МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направления подготовки:
51.03.03 Социально-культурная деятельность,
51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
Профили подготовки:
«Социально-культурные технологии в индустрии досуга»,
«Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»
Бакалавриат
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 00:316.7:351.85(075.8)
ББК 71.4(2) я73
О 75
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты
д-р филос. наук, профессор И. С. Бакланов,
председатель Общественного совета
при Министерстве культуры Ставропольского края
В. М. Лычагин
О 75 Основы культурной политики: учебное пособие / С. Т. Баранов,
В. В. Василенко и др.; под ред. проф. В. Н. Грузкова. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 198 с.
Пособие представляет курс лекций и подготовлено в соответствии с ФГОС
подготовки бакалавров по направлениям подготовки 51.03.03 Социально-культурная
деятельность и 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, предусматривающим
изучение дисциплины «Основы культурной политики». В нем
рассматриваются основные понятия и сущность культурной политики, приоритетные
направления государственной культурной политики в Российской Федерации,
их особенности проектирования и реализации региональной культурной
политики в Российской Федерации.
Предназначено для студентов и преподавателей, специалистов и работников
культуры, а также всех тех, кто интересуется проблемами развития культуры и
культурной политики.
УДК 00:316.7:351.85(075.8)
ББК 71.4(2) я73
Авторы
С. Т. Баранов – лекция 9; В. В. Василенко – лекции 1, 2, 3, 4, 5
(совм. с В. Л. Нестеровой), 13; Л. В. Ванян – лекция 17;
Ж. В. Гречкина – лекции 8, 15 (совм. с М. Н. Овчелуповой);
В. Н. Грузков – лекция 6, введение (совм. с В. Л. Нестеровой);
Г. И. Малявина – лекция 14, 18; В. Л. Нестерова – лекция 12;
Д. В. Пикалов – лекции 11, 16; О. Н. Пикалова – лекция 10;
Ю. А. Прокопенко – лекция 7
©ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
2
Стр.2
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Понятие культурной политике, ее основных принципов .
2. Модели культурной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Основные субъекты культурной политики . . . . . . . . . . . .
4. Социальные механизмы и технологии культурной
политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Принципы, цели и задачи государственной культурной
политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Ценности и культура. Ценностные приоритеты
культурной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Государственная политика и культурное наследие . . . . .
8. Современная инфраструктура поддержки и развития
чтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Гуманитарные приоритеты в культурной политике . . . . .
10. Духовно-нравственные основы формирования
культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11. Культурная политика в области формирования
информационной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12. Кадры в сфере культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13. Понятие, цели, задачи и механизмы региональной
культурной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
14. Региональная культурная политика и особенности
ее проведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
15. Современные технологии и актуальные практики
по продвижению книги и чтения в регионе . . . . . . . . . . . . .
16. Формирование этнокультурных и этноконфессинальных
компетенций в молодежной среде Северного Кавказа . . . .
3
5
7
18
24
32
39
49
67
92
106
115
123
129
137
143
152
168
ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
Стр.3
17. Региональная культурная политика в сфере
традиционной народной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18. Региональные стратегии социокультурного
проектирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
179
187
195
196
ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
4
Стр.4
Культура включает в себя всю совокупность материальных и
духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении
своей истории. Она изначально связана с определенным типом деятельности,
при котором значение имеет не только то, что сделано,
а как именно сделано, зачем и с какой целью. Культура олицетворяет
собой исторически сложившуюся деятельность человека и
является специфическим способом познания и освоения мира со
своими традициями и нравственными установлениями. Культура –
как социальный феномен, охватывает настоящее и прошлое, и будущее.
Прошлая культура в своих лучших образцах является непреходящей
ценностью для ныне живущих личностей, передающих
свои идеи и плоды своего творчества будущим поколениям.
В этой связи, культура характеризует человека не просто как индивида,
а как социальное существо в потоке истории. Весь путь исторического
развития человека есть путь усложнения и совершенствования
его культуры, освоения новых методов ее возвышения.
Отсюда, когда говорим о культурной политике в системах
государственной и собственно образовательной деятельности, то
речь идет, прежде всего, об изучении во всех сферах обучения и
воспитания студентов, сущности культуры, ее содержания,
направлений и способов ее освоения и развития на уровнях общества
и личности. И этот процесс представляет не улицу с односторонним
движением – от общества и государства к личности; в нем
должен принимать самое активное и целенаправленное участие
сам человек. А тем более будущие специалисты с высшим образованием,
кто призван по социальному и гражданскому долгу стать
профессионалом высокой культуры.
Цель учебного пособия – сформировать у студентов понимание
и сущности культурной политики, ее основных констант
реализации и направлении.
Задачи учебного пособия:
– изучить круг проблем, связанных с пониманием и особенностями
формирования культурной политики, принципами и методами
государственного и общественного управления в сфере культуры;
– выработать у студентов систему представлений об особенностях
проявления национальных черт в сфере культуры, механизмах
формирования и коррекции сложившихся здесь традиций;
5
ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
Стр.5
– сформировать у обучаемых четкое понимание о политических
регулятивах, законодательной и исполнительной ветвях культурной
политики, международных и внутрироссийских организациях,
выступающих в качестве субъектов влияния на формирование
и реализацию политики в области культуры.
Материал учебного пособия призван сформировать у студентов
следующие компетенции:
1. Для направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная
деятельность, профиль – социально-культурные технологии в
индустрии досуга:
ПК-1 способностью эффективно реализовывать актуальные
задачи государственной культурной политики в процессе организации
социально-культурной деятельности.
1. Для направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная
деятельность, профиль менеджмент библиотечноинформационной
деятельности:
ОПК – 3 готовностью использовать нормативные правовые
акты в своей профессиональной деятельности;
ПК – 21 готовностью к участию в реализации комплексных
инновационных проектов и программ развития библиотечноинформационной
деятельности;
ПК – 28 готовностью к реализации библиотечных программ в
соответствии с приоритетами государственной культурной политики.
Дисциплина относится к общекультурологическому и социально-культурному
циклу. Она взаимосвязана с такими дисциплинами
как «Правовая культура, «Правовые основы индустрии досуга»,
и «Законодательство Российской Федерации в сфере культуры».
В результате освоения дисциплины «Основы культурной политики»
студент должен:
Знать: основы культурной политики в Российской Федерации
и особенности проведения на уровне региона.
Уметь: проектировать и разрабатывать программы культурного
развития в контексте федеральной и региональной культурной
политики.
Владеть: методами и приемами организации социальнокультурной
деятельности учреждений культуры; методами разработки
и реализации социально-культурных программ и технологий.
ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
6
Стр.6