостоятельности будущих учителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Гаврилова М. А. Система формирования методической компетентности учителей
математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Золотарева Л. Р. Педагогическое искусствоведение в парадигме современного
научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Никишова С. А. Закон гармонизирующего диалога и его принципы в речевом
поведении учителя начальных классов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Червова А. А., Смирнова О. А. Модель формирования инженерной культуры
будущих учителей технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Миронова М. П. Музыкально-коммуникативное образование как компонент
профессиональной подготовки будущего учителя музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Хотунцев Ю. Л., Насипов А. Ж. Стандарты технологической грамотности
американских школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Боровских Т. А. Индивидуальные особенности учащихся и методы
их диагностики и учета в учебном процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Гребенев И. В., Пархоменко Т. Л. Графическое представление индивидуальных
образовательных траекторий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Зырянова И. М., Тодер Г. Б. Система задач на основе межпредметных
связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Ситнова Е. В., Майорова Н. С. Исследовательская деятельность школьников
как средство формирования естественно-научной картины мира (на опыте
научного общества учащихся) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Лебедева О. В., Степанова О. Ю. Выбор форм и методов обучения при организации
исследовательской деятельности на уроках физики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Вараксина Е. И., Майер В. В. Совершенствование процесса изучения
механических волн в школьном курсе физики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Махонина А. А. Реализация смыслообразующей функции математики
в профессиональной деятельности учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Кимаковская Г. Н. О методической проблеме обучения учащихся решению
текстовых математических задач. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82
Соловьёва О. В. Методические особенности реализации прикладной
направленности курса алгебры основной школы в рамках предпрофильной
подготовки учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Гранатов Г. Г. Программированное проблемное обучение и педагогическая
диагностика в развитии у учащихся понятий и познавательных умений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Шуралёв А. М. Концептологический аспект анализа художественного текста
на уроках литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Зинова Е. А. Обучение рецензированию литературного произведения в рамках
факультативного курса в средней школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Аникова Ю. А. Теоретико-методологические основы формирования
инженерной культуры у будущих специалистов в области дизайна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Гантумур Энхжаргал. Эстетическое воспитание младших школьников средствами
народного музыкального искусства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Нестеренко Т. Ю. Развитие образно-пластического мышления младших
школьников на кружковых занятиях по изучению народной и декоративной
керамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Седова И. Г. О проблемах преподавания народного искусства в учреждениях
дополнительного образования детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Нестерова К. В. Современный танец как средство развития творческой
индивидуальности подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Гринева Е. А., Белоногова Л. Н., Заббарова М. Г. Полиэтническая культура
школьников: диагностический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Кравцова Т. Н. Формирование общекультурных компетенций учащихся . . . . . . . . . . . . . . . 119
Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг. Взаимосвязь свойств темперамента
и профессионально-педагогической направленности студентов
педагогического вуза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Хилюк Е. А. Психолого-педагогические аспекты применения средств
мультимедийных технологий при обучении математике в средней школе . . . . . . . . . . . . . . . 125
Кузьменко Г. А. Информационный компонент как предпосылка
и процессуальная составляющая в развитии интеллектуальных способностей
подростка-спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Коткова Л. Ю. Личностная позиция слабовидящих школьников 14–18 лет
в вопросах сохранения здоровья и отношения к физкультурно-спортивной
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Лосева С. Н. Структура музыкальной одаренности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Янченко В. Д. Опыт периодизации истории методики преподавания русского
языка XX столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Войтеховская М. П. Развитие педагогического образования в Томской губернии
до революции 1917 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Леонов Е. Ю. Агрономические мероприятия в ходе Столыпинской аграрной
реформы (на материалах Владимирской и Костромской губерний) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Щавелёв И. Д. Политико-массовая работа большевиков в деревне в период
Гражданской войны (на материалах Владимирской, Иваново-Вознесенской
и Костромской губерний) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Сергеев Т. С. К вопросу о степени религиозности И. Н. Ульянова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
ПАМЯТКА ДЛЯ АВТОРОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Стр.6