N ПО ПОВОДУ БОГОСЛОВСКИХЪ СОЧИНЕНІЙ ХОМЯКОВА, ИЗДАН-
N НЫХЪ ВЪ ПГАГ Г. САМАРИНЫМЪ, И Н КОТОРЫХЪ ДРУГИХЪ ПРОИЗВЕДЕШЙ СОВРЕМЕНІІОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. <...> ПО ПОВОДУ БОГОСЛОВСКИХЪ СОЧИНЕШЙ ХОМЯКОВА, ИЗДАННЫХЪ ВЪ ПРАГ Г. САМАРИНЫМЪ, И Н КОТОРЫХЪ ДРУГИХЪ ПРОИЗВЕДЕИТЙ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. <...> Къ числу наибод е знаменателышхъ явленій посл дняго времени по всей справедливости должна быть отнесена та усиленная ажитація, какая происходитъ нын въ области религіознаго сознанія въ инославномъ западномъ мір . <...> Гермапскій протестантизмъ, развившій свои начала до посл днихъ пред ловъ, за которыми уже ничего ие остается кром всец лаго безв рія, не хочетъ, однако, переступить эти пред лы и перестать быть христіанствомъ; договорившись до своего посл дняго слова, онъ, такъ сказать, остепенился и, въ чувств утомленія, ищетъ для себя бол е устойчивой положительности и догматизма... <...> 1
—
2 —
міуіныя, составленныя на скорую руку по вол св тской власти, и путающіяся въ противор чіяхъ символическія построенія Церкви англиканской, удовлетворявшія на первый разъ раздраженному чувству новообразовавшихся полупротестантовъ, при ссокойномъ обсужденіи не выдерживаютъ даже ум ренпой критики собственныхъ посл дователей: религіозныя партіи въ Апгліи видоизм няются, дробятся; усиливается реакція въ пользу католичества, успливается чистый, бол е посл довательный протестаптизмъ германскій... <...> Даже въ церкви римской, столь кр пко и, повидимолу, неразрушятио организованной, съ такимъ непоколебимымъ доСТОІІНСТЕОМЪ отстаивающей свои в ковые принципы, исторія, здравый смыслъ начинаютъ наконецъ ыало по ыалу <...>
Новый_метод_в_богословии.pdf
^
в ъ
БОГОСЛОВІИ.
N
N
ПО ПОВОДУ БОГОСЛОВСКИХЪ СОЧИНЕНІЙ ХОМЯКОВА, ИЗДАННЫХЪ
ВЪ ПГАГ
ПРОИЗВЕДЕШЙ СОВРЕМЕНІІОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Г. САМАРИНЫМЪ, И Н КОТОРЫХЪ ДРУГИХЪ і
Пнколая Барсова.
^•- ч
Ь
^
САНКТПЕТЕРВУРГЪ.
ПЕЧАТАПО ВЪ ТППОГРАФІП ДВПАРТАМЕНТА УД ЛОВЪ.
1890.
Стр.1
Ull
в ъ
^Т
г,0Г0СИОВ 1 й.
ПО ПОВОДУ БОГОСЛОВСКИХЪ СОЧИНЕШЙ ХОМЯКОВА, ИЗДАННЫХЪ
ВЪ ПРАГ Г. САМАРИНЫМЪ, И Н КОТОРЫХЪ ДРУГИХЪ
ПРОИЗВЕДЕИТЙ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Нпколдя Барсова.
-
САНКТПЕТЕРВУРГЪ.
ІЗЗО.
Стр.2
/tm
2007050436
' кл •.:.','•' ; UK^P'
Стр.3
// /
ИОВЫЙ МЕТОДЪ ВЪ БОГОСІОВІИ.
Полпоо собрані сочиненій А. С. Хомякова. Томъ I. Москва.
1861. Тоиъ II. сочиненія Богословскія. ІІ|)ага. 1867. Полно собраніе
сочиненій Ж. В. Кир евскаго. Москва. 1861. Характеръ
протестантства и го историч ско развитіе, архим. Хрисан
а. Спб. 1868.
I.
Къ числу наибод е знаменателышхъ явленій посл дняго
времени по всей справедливости должна быть отнесена
та усиленная ажитація, какая происходитъ нын
въ области религіознаго сознанія въ инославномъ западномъ
мір . Гермапскій протестантизмъ, развившій
свои начала до посл днихъ пред ловъ, за которыми
уже ничего ие остается кром всец лаго безв рія, не
хочетъ, однако, переступить эти пред лы и перестать
быть христіанствомъ; договорившись до своего посл дняго
слова, онъ, такъ сказать, остепенился и, въ чувств
утомленія, ищетъ для себя бол е устойчивой положительности
и догматизма... (') Скоросп лыя, самоt
1
) Cu. „Совреиенныя партіи въ протестантств ", Н. Заёцева
(Прав. Обоз. 1862), такіпс: „Современныя двншенія въ протестантств "—
Труды К. Д. А, 1864:. Въ н ыецкой литератур изобраяіеніе совреыеннаго
еостоянія протестантства можно найти въ сл д. сочяненінхъ: Шварца
Zur Geschichte der neuesten Theologie 1856. Гундесіаіепа Der
deutsche Protestantismus 1854. lopta Neucste Protestantisnr.is 1858, a
тавве in> н мсцкихъ богословсісихъ шуриалахъ, взъ которыхъ кішдип
служитъ представителемъ какой-либо изъ существующихъ партій.
1
Стр.4
— 2 —
міуіныя, составленныя на скорую руку по вол св тской
власти, и путающіяся въ противор чіяхъ символическія
построенія Церкви англиканской, удовлетворявшія
на первый разъ раздраженному чувству новообразовавшихся
полупротестантовъ, при ссокойномъ обсужденіи
не выдерживаютъ даже ум ренпой критики
собственныхъ посл дователей: религіозныя партіи въ
Апгліи видоизм няются, дробятся; усиливается реакція
въ пользу католичества, успливается чистый, бол е посл
довательный протестаптизмъ германскій... Даже въ
церкви римской, столь кр пко и, повидимолу, неразрушятио
организованной, съ такимъ непоколебимымъ доСТОІІНСТЕОМЪ
отстаивающей свои в ковые принципы,
исторія, здравый смыслъ начинаютъ наконецъ ыало по
ыалу брать свое: хотя зд сь пока им етъ значеніе не
столько ажитація мысли (патеръ Пассалья, над лавшій
столько шуму въ Пталіи, составляетъ явленье пока
едпнствеішое въ своемъ род ), сколько военныя демонстраціи
и сношенія дипломатическія, и хотя — между
т мъ какъ въ протестантств
безъ вн шняго. шума,
почти незам тно, м няются в рованія, догматы, перестроивается
ц лая органпзація церковныхъ общинъ —
зд сь весь шумъ происходитъ пока изъ-за одного частпаго
догмата о св тской власти папы...
На ряду съ этимъ стремленіе къ возсоединенію въ
распадшемся христіанскомъ ыір особепно ояшвилось
въ посл дЕіее время. Съ одной стороны быстрые усп хи
ФИлосоФскаго раціонализма, а особенно матеріализма,
пропов дуемыхъ уясе не въ одной Герыаніи безчксленныыи
органаыи науки и литературы, напомнили христіанамъ
вс хъ испов даній объ общей опасности и
побуждаютъ ихъ позаботиться о томъ, чтобы соеди
Стр.5