Б. В. Золхоев
ИСТОРИЯ
МОНГОЛОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ
БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
ВО II–XVII вв.
Улан-Удэ • 2018
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Б. В. Золхоев
ИСТОРИЯ
МОНГОЛОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ
БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
ВО II–XVII вв.
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлению подготовки 46.03.01 История
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2018
Стр.2
УДК 94 (5-015) (=512.3) (075.8)
ББК 63.3 (54) + 63.521 (=64) я73
З-79
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
А. Д. Цыбиктаров
доктор исторических наук, профессор кафедры
всеобщей и отечественной истории Бурятского госуниверситета
Б. Д. Цыбенов
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
отдела истории и культуры Центральной Азии ИМБТ СО РАН
Текст печатается в авторской редакции
Золхоев Б. В.
З-79
История монголоязычного населения Байкальского региона
во II–XVII вв.: учебное пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского
госуниверситета, 2018. — 128 с.
ISBN 978-5-9793-1193-7
В учебном пособии в краткой форме излагаются основные этапы
и ключевые события истории монголоязычного населения Байкальского
региона начиная со II до XVII в.
Учебное пособие призвано помочь обучающимся в освоении
наиболее важных проблем происхождения и исторического развития
монголоязычных этносов Прибайкалья.
В пособии представлены развернутый список рекомендуемых
научных работ, контрольные вопросы и задания по темам, алфавитно-предметный
указатель.
Предназначено для обучающихся по направлению подготовки
46.03.01 История, абитуриентам, студентам исторических специальностей
высших и средних учебных заведений, преподавателям, а
также широкому кругу читателей, интересующихся историей Байкальского
региона.
УДК 94 (5-015) (=512.3) (075.8)
ББК 63.3 (54) + 63.521 (=64) я73
© Б. В. Золхоев, 2018
ISBN 978-5-9793-1193-7
Бурятский госуниверситет, 2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………. 4
Раздел 1. ПОЯВЛЕНИЕ ПРОТОМОНГОЛЬСКИХ
ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРИБАЙКАЛЬЕ
Тема 1. Население Прибайкалья в домонгольский период… 6
Контрольные вопросы и задания к Теме 1 ………… 41
Тема 2. Протомонгольские племена в Прибайкалье ………. 42
Контрольные вопросы и задания к Теме 2 ………… 50
Тема 3. Племена Баргуджин-Токума ……………………….. 51
Контрольные вопросы и задания к Теме 3 ………… 82
Выводы по Разделу 1………………………………… 83
Контрольные вопросы и задания к Разделу 1 ……… 85
Раздел 2. МОНГОЛОЯЗЫЧНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ,
ПРИШЕДШИЕ В ПРИБАЙКАЛЬЕ ИЗ МОНГОЛИИ
Тема 4. Этнические группы, пришедшие из Монголии
в Предбайкалье ……………………………………… 86
Контрольные вопросы и задания к Теме 4 ………… 99
Тема 5. Этнические группы, пришедшие из Монголии
в Забайкалье ………………………………………….. 100
Контрольные вопросы и задания к Теме 5 ………… 115
Выводы к Разделу 2………………………………….. 116
Контрольные вопросы и задания к Разделу 2……… 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….. 118
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ …………… 121
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………. 126
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
II–XVII вв. в рамках учебного модуля «Модуль по Истории Бурятии»,
в ходе реализации образовательной программы высшего образования
по направлению подготовки 46.03.01 История и подготовлено
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования.
Дисциплина «Модуль по истории Бурятии» входит в вариативН
ную
часть блока Б1 «Дисциплины и модули» как дисциплина по
выбору Б1.В.ДВ.3.1. Опирается на базовые знания по дисциплинам:
История Бурятии, История древнего мира и первобытного общества,
История России (до ХХ века), История. Знания и умения, полученные
в результате освоения дисциплины, являются необходимыми
для изучения следующих дисциплин: Модуль истории Сибири,
Модуль по истории Отечества, Отечественная история и культура,
Новая и новейшая история Европы и Америки, Новая и новейшая
история стран Азии и Африки.
Предлагаемое учебное пособие служит дополнением к имеющимся
учебникам «История Бурятии», том 1 под редакцией
Б. В. Базарова, а также «Древняя история Бурятии» А. Д. Цыбиктарова.
В
результате освоения дисциплины формируются следующие
компетенции:
– способность анализировать основные этапы и закономерности
исторического развития общества для формирования гражданской
позиции (ОК-2)
– способность использовать в исторических исследованиях базовые
знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– базовый материал по древней и средневековой истории Севера
Внутренней Азии по археологическим источникам,
4
астоящее учебное издание представляет собой учебное
пособие, предназначенное для изучения истории монголоязычного
населения Байкальского региона во
Стр.5
– способы существования человека в различной экологической
среде, материальные остатки жизнедеятельности людей, их типологию,
формирование этнокультурных миров от эпохи палеолита до
раннего средневековья в регионе,
– историческое содержание основных эпох истории Севера
Внутренней Азии по археологической периодизации,
– особенности экономики, социальных отношений, общественного
строя и культуры древних обществ на его территории, понятийно-терминологический
аппарат по ним.
Уметь:
– применять полученные знания в своей профессиональной деятельности
в области научно-исследовательской, образовательной,
культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности.
Владеть:
–
общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических
исследований,
– способностью понимать, критически анализировать и излагать
базовую историческую информацию,
– навыками поиска необходимой информации по древней истории
Севера Внутренней Азии.
Основной задачей настоящего учебного пособия является организация
закрепления лекционного материала и помощь в самостоятельном
изучении учебного материала в рамках «Модуля по Истории
Бурятии».
Пособие состоит из предисловия, содержания, двух разделов,
включающих пять тем, заключения, алфавитно-предметного указателя
и списка рекомендуемой литературы.
5
Стр.6