МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИОЛОГИЯ
КОММУНИКАЦИИ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки
39.03.01 Социология
Профиль «Социальная структура,
социальные институты и изменения»
Бакалавриат
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 316.77 (075.8)
ББК 60.56 я73
С 69
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
С 69 Социология коммуникации: практикум / сост. С. С. Асатрян.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 98 с.
Пособие разработанного в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта высшего образования,
учебным планом и программой высшего образования и представляет
собой составную часть учебно-методического комплекса
дисциплины. Содержит планы практических занятий, основанных
на использовании традиционных и интерактивных методов обучения,
методические рекомендации по выполнению, вопросы и
задания, литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 39.03.01 Социология.
УДК 316.77 (075.8)
ББК 60.56 я73
Составитель
канд. социол. наук, доцент С. С. Асатрян
Рецензенты:
д-р социол. наук, профессор Т. И. Барсукова,
канд. социол. наук, доцент В. А. Ивашова
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
Стр.2
Практикум
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Социология коммуникации как специальная отрасль
социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Основные понятия социологии коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Категории доминант социологии коммуникации . . . . . . . . . . . . . 15
4. Истоки теории социальной коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
5. Принципы изучения социологии коммуникации . . . . . . . . . . . . . . 23
6. Коммуникация как социальная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
7. Виды коммуникативных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
8. Семиотический и лингвистический уровни коммуникации . . . . . 39
9. Особенности паралингвистического, металингвистического,
синтетического уровней коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
10. Типы коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
11. Коммуникативная личность и межличностная коммуникация . . 62
12. Методология и методы изучения коммуникативных процессов . 69
13. Гносеологический и методологический аспект социальной
коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14. Глобализация коммуникативных процессов в современном
обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15. Проблемы коммуникативных процессов в современном
обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
16. Роль и функции массовой коммуникации в современном
обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
71
79
81
86
17. Структурные элементы массовой коммуникации . . . . . . . . . . . 90
18. Массовая коммуникация и политическое манипулирование . . 92
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3
Стр.3
Социология коммуникации
Предисловие
Развитие любого государства можно рассматривать как процесс
взаимодействия с глобальным мировым пространством.
В жизни каждого человека наблюдаются процессы общения и коммуникации
играют чрезвычайно важную роль. Поэтому коммуникация
как таковая привлекает внимание специалистов различных
областей знания: философии, психологии, социологии, культурологии,
лингвистики и др. Именно общение во всех своих формах
наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Социология коммуникации – отрасль социологии, занимающаяся
исследованием роли и места коммуникации в обществе,
а также воздействием, которое она оказывает на сознание и поведение
индивидов. В настоящее время социология коммуникации
является одним из актуальных междисциплинарных предметов
для изучения.
В связи с актуальностью изучения «Социология коммуникации»
как учебная дисциплина включена в образовательные
программы высшего образования по направлению подготовки
39.03.01 Социология.
Цель изучения дисциплины – формирование набора общекультурных
и профессиональных компетенций будущего бакалавра
по направлению подготовки 39.03.01 Социология.
Задачи дисциплины:
– познакомить с основными теоретическими понятиями, используемыми
в социологии коммуникаций;
– научиться проводить исследования коммуникативных процессов
в глобальном информационном обществе;
– познакомить с основными методами исследования коммуникативных
процессов и освоить практические навыки коммуникативного
менеджмента.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального
цикла. Ее освоение происходит в 5 семестре.
При изучении дисциплины студентам следует опираться
прежде всего на знания, полученные в курсах «Конфликтология»,
«Социолингвистика», «Основы социологии», «Социология маркетинга
и рекламы», «Современные социологические теории»,
«Социология репрезентаций» и на имеющийся социальный опыт.
4
Стр.4
Практикум
Содержание курса является базовым для изучения таких
дисциплин, как «Массовая коммуникация и общество», «Социология
репрезентаций», «Социология культуры», «Социология
новых медиа», «Социологическая инструментализация современных
медиа», «Политическая социология», кроме того знание
основ социологии коммуникации необходимо для прохождения
технологической, педагогической и научно-исследовательской
практики.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
«Социология коммуникации»:
– ПК-3 – владение профессиональной научной терминологией;
– ПК-4 – знание и умение использования методов эмпирических
исследований;
– ПК-6 – способность разрабатывать предложения и рекомендации
с целью решения социальных, социально-экономических
и социально-политических проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
– знать закономерности функционирования коммуникативных
систем и объективные тенденции их развития;
– уметь исследовать проблемы социального взаимодействия
и предлагать рекомендации по их разрешению;
– владеть анализом современной информационной политики.
Материально-техническое обеспечение курса – мультимедийное
оборудование. Форма промежуточной аттестации – экзамен.
5
Стр.5