r
Jf
V
• ТЕОРІЯ П093Ш ВЪ ИСТОРШЖЪ РАЗБИТІИ У ДРЕВНЙХЪ И НОВЫХЪ НАРОДОВЪ. <...>
2007056809
Вс явленія міра челов ческаго должны были совершиться въ д йствіи, прежде нежели перешли въ знаніе. <...> Челов къ уже стремился къ истин , уже д йствовалъ и творилъ изящное, прежде нежели спросилъ себя о томъ: какъ должно стремиться къ истин ? по какому закону 1
д йствуетъ его воля? какъ является изящное въ искусств ? <...> He искусство было сл дствіемъ теоріи, а теорія сл дствіемъ искусства. <...> Міръ востока, древній и новый, богатъ произведеніями поэзіи во вс хъ родахъ, однако мы не знаемъ его піитики. <...> Въ Греціи наука поэзіи явилась уже тогда, когда вс произведенія были на лицо и кругъ поэтическаго развитія совершенно заключился. <...> Дантъ, Лопе де Вега, Калдеронъ и Шекспиръ д йствовади безъ теоріи. <...> Къ чему же, въ самомъ д л , служитъ вта наука, когда вс образцы поэзіи явились до йея и
—
II
—
1
безъ мал йшаго ея сод йствія ? <...> Скор можемъ мы заключить, что она вредна, потомучто у н которыхъ народовъ ст снила поэтическую д ятельность. <...> Если эта наука есть, а наука поэзіи должна быть, потомучто міръ явленій ея составляетъ такую огромную часть въ жизни челов ческой,—то она полезна и необходима, ибо врсшдено челов <...>
Теория_поэзии_в_историческом_развитии_у_древних_и_новых_народов.pdf
r Jf
V
• ТЕОРІЯ П093Ш
ВЪ ИСТОРШЖЪ РАЗБИТІИ
У ДРЕВНЙХЪ И НОВЫХЪ НАРОДОВЪ.
СОЧІІНЕНІЕ,
ПИСАННОЕ НЛ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФШОСОФСКАГО ФАКУЛЬТЕТЛ ПЕРВАГО
ОТД ЛЕШЯ
АДЪЮНКТОМЪ МОСКОВСКАГО УНИВЕРСИТЕТА
СТЕПАНОМЪ ШЕВЫРЕВЫМЪ.
ИЗДАНІЕ BTOPOtfc^
fey
I
Ш •
САИКТШ]ТЕРБУР]
tr-f-A---;.-**" -ТПІТОГРАФІЯ
IfMUEl'ATOPCICOK АКАДЕМІІГ НАУКЪ.
Вас. Острі* 9 лнн., № 12.
-і .. . ;
:< !!
'!- -
і\Ьк£
Стр.2
Вс явленія міра челов ческаго должны были совершиться
въ д йствіи, прежде нежели перешли въ знаніе.
Челов къ уже стремился къ истин , уже д йствовалъ и
творилъ изящное, прежде нежели спросилъ себя о томъ:
какъ должно стремиться къ истин ? по какому закону
д йствуетъ его воля? какъ является изящное въ искусств 1
Искусство было прежде теоріи. He искусство было сл д?
ствіемъ
теоріи, а теорія сл дствіемъ искусства. Эта
истина подтверждается опытами вс хъ в ковъ и народовъ.
Міръ востока, древній и новый, богатъ произведеніями
поэзіи во вс хъ родахъ, однако мы не знаемъ его піитики.
Въ Греціи наука поэзіи явилась уже тогда, когда
вс произведенія были на лицо и кругъ поэтическаго
развитія совершенно заключился. Въ новомъ мір Европы,
который принялъ въ насл діе піитику древнихъ,
вс великія произведенія Италіи, Испаніи и Англіи явились
безъ участія науки. Дантъ, Лопе де Вега, Калдеронъ
и Шекспиръ д йствовади безъ теоріи. Во Франціи
теорія слишкомъ рано явившаяся толыш что от снила
художественную д ятельность и произвела вліяніе, вредное
для Словесности. Все это, вопервыхъ, уб ждаетъ насъ
въ истин , нами сказанной, вовторыхъ, какъ-будто говоритъ
противъ той самой науки, исторію которой я нам
ренъ изложить. Къ чему же, въ самомъ д л , служитъ
вта наука, когда вс образцы поэзіи явились до йея и
Стр.4
— II —
безъ мал йшаго ея сод йствія1
? Скор можемъ мы заключить,
что она вредна, потомучто у н которыхъ народовъ
ст снила поэтическую д ятельность.
Да, точео, это явленіе говоритъ противъ догматической
формы науки, противъ пололштельныхъ кодексовъ,
заключающихъ въ себ условныя правила, ст снительныя
для искусства; но нисколько не говоритъ оно противъ
сущности самой науки, которая заключается въ изучееіи
самыхъ явленій и изсл дованіи законовъ, управляющихъ
поэтическою д ятельностью челов ка. Вопросъ о томъ,
полезна ли какая-нибудь наука, въ наше. время существовать
не можетъ. Если эта наука есть, а наука поэзіи
должна быть, потомучто міръ явленій ея составляетъ
такую огромную часть въ жизни челов ческой,—то она
полезна и необходима, ибо врсшдено челов ку отдавать
себ разумный отчетъ во вс хъ явленіяхъ, имъ совершаемыхъ,
и .стараться привести ихъ къ единству закона,
ими управляющаго. Безусловныя правила, предложенныя
въ вид науки, могутъ быть вредны для искусства, какъ
это и было во Франціи; но эстетическое самопознаніе
челов ка никогда не можетъ быть пра,к.тически вредно
для искусства. Хотя вопросъ о прямой польз науки для
того искусства, которое служитъ ей предметомъ, долженъ
быть отд ленъ отъ вопроса о необходимости этой науіш
въ общей масс знаній челов ческихъ; но мы можемъ
привести въ Исторіи Свовесности прим ръ разительный,
которымъ вопросъ о польз практической разр шается
вм ст въ вопросомъ о необходимости. Этотъ прим ръ
Германія. Она въ новомъ мір есть создательница теоріи
искусства и собою доказываетъ ту ліе истину, съ которой
мы начали, а именно, что теорія является посл образцовъ
искусства. Германія, заключившая собою кругъ западнаго
Европейксаго образованія, олицетворила въ себ
эстетическое самопознаніе новой Европы, создала насто
Стр.5