370
ЕОФАНЪ ПРОКОПОВПЧЬ
жить ей руководителемъ въ духовной жизни, такніе обратить
къ Богу (т. е. въ католпчество) ея семейство; наконецъ сл довать
во всемъ откровенію, которое Богу угодно будетъ низпослать
вамъ въ Московіи для соединенія этой велнкой церкви съ латинскою.
Знаю, что р шимость огромна, но мн изв стна в ра, дарованная
вамъ отъ Бога, которою вы воодушевлены». Сорбонна,
съ своей стороны, дала Формальное полномочіе Жюбе (24 іюня
1728 г.), кончавшееся такъ: «мы не сомн ваемся, милостивый
государь, что вы употребите вс средства для возбужденія
въ почтенн йшихъ еппскопахъ русской церкви желанія обратить
внпманіе на важность этого д ла».
Жюбе прибылъ въ Москву 20 декабря 1728 г., въ саыый
разгаръ власти и силы при русскомъ двор Петра II родственниковъ
его новой духовной дочери. Жюбе былъ челов къ уже
пожплой (ему было 54 года) и ловкій на вс руки. Онъ старательно
выставлялъ на показъ свою безупречную жизнь, свою воздержность,
наконецъ знанія, для того чтобы сильн е былъ контрастъ
съ т мъ, что Русскіе прпвыклп вид ть у себя передъ глазалій.
«Этотъ достойныйпасторъ—по словамъ современника—Бурсье,
доктора Сорбонны—соединялъ съ вкрадчпвымъ обращепіемъ манеры,
способныя для привлеченія умовъ. Каждый искалъ сообщества
и бес ды съ столь любезнымъ пностранцемъ и считалъ за честь
быть знакомымъ съ нимъ». Въ начал обстоятельства видимо благопріятствовали
Жюбе. Въ Москв нашелъ онъ себ сильнаго
покровителя въ испанскомъ посланник , дюк де-Лиріа. До какой
степени посл дній былъ пропитанъ католпческою нетерппмостью,
лучше всего видно изъ того, что когда его однажды пригласили
къ нашему священнод йствію въ кремлевскій соборъ, то онъ сомн
вался, можетъ-ли присутствовать при богослуженіи схизматиковъ
н требовалъ разр шенія сначала отъ своего духовника, a
потомъ изъ Рима. Испанскій посланникъ, какъ только узналъ о
замыслахъ Жюбе, взялся ихъ поддерживать разными происками,
а для огражденія его безопасности выдалъ Жюбе (1 марта
1829 г.) писыиенный видъ, что онъ посольскій духовникъ. «Чтобы
пм ть бол е возможноети вести удобн е великое д ло—зам -
чаетъ Бурсье — и составить проекты, которые могли бы быть
приняты, Жюбе уб дилъ брата княгини Долгоруковой, князя Го
Стр.1
Н ЕГО ВРЕМЯ.
371
лицына, уступить посланнику свой прекрасный загородный домъ.
Зд сь, въ величайшей тайн , составлена была записка, доказывавшая
духовныя и мірскія выгоды отъ соединеыія церквей...»
Вообще Жюбе усп лъ на столько іюдвішз^ть свое д ло, что уже
началъ сов щаться о соедииеніи церквей съ еоФплактомъ Лопатинскііыъ,
Варлаамомъ Воиатовичемъ, ЕвФиміемъ Колетти и, кажется,
съ Сильвестромъ, бывшимъ епископомъ рязанскимъ. Евимій
Колетти — по словамъ Жюбе — былъ особенно склоненъ
къ его предложеиію, іютому что быдъ врагомъ еоФана Прокоповича,
котораго не терп ли и вьішеозначенныя лица. Изъ словъ
саыаго Жюбе видно впрочемъ, что они не очень поддавались на его
предложенія и что вс хъ ихъ страшили власть и прптязанія римскаго
двора. Несомн нно только то, что Жюбе былъ въ сноіденіяхъ
ішеішо съ т ми лицами, о которыхъ начались розыски
прп воцареиіи Аниы, Ліюбе приказано было вы хать изъ Россіи
въ 1731 г., потому что онъ былъ признанъ опаснымъ челов -
комъ ').
Такпмъ образолъ можно полагать съ достов рностію, чтр
впды Рибейеры совпадали съ видами Жюбе. Мы упомянули уже
о н которыхъ русскихъ духовиыхъ лицахъ, которыхъ они до н -
которой степеын увлекли въ свою пользу и отъ которыхъ над ялпсь
сод йствія прп осуществленіи своихъ плановъ. Главнымъ
изъ нпхъ былъ іювоспасскій архішандритъ Ев имій Колетти; но
подл него также знакомцемъ Рпбейры выдается бывшій чудовскіп
архимандритъ еоФилъ Кроликъ, правда, не очепь расположенный
къ католичеству, но обстоятельствами введенный, можетъ
быть незам тно для иего самаго, въ с ть католической
пропаганды. Поводомъ къ сближенію его съ Рибейрой было можетъ
быть то, что онъ жилъ прежде за границей, гд вид лся и
работалъ вм ст съ іезуитами, объяснялся на иностраыныхъ язы1
)
Св д нія этп заимствованы изъ нзданной въ 1753 г. въ Париж книгв:
Histoire et analyse du livre de Taction de Dieu, вх III том которой на стр.
275 — 528 есть Kelation des demarches faites par les doctoeurs de Sorbonne
pour la reunion de TEglise de Russie. Изв стіе это составлено докторомъ Сорбонны
Бурсье, на основаніи его личныхъ воспоминаній, подлинныхъ документовъ
и разсказовъ Жюбе.
ГраФ-ь Д. А. Тодстой, въ сочиненіи своемъ Le Catholicisme remain en
24*
Стр.2
372
ЕОФАНЪ ПРОКОПОВИЧЪ
кахъ и интересовался ігаострашіыми событіями'). Первый познакомплся
съ Рпбейрою Кролпкъ, проживавшій въ ту иору безъ
всякаго д ла въ новоспасскомъ моиастыр . Это была упавшая
Russie (Paris. 1863,1.164,166) говоритъ о совращеніи Долгоруковоіі и о Жюбе на
основаніи другаго источника,—именно Histoire abregee de 1'Eglise metropolitaine
d'Utrecht. Utrecht 1765. — Въ стать Пекарскаго: отзывъ о сочиненіи —
еоФанъ Прокоповичъ (Отчетъ о десятомъ присужденіп уваровскихъ преміп
Спб. 1868 г.) прпведеяы изъ архивнаго д ла, пропзводпвшагося по С ноду и
Кабинету при Императриц Елисавет Петровн , показанія самой Долгоруковон
о совращеніи ея въ католичество и о помянутомъ Жюбе. «Въ бытность
ея въ Голландіі/ съ 1726 года, за неим ніемъ россійскаго свящепиііка
испов дывалась и прпчащалась въ бол зни въ томъ 1726 году, а потомъ, какъ
и выздоров ла, вторично, а въ 1727 году третично и у прпчастія была у рпмскаго
ксенза Далснора, который-де жительство им лъ блпзъ Годландіи въ Гаг
; понеже она грекороссійскоіі в ры съ римскимъ костелонъ нпкакого различія
и несогласія простотою не разум ла, и оныіі ксензъ въ разговорахъ
сказывалъ ей, что-де какъ грекороссійская в ра седмь таинствъ почитаетъ,
также и мы т таинства почитаемъ-же; а хл бъ-де какъ подъ дв ма віідами,
такъ и подъ однимъ видомъ все едино, потому что-де одна Церковь: толы;о-де
въ происхожденіи Св. Духа н кое им етъ римская съ грекороссіііскоіі церковью
разнствіе. А сперва-де въ нспов дь и причастіе вступила къ нему
ксензу по такому случаю, что какъ онъ ксензъ, такъ и прочіе ксензы п другихъ
в ръ, а именно католики и люторы, по тамошному обхожденію, въ квартир
у нихъ бывали неоднократно и она кь нимъ зжала-жъ. И когда она иъ первый
разъ испов дывалась, и предъ т мъ времспемъ оный ксензт., по прежнеіі
знаемости, пришелъ къ ней княгин на ьвартпру, об7>явя еп, что ув домился
о бол знп ея и пришелъ для пос щенія, и прптомъ по разговорамъ
видя себя она, княгиня, въ тяжкой близъ смерти бол зни, за неим ніемъ тамо
россійскаго священника, просила его, чтобъ онъ ее испов далъ и причастилъ.
А какъ потомъ выздоров ла, двоекратно, по пспов ди того-жъ ксенза, причащалась
въ костел его Даленора, безъ публики, въ раянія ІМШІІ, которыя
для одной ея причастія и отправлялъ. — Риискій б лый попъ, которып иазывался
Лакуромъ, изъ Голландіи прі зжалъ съ нею въ Россію не для содержанія
ея княгини въ римской религіи, но для обученія ея д тей фраіщузскаго п
другихъ языковъ, кдторый и въ Голландіи ихъ, будучи для того ученія, обучалъ
же.(Это показывала княгиня несправедлііво,что потомъ объяснено сампмн католиками
очеяь обстоятельно). Она-жъ, кяягиия, по довольпомъ отъ св. С нода
ув щаніи, въ приполненіе говорила: опый-де учитель при стол нхъ во время
об да и ужина и о в р , по случаямъ и времени, что какъ ихъ рпмская, такъ
и грековосточпая им ются въ равности, разговоры им лъ, а нпкакоіі разни не
^ «Н которые изъ синодальныхъ членовт — цишетъ Берхгольцъ —люди
очень образованные и ученые, въ особенностп архіепископы новгородскій и
псковскій, и еще одинъ по пмени Кролпкъ, которыіі говоритъ на многихъ языкахъ
и, между прочимъ, довольно свободно объясияется по н мецкц.» Дневникъ
Берхгольца, IV, 113,
Стр.3
П ЕГО ВРЕМЯ.
373
знаменитость духовнаго круга. Что было прпчішой его паденія,
мы не знаемъ. Но для связности разсказа вспомнимъ его прежнюю
исторію.
Съ 1716 ію 1722 г. онъ находился за границей въ Праг ,
для перевода Буддеева н мецкаго лексикона на русскій языкъ.
По возвращеніи въ Россію, опред ленъ былъ въ Сгнодъ ассессоромъ
') и посвященъ въ іеродіакона и іеромонаха. Въ сл дуюсказывалъ.
А потомъ сказада: при стол -де нхъ тотъ ксензъ разговоры о в -
р им лъ въ такой сил : хотя-де разность о происхожденіи Св. Духа и есть,
только-де все единъ Богъ, какъ отъ Отца, такъ отъ Отца и Сына пронсходитъ,
почему занеум ніемъ и она тожъ разум ла. А съ 1728 г., по прі зд изъГолландін
въ Россію, по 1732 г., она княгиня отцевъ духовныхъ не им ла простотою
своею, а нанпаче отъ прпключившихся ей печалей и домашнихъ суетъ безъ
всякаго умысла и сумн нія. А какъ-де генералъ и кавалеръ граФъ Ушаковъ
въ 1732 году прі хавъ къ неіі княгпн въ домъ, объявилъ нменной блаженныя
памятп Государыни Императрицы словесный указъ, что-де вел но ее княгиню
спроснть: чего ради она отца духовнаго не им етъ и чтобъ она нспов далась
и причастилась, а отъ ея-де императорскаго величества и священникъ пришлется,
что-де она тогда-жъ и учннить об щалась. А потомъ того-жъ дня
прпсланъ былъ къ ней кадетскаго корпуса. іеромонахъ Лука, что нын преосвященный
епископъ казанскій, и объявилъ, яко она находится въ католицкомъ
закон . На что-де она ему объявила, какъ и выше показано, что вступила
въ духовность къ римскому ксензу въ бол зни за неим ніемъ въ Голландіи
россійскаго священника.»—Княгиня по виду обратилась въ православіе,
оставаясь скрытной католпчкою. Въ 1746 г. 27 марта Императрица Елисавета
Петровна, узнавши объ этомъ, дала именноіі указъ С ноду:... «дабы таковые
отметники отъ православныя Восточныя церкви, родившіеся въ православіи
и отъ правов рныхъ родителей, въ нашей имперіи терпимы не были, а другіе,
на то смотря, отъ такой лукавой прелести остерегались» взять Долгорукову
вм ст съ д тьми, въ С нодъ для нзсл дованія и ув щанія. Посл допросовъ
и показаній изустнымъ иовел ніемъ Государынн приказано было князя Серг
я Долгорукова съ сыномъ Николаемъ отослать въ саввішъ сторожевскііі монастырь—перваго
на годъ, а втораго на н сколько м сяцевъ; а за женою его
и дочерью, княжною Анною, прнказано строжайше наблюдать, чтобы он исполняли
вс обряды православной церкви. Два другіе сына, князья Александръ
іі Владиміръ, прибывшіе въ томъ же году изъ Парижа, по нспытаніи ихъ
въ С нод , оказалпсь въ православно-восточноіі грекоросеійской в р и закон
не тверды и сумнителыш, почему н приказано было отправить ихъ для утвержденія
въ закон къ учителямъ александро-нсвской семішаріп.
') Въ д лахъ Архива св. С нода есть р чь его къ С ноду при назначеніи
ассессоромъ, 26 марта 1722 г. Въ Памятныхъ Заппскахъ Государя (Кабнн.
д ла, I, Л» 31л. 80), въ сл дъ за зам ткоіі о благополучномъ вступленіи русскихъ
воГіскъ въ главный городъ Гидянскій Рящъ, нензв стнойрукойнаписано:
«сіе писано въ 25 день и отдано для меморіи Кролику, чтобы внесъ въ казанье,
которое говорплъ того числа на благодарномъ молебн 1723 года».
Стр.4
374
ОЕОФАІІЪ ПРОКОПОВПЧЪ
щемъ году, посл посвященія ч5г
довскаго архимандрита ОФИлакта
Лопатпнскаго въ тверскіе епископы. Государь прпказалъ
посвятить на его м сто въ архиыандрпты еоФіт Кролика, и
почти сряду за т мъ назначилъ его спнодальнымъ сов тнпкомъ.
еоФилъ оставался въ Сгнод до 16 декабря 1726 г.; потомъ
отр шенъ отъ Онода п вел но ему быть при своемъ монастыр .
Въ март 1727 г,, по указу пзъ Верховнаго Тайнаго Сов та,
С нодъ выбралъ п отправилъ его, вм ст съ тропцкпмъ протопопоигь
Иваноміэ Семеиовымъ, въ Верховный Тайный Сов тъ въ качеств
депз^татовъ съ духовной стороны къ сочиненію уложенія.
Но еще до иачала діійствій законодательиаго собранія онъ получилъ
другое назначеніе. Въ ма 1727 года, no указу пзъ Верховкаго
Сов та и, в роятно по проискамъ Дашкова, лпбо Игнатія
Смолы, прпказано было отправить его къ русскому войску,
идущему за границ}чзг
на
іюмощь цесарцамъ, «ради искусныхъ съ
жестранными духовиыми людьми постуиковъ». Это ужъ опала.
«Который указъ — ппсалъ Кроликъ — хотя и безъ малой печалп
могъ быть ми , для того, что по трудныхъ долгихъ службахъ
моихъ, чрезъ дальное п бывшеыу чішу моему не з ло прилнчное
странствованіе, лишалъ меня хоть соразм рнаго. трудомъ сннсканнаго
п над яннаго домашняго прм архішандріп покоя; однако
яко сынъ послушанія въ исполненіп того указа подписался со всякимъ
покореніемъ и радостію, что хотя въ такомъ чину, бывшую
мою в риую службу къ блаженной памятп высокпмъ предкамъ
им лъ случай продолжать къ ново тогда Богомъ избранному и
счастливо начавшсму влад ніе его ішператорскому велпчеству.»
Всл дъ за этимъ посл довалъ другой указъ, которымъ вел но было
отр шить его отъ чудовской архимандріи, и отдать ее прежде бывшему
архимандритуГепнадію. «Помянутый указъ—продолжаетъ
Кроликъ—съ какпмъ умерщвленіемъ, горестію и стыдомъ нетокмо
исполнять, но и слышать ми прплучилося, хотя довольно изобразить
трудно, ибо прежде того въ подобные короткіе походы отправляемые
архіереи, архішандриты, іеромонахи и простые священники
не токмо честей своихъ лишаемы но бывал», но и вящшимъ
ихъ имп. величествъ призр ніемъ сиабд валпсь, а я такъ спльнымъ
указомъ нс въ посл днемъ степени поставленъ безъ суда и
прим ру извержонъ. Но и тотъ тяжкій указъ съ послушаніемъ я
Стр.5