Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов (290,00 руб.)

0   0
Первый авторШевырев Степан Петрович
ИздательствоТип. Имп. Акад. наук
Страниц278
ID64420
Шевырев, С.П. Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов : Соч., писан. на степ. д-ра Филос. фак. 1 Отд-ния, адъюнктом Моск. ун-та Степаном Шевыревым / С.П. Шевырев .— 2-е изд. — : Тип. Имп. Акад. наук, 1887 .— 278 с. — URL: https://rucont.ru/efd/64420 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

r Jf V • ТЕОРІЯ П093Ш ВЪ ИСТОРШЖЪ РАЗБИТІИ У ДРЕВНЙХЪ И НОВЫХЪ НАРОДОВЪ. <...> 2007056809 Вс явленія міра челов ческаго должны были совершиться въ д йствіи, прежде нежели перешли въ знаніе. <...> Челов къ уже стремился къ истин , уже д йствовалъ и творилъ изящное, прежде нежели спросилъ себя о томъ: какъ должно стремиться къ истин ? по какому закону 1 д йствуетъ его воля? какъ является изящное въ искусств ? <...> He искусство было сл дствіемъ теоріи, а теорія сл дствіемъ искусства. <...> Міръ востока, древній и новый, богатъ произведеніями поэзіи во вс хъ родахъ, однако мы не знаемъ его піитики. <...> Въ Греціи наука поэзіи явилась уже тогда, когда вс произведенія были на лицо и кругъ поэтическаго развитія совершенно заключился. <...> Дантъ, Лопе де Вега, Калдеронъ и Шекспиръ д йствовади безъ теоріи. <...> Къ чему же, въ самомъ д л , служитъ вта наука, когда вс образцы поэзіи явились до йея и — II — 1 безъ мал йшаго ея сод йствія ? <...> Скор можемъ мы заключить, что она вредна, потомучто у н которыхъ народовъ ст снила поэтическую д ятельность. <...> Если эта наука есть, а наука поэзіи должна быть, потомучто міръ явленій ея составляетъ такую огромную часть въ жизни челов ческой,—то она полезна и необходима, ибо врсшдено челов <...>
Теория_поэзии_в_историческом_развитии_у_древних_и_новых_народов.pdf
Стр.1
r Jf V • ТЕОРІЯ П093Ш ВЪ ИСТОРШЖЪ РАЗБИТІИ У ДРЕВНЙХЪ И НОВЫХЪ НАРОДОВЪ. СОЧІІНЕНІЕ, ПИСАННОЕ НЛ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФШОСОФСКАГО ФАКУЛЬТЕТЛ ПЕРВАГО ОТД ЛЕШЯ АДЪЮНКТОМЪ МОСКОВСКАГО УНИВЕРСИТЕТА СТЕПАНОМЪ ШЕВЫРЕВЫМЪ. ИЗДАНІЕ BTOPOtfc^ fey I Ш • САИКТШ]ТЕРБУР] tr-f-A---;.-**" -ТПІТОГРАФІЯ IfMUEl'ATOPCICOK АКАДЕМІІГ НАУКЪ. Вас. Острі* 9 лнн., № 12. -і .. . ; :< !! '!- - і\Ьк£
Стр.2
2007056809
Стр.3
Вс явленія міра челов ческаго должны были совершиться въ д йствіи, прежде нежели перешли въ знаніе. Челов къ уже стремился къ истин , уже д йствовалъ и творилъ изящное, прежде нежели спросилъ себя о томъ: какъ должно стремиться къ истин ? по какому закону д йствуетъ его воля? какъ является изящное въ искусств 1 Искусство было прежде теоріи. He искусство было сл д? ствіемъ теоріи, а теорія сл дствіемъ искусства. Эта истина подтверждается опытами вс хъ в ковъ и народовъ. Міръ востока, древній и новый, богатъ произведеніями поэзіи во вс хъ родахъ, однако мы не знаемъ его піитики. Въ Греціи наука поэзіи явилась уже тогда, когда вс произведенія были на лицо и кругъ поэтическаго развитія совершенно заключился. Въ новомъ мір Европы, который принялъ въ насл діе піитику древнихъ, вс великія произведенія Италіи, Испаніи и Англіи явились безъ участія науки. Дантъ, Лопе де Вега, Калдеронъ и Шекспиръ д йствовади безъ теоріи. Во Франціи теорія слишкомъ рано явившаяся толыш что от снила художественную д ятельность и произвела вліяніе, вредное для Словесности. Все это, вопервыхъ, уб ждаетъ насъ въ истин , нами сказанной, вовторыхъ, какъ-будто говоритъ противъ той самой науки, исторію которой я нам ренъ изложить. Къ чему же, въ самомъ д л , служитъ вта наука, когда вс образцы поэзіи явились до йея и
Стр.4
— II — безъ мал йшаго ея сод йствія1 ? Скор можемъ мы заключить, что она вредна, потомучто у н которыхъ народовъ ст снила поэтическую д ятельность. Да, точео, это явленіе говоритъ противъ догматической формы науки, противъ пололштельныхъ кодексовъ, заключающихъ въ себ условныя правила, ст снительныя для искусства; но нисколько не говоритъ оно противъ сущности самой науки, которая заключается въ изучееіи самыхъ явленій и изсл дованіи законовъ, управляющихъ поэтическою д ятельностью челов ка. Вопросъ о томъ, полезна ли какая-нибудь наука, въ наше. время существовать не можетъ. Если эта наука есть, а наука поэзіи должна быть, потомучто міръ явленій ея составляетъ такую огромную часть въ жизни челов ческой,—то она полезна и необходима, ибо врсшдено челов ку отдавать себ разумный отчетъ во вс хъ явленіяхъ, имъ совершаемыхъ, и .стараться привести ихъ къ единству закона, ими управляющаго. Безусловныя правила, предложенныя въ вид науки, могутъ быть вредны для искусства, какъ это и было во Франціи; но эстетическое самопознаніе челов ка никогда не можетъ быть пра,к.тически вредно для искусства. Хотя вопросъ о прямой польз науки для того искусства, которое служитъ ей предметомъ, долженъ быть отд ленъ отъ вопроса о необходимости этой науіш въ общей масс знаній челов ческихъ; но мы можемъ привести въ Исторіи Свовесности прим ръ разительный, которымъ вопросъ о польз практической разр шается вм ст въ вопросомъ о необходимости. Этотъ прим ръ Германія. Она въ новомъ мір есть создательница теоріи искусства и собою доказываетъ ту ліе истину, съ которой мы начали, а именно, что теорія является посл образцовъ искусства. Германія, заключившая собою кругъ западнаго Европейксаго образованія, олицетворила въ себ эстетическое самопознаніе новой Европы, создала насто
Стр.5