Она права, 0( физіологіи общества и тому под^ обновлялась и почерпала всегда новыя сиПри такомъ направленіи науки, вопросъ лы отъ соприкосновенія съ другшш нау- объ отношеніи права ш> антропологіи и ками, им іощими предметомъ своимъ при- этнографіи долженъ былъ возникнуть снороду челов ка и его общественный бытъ. ва, и предстоящая этнографическая выставИсторія уже оказала свою д ятельнукГ ка послужитъ отчасти къ его разр шенію. и плодотворную помощь наук о прав . <...> і
9
Съ своей стороны я считаю нелишнимъ предварительно указать на т пункты, въ которыхъ антропологія и этнографія сходятся и расходятся съ правомъ и напомнить о сд ланныхъ уже попыткахъ закр нить связь между этими науками. <...> Вопросъ о челов ческихъ породахъ, составляющій предметъ антропологіи, не остался чуждымъ наук о прав и обществ . <...> 125), какъ во время рабства, такъ и посл эманципаціи, опред ляется отношеніемъ его породы къ пород господина, кто не сознаетъ этой истины, тому нужно поучиться не толъко антропологіи, но и исторіи»; въ другомъ м ст авторъ отрицаетъ равенство даже т хъ племенъ, которыя служатъ представителями цивилизаціи: «неужели, говоритъ онъ, Тевтоны, Кельты и Славяне одинаково способны пріобр сти свободу и пользоваться ею (ibid. p. <...> Монтескьё указалъ на Н СКОЛЬЕО прим ровъ, въ которыхъ юридическіе институты и обычаи объясняются безусловньшъ подчиненіемъ челов ка природ ; по его словамж, въ жаркомъ клшіат la nature a une force et la morale une faiblesse; инстижкты им ютъ зд сь непреодолимую силу <...>
Этнография_и_право.pdf
53
•.*»—
ЗТНОГРАІІЯ й DPABO,
, о своему направляющему значенію
для жизни, право соприкасается
вс мъ наукамъ, им^ющимъ лредметомъ
своимъ изсл дованія о челов к . Ничто
челов ческое не чуждо ему. Oxpaняя>•
жизнь въ ея формахъ достиженія блага,ііраво
не можетъ оставаться только отвлеченною
идеей, а неразрывно связано съ жизнью, со
вс ми ея явленіями. Тотъ не юристъ, кто не
способенъ понять д йствительности и ограничивается
отвлеченными умствованіями о
прав ; только путемъ наблюденія наука
права можетъ освободиться отъ безплоднаго
формализма логическихъ построеній. Она
обновлялась и почерпала всегда новыя силы
отъ соприкосновенія съ другшш науками,
им іощими предметомъ своимъ природу
челов ка и его общественный бытъ.
Исторія уже оказала свою д ятельнукГ
и плодотворную помощь наук о прав .
Въ посд днее ^время вс ми сознается связь
права съ политическою экономіей, такъ что
многіе затрудняются въ проведеніи границы
между областями об ихъ наукъ. Повидимому,
теперь наступила очередь естественныхъ
наукъ; необходимо опред лить
точн е, въ какомъ отношеніи находятся
он къ ученію о прав , что между ними
общаго и въ чемъ состоитъ ихъ различіе.
Наука о прав уже усвоила себ тотъ
методъ изсл дованія, который до сихъ поръ
считался исключительно принад^ежащимъ
естествознанію; понятіе объ обществ , какъ /
о живомъ организм , навело на мысль отыскивать
въ нем^ т же отправленія, какія
существуютъ въ физіологической сторон
челов ка; проводится параллель между нравственными
явленіями и естественными (Левенгардтъ);
юристы говорятъ объ анатоміи
права, 0(
физіологіи общества и тому под^
При такомъ направленіи науки, вопросъ
объ отношеніи права ш> антропологіи и
этнографіи долженъ былъ возникнуть снова,
и предстоящая этнографическая выставка
послужитъ отчасти къ его разр шенію.
Одежда, домапшяя утварь, картина свадебныхъ
обрядовъ, даже скелеты наглядно возбудятъ
въ юрист представленіе о формахъ
юридическаго быта различныхъ племенъ;
онъ увидитъ, на сколько богатый матеріалъ
этнографіи можетъ объяснить разнообразіе
и сходство въ юридическихъ институтахъ.
і
Стр.3