МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Под редакцией В. Н. Грузкова
Направление подготовки
51.04.01 Культурология
Профиль подготовки «Прикладная культурология»
Квалификация выпускника – магистр
Ставрополь
2017
1
Стр.1
УДК 00: 316.7: 351.85 (075.8)
ББК 71.4(2) я73
П 76
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р филос. наук, профессор И.С. Бакланов,
председатель Общественного совета при Министерстве культуры
Ставропольского края В.М. Лычагин
П 76 Приоритетные направления государственной культурной
политики Российской Федерации: учебное пособие /
[С.Т. Баранов, В.В. Василенко и др.]; под ред. В.Н. Грузкова.
– Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 169 с.
Пособие представляет курс лекций, подготовленный в соответствии
с ФГОС для магистров по направлению подготовки
51.04.01 Культурология. В нем изложены приоритетные направления
государственной культурной политики, особенности проектирования
и реализации региональной культурной политики в Российской
Федерации.
Предназначено для магистров и преподавателей, студентов
и работников культуры, а также всех тех, кто интересуется проблемами
культуры и культурной политики.
УДК 00: 316.7: 351.85 (075.8)
ББК 71.4(2) я73
Авторский коллектив:
С. Т. Баранов (5); В. В. Василенко (1), совм. с В. Л. Нестеровой (9);
Л. В. Ванян (13); Ж. В. Гречкина совм. с М. Н. Овчелуповой (4, 11);
В. Н. Грузков (2), совм. с В.Л. Нестеровой – предисловие;
Г. И. Малявина (10, 14); В.Л. Нестерова (8); Д. В. Пикалов (7, 12);
О.Н. Пикалова (6); Ю. А. Прокопенко (3)
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Культура олицетворяет собой исторически сложившуюся деятельность
человека и является специфическим способом познания
и освоения мира со своими традициями и нравственными установлениями.
Культура – как социальный феномен, охватывает настоящее
и прошлое, и будущее. Прошлая культура в своих лучших
образцах является непреходящей ценностью для ныне живущих
личностей, передающих свои идеи и плоды своего творчества будущим
поколениям. В этой связи, культура характеризует человека
не просто как индивида, а как социальное существо в потоке
истории. Весь путь исторического развития человека есть путь
усложнения и совершенствования его культуры, освоения новых
методов ее возвышения. Отсюда, когда говорим о культурной политике
в системах государственной и собственно образовательной
деятельности, то речь идет, прежде всего, об изучении во всех
сферах обучения и воспитания студентов, сущности культуры, ее
содержания, направлений и способов ее освоения и развития на
уровнях общества и личности.
Цель пособия – познакомить магистров с приоритетными
направлениями государственной культурной политики Российской
Федерации.
Задачи:
- изучить основные константы культурной политики, принципы
и методы государственного управления в сфере культуры;
- выработать у магистров систему представлений о сфере
национальных интересов в области культуры, механизмах формирования,
обсуждения и коррекции сложившихся доктрин и политических
регулятивах;
- раскрыть и изучить особенности функционирования законодательной
и исполнительной ветвей культурной политики, международных
и внутрироссийских организаций, выступающих в качестве
субъектов формирования и реализации политики в области
культуры.
Материал пособия призван сформировать у магистров следующие
компетенции:
ПК-15 – готовность к разработке и реализации направлений
государственной культурной политики, связанной с сохранением и
3
Стр.3
освоением художественно-культурного, культурно-исторического
и природного наследия;
ПК-16 – способность к созданию и реализации социальнокультурных
программ в системе массовых коммуникаций.
В результате освоения дисциплины магистр должен:
знать:
- основные положения и содержание «Основ государственной
культурной политики Российской Федерации»;
- приоритетные направления государственной культурной политики
Российской Федерации;
уметь:
- использовать положения и категории аксиологии для оценки и
анализа социокультурных тенденций, фактов и явлений культуры;
- проводить критический анализ и интерпретацию культурных
форм, процессов и практик на основе утвержденной концепции
государственной культурной политики;
- разрабатывать нормативные методические документы в области
социокультурной деятельности;
- реализовывать государственную культурную политику по
приоритетным направлениям;
владеть:
- принципами рационального осмысления процессов и тенденций
развития современной культуры;
- теоретическими подходами и приемами разработки культурной
политики.
4
Стр.4
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗДЕЛ I
1. Принципы, цели и задачи государственной
культурной политики
План лекции
1. Условия и процесс формирования новой государственной культурной
политики России.
2. Цели и задачи государственной культурной политики в РФ.
1. Условия и процесс формирования новой государственной
культурной политики России
Отвечая на глобальные изменения, связанные с дегуманизацией
современного общества, Россия, как и все цивилизованные
страны, стремится сохранить созданную многими поколениями
уникальную национальную культуру. Перед государством стоят
задачи создания условий для творческой самореализации всех российских
граждан, проживающих в разных регионах странны, формирования
современной доступной культурной среды, соответствующей
достижениям современной цивилизации, открывающей
перспективы развития для каждого человека. Эти базовые, конституционно
закрепленные принципы, составляют ядро модели современной
государственной культурной политики в России (См.
лекцию 1 «Культурная политика как объект теоретических исследований.
Понятия, принципы и модели культурной политики»).
В дореволюционной России и в СССР культурная политика не
имела статуса самостоятельного направления в общей политике
государства. Культурные задачи решались в соответствии со стратегиями
социально-экономического и политического развития
страны, т.е. культура была инструментом политики.
В постперестроечный период культурная политика развивалась в
русле процессов либерализации и демократизации политики и экономики.
И если в советский период, культура являлась сферой политической
идеологии, то в условиях рыночных отношений, культура
превращается в сферу услуг. На смену пришла модель, которую
А. Визанд определял как рыночно-ориентированную типологическая
модель. Стихийно формирующуюся культурную жизнь тех лет, поль5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………….
РАЗДЕЛ I. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Принципы, цели и задачи государственной культурной
политики …………………………………………………………….
2. Ценности и культура. Ценностные приоритеты культурной
политики …………………………………………………………….
3. Государственная политика и культурное наследие ……….
4. Современная инфраструктура поддержки и развития
чтения ……………………………………………………………….
5. Гуманитарные приоритеты в культурной политике ………
6. Духовно-нравственные основы в формировании культуры
информационной среды ……………………………………………
8. Кадры в сфере культуры …………………………………….
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ
9. Понятие, цели, задачи и механизмы региональной
культурной политики ………………………………………………
10. Региональная культурная политика и особенности ее
проведения ………………………………………………………….
11. Современные технологии и актуальные практики по
продвижению книги и чтения в регионе ………………………….
12. Формирование этнокультурных и этноконфессинальных
народной культуры …………………………………………………
14. Региональные стратегии социокультурного
проектирования …………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………
Литература и Интернет-источники …………………………….
Сведения об авторах ……………………………………………
168
98
компетенций в молодежной среде Северного Кавказа ………….
13. Региональная культурная политика в сфере традиционной
104
113
128
139
147
154
155
167
5
14
30
55
68
личности ……………………………………………………………..
7. Культурная политика в области формирования
76
84
90
3
Стр.168