Министерство образования и науки Российской Федерации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ
Д.Н. Власов
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ
УЗЛЫ
2-е издание
Москва 2017
Стр.2
УДК 711.7
ББК 38.74
В58
СЕРИЯ ОСНОВАНА В 2008 ГОДУ
Рецензенты:
кандидат технических наук М.К. Крестмейн,
главный инженер ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт
Генерального плана города Москвы»;
доктор технических наук А.Ю. Михайлов,
профессор кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте»
Иркутского национально исследовательского технического университета
Монография рекомендована к публикации научно-техническим советом НИУ МГСУ
В58
Власов, Денис Николаевич.
Транспортно-пересадочные узлы : монография / Д.Н. Власов ;
М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват.
Моск. гос. строит. ун-т. — 2-е изд.— Москва : Изд-во Моск. гос.
строит. ун-та, 2017. (Библиотека научных разработок и проектов
НИУ МГСУ) — 192 с.
ISBN 978-5-7264-1504-8
Рассмотрены вопросы развития современных систем интермодальных
транспортно-пересадочных узлов. С учетом современных тенденций становления
систем пассажирского транспорта рассмотрены теоретические
аспекты развития, предложены практические методики по формированию
системы ТПУ, призванной обеспечить устойчивость и безопасность
системы транспортного обслуживания населения городов.
Для научных работников, ведущих исследования в области планирования
городских транспортных систем, а также для использования в образовательном
процессе при изучении транспортных дисциплин по направлению
«Градостроительство».
УДК 711.7
ББК 38.74
ISBN 978-5-7264-1504-8
© Национальный исследовательский
Московский государственный
строительный университет, 2017
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................... 5
1. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ.............................................. 8
1.1. Система пассажирского транспорта города ............................................. 9
1.2. Транспортно-пересадочные узлы и элементы
транспортной инфраструктуры ................................................................. 12
1.2.1. Городской пассажирский транспорт ............................................... 12
1.2.2. Региональный транспорт .................................................................. 21
1.2.3. Внешний транспорт .......................................................................... 25
1.2.4. Улично-дорожная сеть ..................................................................... 25
1.3. Транспортно-пересадочные узлы и индивидуальный транспорт .......... 27
1.4. Планировочная структура и основные проблемы
существующих транспортно-пересадочных узлов .................................. 32
1.4.1. Планировочная структура ................................................................ 33
1.4.2. Основные проблемы отечественных
транспортно-пересадочных узлов ................................................... 40
1.5. Развитие системы ТПУ и совершенствование
планировочных параметров узлов в современных отечественных
и зарубежных условиях .............................................................................. 44
1.5.1. Зарубежный опыт ............................................................................. 44
1.5.2. Отечественные исследования и примеры
реконструкции пересадочных узлов ............................................... 65
Выводы по разделу 1 ......................................................................................... 70
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ............................................ 72
2.1. Основные цели функционирования системы
транспортно-пересадочных узлов ............................................................. 72
2.2. Концептуальная модель системы транспортно-пересадочных узлов .... 75
2.3. Концептуальная модель транспортно-пересадочного узла .................... 83
2.4. Имитационная модель транспортно-пересадочного узла ....................... 89
Выводы по разделу 2 ....................................................................................... 108
3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ .... 110
3.1. Классификация транспортно-пересадочных узлов ............................... 110
3.1.1. Классификация транспортно-пересадочных узлов агломерации ..... 110
3.1.2. Классификация транспортно-пересадочных узлов
городов Российской Федерации .................................................... 120
Стр.4
3.2. Развитие систем транспортно-пересадочных узлов .............................. 126
3.2.1. Развитие региональных систем
транспортно-пересадочных узлов ................................................. 127
3.2.2. Развитие агломерационных систем
транспортно-пересадочных узлов ................................................. 134
3.2.3. Развитие систем транспортно-пересадочных узлов городов ...... 150
Выводы по разделу 3 ....................................................................................... 151
4. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ.......................................... 152
4.1. Нормы проектирования транспортно-пересадочных узлов .................. 153
4.2. Планировочное развитие территории пересадочных узлов.................. 158
4.2.1. Метод реконструктивно-организационного развития узла ........ 160
4.2.2. Приоритетное развитие объектов транспортной
инфраструктуры в составе ТПУ .................................................... 162
4.2.3. Пересадочные комплексы .............................................................. 164
4.3. Расчет основных элементов пересадочных узлов ................................. 172
4.3.1. Технологические элементы пересадочных узлов ........................ 177
4.3.2. Коммерческая составляющая транспортно-пересадочных узлов .... 182
Выводы по разделу 4 ....................................................................................... 186
Заключение ...................................................................................................... 187
Библиографический список ............................................................................ 188
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшими задачами градостроительства являются улучшение основных
параметров среды обитания и жизнедеятельности людей и обеспечение
устойчивого развития окружающей среды в интересах живущего
и последующего поколений. Интенсивность урбанизационных
процессов, характерная для ХХ—XXI вв., делает основной средой обитания
человека поселения городского типа и их высшие формы агломерации
и конурбации. Агломерации являются «ключевой формой расселения,
главными узлами опорного каркаса территориальной организации
страны, центрами наращивания и реализации инновационного потенциала»1.
Суть
процесса развития города — формирование единой, пространственно
и функционально связанной среды, в которой развитая транспортная
инфраструктура объединяет в единое целое одно или несколько
городских ядер и систему подцентров различного уровня, являясь одним
из основных факторов создания условий, комфортных для проживания.
Развитие городов и межселенных связей диктует необходимость создания
современной системы пассажирского транспорта, призванной обеспечить
возрастающий спрос на услуги транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем высокая стоимость инфраструктурных проектов диктует
необходимость выделения приоритетных направлений развития
транспортных систем, на которых следует сконцентрировать средства
федеральных и муниципальных бюджетов.
Основой системы пассажирского транспорта агломерации является
скоростной внеуличный транспорт (СВТ), который может быть представлен
различными видами метрополитена, железной дорогой, системами
легкорельсового транспорта (ЛРТ): скоростным трамваем, монорельсовыми
системами, легким метрополитеном, а также всевозможными
вариантами их сочетаний. Важнейшим элементом транспортной
инфраструктуры, обеспечивающим межвидовое взаимодействие различных
систем пассажирского транспорта, взаимодействие с индивидуальным
транспортом, связанность транспортной инфраструктуры с территорией
города, являются транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).
1 Лаппо, Г. Агломерации России: инновационный потенциал страны // Grado.
Журнал о градостроительстве и архитектуре, 2011. № 1. С. 47―48
5
Стр.6
Практический опыт разработки документации по планировке территории
ТПУ, расположенных на территории городов Российских Федерации,
показывает, что существующие ТПУ не отвечают современным требованиям
комфортной, безопасной, быстрой и удобной пересадки пассажиров
с одного вида транспорта на другой. Существующие узлы плохо
приспособлены для перемещения маломобильных групп граждан. Во
многих из них отсутствуют как муниципальные и перехватывающие
парковки, так другие важные элементы. В целом существующие российские
ТПУ нуждаются в комплексной реконструкции, а для строительства
новых узлов необходима разработка обязательных требований к составу
и основным расчетным параметрам ТПУ.
С планировочной точки зрения ТПУ являются одной из основ формирования
полицентрической структуры города, а высокие показатели
качества транспортного обслуживания, территорий, прилегающих к
ТПУ, создают предпосылки для их приоритетного развития.
В мировой практике градостроительства накоплен богатый опыт
формирования и совершенствования ТПУ. Примеры мы видим в Соединенных
Штатах Америки, Европе. Особенно эволюционировали подобные
узлы в развитых странах Азии. Полный перенос зарубежных методики
и практики формирования ТПУ на отечественную землю не представляется
возможным, что связано с целым рядом факторов (организацией
работ систем пассажирского транспорта, интенсивностью пассажиропотоков,
законодательной базой и т.д.).
В российских городах назрела необходимость комплексной реконструкции
транспортной инфраструктуры, одним из основных направлений
которой является формирование и развитие системы современных
ТПУ, обеспечивающих интермодальное взаимодействие всех элементов
транспортной системы и городской среды.
Основная цель монографии — рассмотрение научно-методо-логических
основ становления систем ТПУ, формирующих транспортный каркас
города, обеспечивающих приоритетное развитие общественного
транспорта.
В монографии рассмотрены отечественный и зарубежный опыт разработки
ТПУ, их классификация, а на практических примерах — состав
системы ТПУ в городах различной величины, кроме того, определены
приоритетные направления развития системы. Сформулированы требования
к ТПУ, которые необходимо учитывать при создании федеральных
и региональных нормативов. Даны рекомендации, как разработать
документацию по планировке территории ТПУ.
6
Стр.7
Настоящая работа рассматривает весь срез проблем в ТПУ и пути их
решения. Монография будет полезна при изучении курса «Транспортные
системы городов и регионов», кроме того, книга может быть интересна
широкому кругу специалистов, занятых в сфере строительства и
градостроительства.
Стр.8