Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЭристов Дмитрий Алексеевич
Издательствотип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии
Страниц290
ID64369
Эристов, Д.А. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых / Д.А. Эристов .— 2-е изд., испр. и доп. — : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1868 .— 290 с. — URL: https://rucont.ru/efd/64369 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Преподобный л тописецъ Несторъ почитается первымъ собирателемъ жизнеописаній Русскихъ святыхъ» Ему приписываютъ десять житій преподобныхъ Печерскихъ, пом щенныхъ въ первой части Патерика или Отечника. <...> —Житіе преподобнаго Антонія, Несторомъ же кратко написанное, распространилъ Симонъ, епископъ Владимірскій и Суздальскій, жившій спустя почти сто л тъ посл Нестора. <...> —Вторую часть Патерика, содержащую 15 житій, написалъ Печерскій черноризецъ Поликарпъ со сказаній того же епископа Симона. <...> Въ 1655 году Сильвестръ Косовъ, епископъ Мстиславскій, Оршанскій и Могилевскіи, по желанію митрополита и архи мандрита Кіевопечерской лавры Петра Могилы, сократилъ Славянскій списокъ Патерика, найденный въ лавр , и съ сво ими прим чаніями на печатал ъ въ тамошней типограФІи Патерикъ на Польскомъ язык въ четвертую долю листа; потомъ, чрезъ 26 л тъ, въ 1661 году, напечатанъ въ листъ, при архимандрит Иннокентіи Гизел , полный Славянскій Патерикъ съ лицевыми изображеніями и съ прибавленіемъ житій Нестора, Симона и Поликарпа» Съ этого Патерика печатаны были посл дующія изданія. <...> Память имъ творится обще въ субботу, по отданіи праздника Воздвиженія креста (см. въ Словар статью: Авраамій, преподобный, затворникъПечерскШ). <...> Святыхъ мощей въ еодосіевой пещер , изв стныхъ только по именамъ, 46; изъ нихъ 13 въ затвор , а 33 открыто почивающихъ, въ томъ числ и мощи младенца, отъ Ирода за Христа убіеннаго, принесенныя въ лавру 1620 года Іерусалимскимъ патріархомъ еоФаномъ; въ т хъ же пещерахъ находятся мироточивыя главы <...>
Словарь_исторический_о_святых,_прославленных_в_российской_церкви,_и_о_некоторых_подвижниках_благочестия,_местночтимых.pdf
г•'" Л СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКІЙ 1* о оежтыхх, ПР УУЛННЫІЪ 6Ъ І'ІНІ!ПШ;іі|| ІШІІІІІІ, И О Н-БКОТОРЫХЪ ПОДВИЖНИКАХЪ БЛАГОЧЕСТІІЬ МЪСТНО ЧТИМЫХЪ. ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ (исправленное и дополненное). С-ПЕТЕРБУРГЪ. 1862.
Стр.1
Отъ Санктпетербургскаго Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Марта 20 дня 1862 года. ЦЕНЗОРЪ, Архимандритъ Фотгй. Въ ТипограФІи II Отд ленія Собственной Е, И. В. Канцеляріи.
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ. Россійская Церковь, кром Святыхъ, Греческою Церковію признаваемыхъ, чтитъ память многихъ угодниковъ, въ Россіи подвигами святости прославленныхъ. Преподобный л тописецъ Несторъ почитается первымъ собирателемъ жизнеописаній Русскихъ святыхъ» Ему приписываютъ десять житій преподобныхъ Печерскихъ, пом щенныхъ въ первой части Патерика или Отечника.—Житіе преподобнаго Антонія, Несторомъ же кратко написанное, распространилъ Симонъ, епископъ Владимірскій и Суздальскій, жившій спустя почти сто л тъ посл Нестора.—Вторую часть Патерика, содержащую 15 житій, написалъ Печерскій черноризецъ Поликарпъ со сказаній того же епископа Симона. Третью часть, содержащую 9 житій, написалъ самъ епископъ Симонъ. До насъ не дошли подлинники означенныхъ житій. Въ 1655 году Сильвестръ Косовъ, епископъ Мстиславскій, Оршанскій и Могилевскіи, по желанію митрополита и архимандрита Кіевопечерской лавры Петра Могилы, сократилъ Славянскій списокъ Патерика, найденный въ лавр , и съ своими прим чаніями на печатал ъ въ тамошней типограФІи Патерикъ на Польскомъ язык въ четвертую долю листа; потомъ, чрезъ 26 л тъ, въ 1661 году, напечатанъ въ листъ, при архимандрит Иннокентіи Гизел , полный Славянскій Патерикъ съ лицевыми изображеніями и съ прибавленіемъ житій Нестора, Симона и Поликарпа» Съ этого Патерика печатаны были посл дующія изданія. Намъ неизв стны списки ц лаго Патерика стар е XIV в ка; изъ нихъ древн йшій хранится въ Московской патріаршей библіотек , и ни въ одномъ изъ дошедшихъ до насъ н тъ описанія житій угодниковъ, почивающихъ въ Кіевскихъ, такъ называемыхъ, дальнихъ пеще
Стр.3
IV рагъ. Безъ сомн нія, жизнеописанія ихъ были, но истреблены во времена разореній Кіевской лавры^ а имена преподобныхъ выписаны уже изъ древнпхъ синодиковъ или пошшниковъ- Во время нашествія Батыя, мощи Святыхъ Біевскихъ были сокрыты братіею и кельи пещеръ закладены, и уже по минованіи опасности вынуты^ но не вс , какъ ув ряетъ КальноФойскій; что согласно и съ Русскими л тописями5 ибо он упоминаютъ о неоткрытыхъ мощахъ митрополита Діонисіяэ супруги Ольгердовой Іуліаніи, постригшейся подъ именемъ Мар ы, — даже имена многихъ угодниковъ неизв стны, наприм ръ дв надцати братьевъ, первыхъ каменоздателей великой Печерской церкви^ о которыхъ сказано въ Патерик ^ что они положены были, по кончин , въ Антоніевой пещер (*). Церковь Россійская весьма осторожно оглашала святыми угодниковъ своихъ> и только по явномъ открытіи нетл нія мощей прославленныхъ чудесами, пом щала ихъ въ м сяцословы (**). Россія къ утвержденію православія своего вид ла во многихъ м стахъ явное знаменіе благодати надъ мощами т хъ, кои святостію жизни, прим ромъ благочестія или христіанскимъ самоотверженіемъ явили себя достойными почи(*} Вс хъ мощей Святыхъ, въ Антоніевой пещер почивающихъ, 71, а затворниковъ 9. Изъ нихъ особою службою память празднуется 27-ми, общею 33, а 13-ти не положено службы. Сверхъ того (за алтар мъ церкви Входа Богоматери) есть 30 мироточивыхъ главъ неизв стныхъ угодниковъ. Память имъ творится обще въ субботу, по отданіи праздника Воздвиженія креста (см. въ Словар статью: Авраамій, преподобный, затворникъПечерскШ). Святыхъ мощей въ еодосіевой пещер , изв стныхъ только по именамъ, 46; изъ нихъ 13 въ затвор , а 33 открыто почивающихъ, въ томъ числ и мощи младенца, отъ Ирода за Христа убіеннаго, принесенныя въ лавру 1620 года Іерусалимскимъ патріархомъ еоФаномъ; въ т хъ же пещерахъ находятся мироточивыя главы (31) и одна голень, также н изв стныхъ угодниковъ. Общая всему собору ихъ память празднуется 28 августа (см. въ Словар статью: АгаФОНъ, чудотворецъ Печерскій). {**) Въ древн йшіе Харатейные м сяцословы и прологи внесены только благов рные князья Борисъ и Гл бъ, вел, кн. Владиміръ Святославичъ и преп. еодосій; потомъ пом щены вел. кн. Ольга и преп. Антоній, Петръ митрополитъ, Сергій Радонежскій и н которые другіе.—Въ Сербскомъ Пролог ХШ в ка (см. Іоанцъ, экзархъ Булгарскій, ст. 90), кром того пом щенъ князь Мстиславъ, сынъ Мономаха, хотя Россійская Церковь не причла его къ лику святыхъ (см. Словарь историч. митроп. ЕвготяІ, 1!$ и Истор. Русс, народа Н. Полеваго II, 130 и 131).
Стр.4
V танія; но имена сихъ утодниковъ не были внесены въ общія святцы Россійской Церкви^ а память ихъ совершалась въ т хъ только м стахъ, гд они почиваютъ. Причиною такой м стности было отд леніе духовной власти Новгорода отъ главной духовной власти Россіи, и потомъ разд леніе митрополіи на Кіевскую и Московскую. Уже въ половин XVI в ка, Московскій митрополитъ Макарій, составляя Великія четьи-минеи, собралъ житія и н которыхъ святыхъ, еще дотол въ Патерикахъ не пом щенныхъ, и для установленія пшъ служебъ им лъ въ Москв ^ 1547 года, соборъ, на котороиъ дв надцати Святымъ Россійскимъ назначено повсюду празднованіе и службы, а девяти только въ м стахъ, гд мощи ихъ почиваютъ. Т церкви, которыя не усп ли на соборъ представить свид тельствъ о своихъ м стныхъ угодникахъ, посл получали, по разсмотр нію митрополита, дозволеніе совершать память ихъ, а потомъ, при патріархахъ, н которые изъ нихъ внесены въ общіе м сяцословы. Митрополитъ Ростовскій, Димитрій, въ своихъ четьихъ-минеяхъ^ пом стилъ Бфеподобныхъ Кіевопечерскихъ подъ числомъ совершенія ихъ памяти. Но и за симъ многіе не внесены въ м сяцословы, хотя н которымъ сочинены особыя службы, кондаки и тропари: таковы угодники Новогородскіе, Псков скіе, Вологодскіе и другіе. Въ предлагаемомъ Словар пом щены житія Святыхъ, прославленныхъ въ Россійской Церкви; житія н которыхъ дру~ гихъ подвижниковъ благочестія^ коихъ память благогов йно сохраняется тамъ, гд они жили или почили; наконецъ краткія изв стія о т хъ Богоугоднопожившихъ, которыхъ имена выписаны изъ синодиковъ или древнихъ монастырскихъ записокъ. При описаніи жизни святаго, прославленнаго во всей Россійской Церкви, обозначены въ Словар м сяцъ и число совершенія памяти; относительно прочАхъ также означается м сто и день, когда чтится ихъ память, совершеніемъ молеб*
Стр.5