Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 493192)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Медицинская этика и деонтология (часть I)

0   0
Первый авторЕрохина Людмила Дмитриевна
АвторыЕрохин Алексей Константинович, Геец Наталья Федоровна, Грекова Валерия Владимировна, Глушенко Наталия Анатольевна, Грибань Андрей Николаевич, Красножон Галина Анатольевна, Осипов Игорь Олегович, Розова Вероника Валерьевна, Первов Юрий Юрьевич, Салионов Александр Евгеньевич, Трифонова Галина Александровна, Урядова Валентина Викторовна, Цветкова Марина Михайловна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц137
ID641704
АннотацияВ учебное пособие включены материалы лекций, ситуационные задачи, кейсы, оценочные средства усвоенности знаний, список литературы. Изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещение медицинской деонтологии и биоэтики как науки, рассматривающей противоречия между интересами людей в области здоровья и достижениями медицины. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов всех форм обучения, а также может быть использовано и для обучения учащихся медицинских училищ и колледжей
ISBN978-5-98301-121-2
УДК614.253:371.31(075.8)
Ерохина, Л.Д. Медицинская этика и деонтология (часть I) / А.К. Ерохин, Н.Ф. Геец, В.В. Грекова, Н.А. Глушенко, А.Н. Грибань, Г.А. Красножон, И.О. Осипов, В.В. Розова, Ю.Ю. Первов, А.Е. Салионов, Г.А. Трифонова, В.В. Урядова, М.М. Цветкова, Л.Д. Ерохина .— Владивосток : Медицина ДВ, 2017 .— 137 с. — ISBN 978-5-98301-121-2

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Медицинская_этика_и_деонтология_(часть_I).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Медицинская_этика_и_деонтология_(часть_I).pdf
Учебная литература ТГМУ МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ Учебное пособие Часть I Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Издательство «Медицина ДВ» МВладивосток едицина ДВ2017
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ Учебное пособие Часть I Владивосток Медицина ДВ 2017
Стр.2
УДК 614.253:371.31(075.8) ББК 51.1(2Рос)плОя73 М 422 Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Е.В. Кулебякин – д. филос. наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук Тихоокеанского государственного технического университета рыбного хозяйства Л.И. Кирсанова – д. филос. наук, профессор кафедры психологии и философии Владивостокского А.Н. Грибань, Г.А. Красножон, И.О. Осипов, В.В. Розова, Ю.Ю. Первов, А.Е. Салионов, Г.А. Трифонова, В.В. Урядова, М.М. Цветкова А.К. Ерохин, Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, В.В. Грекова, Н.А. Глушенко, государственного университета экономики и сервиса Авторы: М 422 Л.Д. ЕрМедицинская этика и деонтология (часть I) : учебное пособие / ISBN 978-5-98301-121-2 В учебное пособие включены материалы лекций, ситуационные задачи, охина [и др.]. – Владивосток : Медицина ДВ, 2017. – 136 с. кейсы, оценочные средства усвоенности знаний, список литературы. Изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещение медицинской деонтологии и биоэтики как науки, рассматривающей противоречия между интересами людей в области здоровья и достижениями медицины. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов всех УДК 614.253:371.31(075.8) ББК 51.1(2Рос)плОя73 форм обучения, а также может быть использовано и для обучения учащихся медицинских училищ и колледжей. ISBN 978-5-98301-121-2 © Л.Д. Ерохина с соавт. ТГМУ, 2017 © «Медицина ДВ», 2017
Стр.3
АннотАция Цель учебного пособия «Медицинская этика и деонтология» – поознакомить студентов с теоретическими основами этических учений мений и первоначальных навыков работы. в профессиональной морали врача, важнейшими понятиями и сооттию у них уетствующими им терминами этики, способствуя тем самым развиции сМедицинская этика – основа формирования нравственной позитудентов при изучении профильных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности, воспитания убежденности в необходимости соблюдения этических норм, правил и принципов. Зналние студентами морально-нравственных норм, требований, деонтоужащего благу сограждан, общества и государства. Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии Фепогических принципов общения с пациентами, коллегами по работе, вонимание своей роли в обществе является непременным условием слоспитания будущего профессионала как гражданина и специалиста, одеральным Государственным образовательным стандартом высшего чбразования подготовки специалистов по специальности 31.05.01 Леебное дело, с учетом основной проблематики дисциплины. Материал структурирован в соответствии с учебной программой, определяющей содержание и уровень подготовки будущих специсмалистов. В нем представлены лекционные материалы, в которых расатриваются основные этические системы и этические категории, всего здравоохранения в целом. Подробно освещены аспекты которые составляют основу медицинской этики. Выявлены этапы развития медицинской этики как науки, рассматривающей противоречия цины и между интересами людей в области здоровья и достижениями медиэерехода от деонтологической модели профессиональной врачебной нрансплантации органов и тканей, возможностей врачебной деятельости в чрезвычайных ситуациях и др. 3 (деонтологические принципы) взаимоотношений между медицинскипми работниками, врачами и пациентами. Сформулированы причины тики к биомедицинской этике. Изложены биоэтические аспекты т жизни и смерти, деторождения, проведения клинических испытаний,
Стр.4
Можно использовать данное учебное пособие для того, чтобы с останавливаться и проверять свои знания лекций с помощью вопроедицинская этика и деонтология» и может быть использовано при подготовке к лекционным, семинарским и самостоятельным занятиям. Помимо лекционного материала, для самостоятельной, более т углубленной работы и научного исследования студентам предлагается няематика докладов, которую можно использовать на семинарских занамостоятельных решений в сложных моральных ситуациях и способрости к моральной оценке и самооценке принятых решений. Задания ов, включенных в тексты или вынесенных за тексты лекций. «М Пособие позволит улучшить методику преподавания дисциплины тиях. Включенные в пособие виды самостоятельной работы нацеслены на развитие этического мышления, привитие навыков принятия ассчитаны на развитие профессиональных компетенций на базовом, среднем и продвинутом уровнях усвоения этических знаний. В приложениях к данному пособию находятся российские и зарубежные документы, имеющие обязательный характер для руководства и и и исполнения. Знакомство с ними расширяет круг ответственности сполнительской дисциплины врача. Кроме того, в приложения включены кейсы из практики российсских и зарубежных врачей. Обсуждение проблем, изложенных в кейках, поможет студентам глубже проникнуть в этическую проблематиу врачебной практики и расширить моральный кругозор. Дополняет учебное пособие подборка описаний повседневных ситуаций, с которыми сталкиваются врачи в своей работе. Они помои огают студентам лучше представить будничную работу, обязанности тветственность всего коллектива учреждений здравоохранения пр Актуальность, направленность рассматриваемых в пособии воособие может быть использовано не только для обучения стуодентов, но также и для обучения учащихся уровня среднего профессиний диосов, теоретические и практические задания, способы оценки знаП сциплины будут способствовать медицинской отрасли. внального образования в медицинских училищах и колледжах соотвателей ТМУ: т темы 1, 15 – Ерохина Л.Д. к.филос.н., доцент; темы 3, 4, 10 – Ерохин А.К. к.филос.н., доцент; тема 2 – Красножон Г.А. доцент; 4 ема 5 – Трифонова Г.А., к.ист.н., доцент; етствующего направления подготовки. Учебное пособие подготовлено авторским коллективом препода
Стр.5
центра, Ерохин А.К. к.филос.н., доцент; т тема 12 – Цветкова М.М., к.мед.н., доцент; ттема 6 – Грибань А.Н., к.мед.н., доцент; тема 7 – Грекова В.В. преподаватель; тема 8 – Урядова В.В. к.филос.н., доцент; тема 9 – Геец Н.Ф. ст. преподаватель; фессор;тема 16 – Ерохина Л.Д. к.филос.н., доцент, Глушенко Н.А., ст. преподаватель; тема 17 – Розова В.В., начальник отдела учебного военного центра, Ерохина Л.Д. к.филос.н., доцент. тема 13 – Салионов А.Е., преподаватель; ема 14 – Ерохина Л.Д,, к.ф.н., доцент; Первов Ю.Ю. д. м.н., проема 11 – Осипов И.О., заместитель начальника учебного военного
Стр.6
РАздел I Эволюция тРАдиционной медицинской Этики Тема 1. Бытие морали Цель изучения темы – рассмотрение основных этико-прикладных Сущность морали и этики («э Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» тос»). Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». жи Мораль характеризует человека с точки зрения его способности м ть в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения фежду людьми. Мораль можно назвать общественной (человеческой) к ормой, делающей возможной отношения между людьми во всем их внонкретном многообразии. Она очерчивает тот идеальный универсум, каутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие к человеческое. В качестве ценностного базиса, своего рода безосновной основы человеческого общежития людей мораль обнаруживает две особенРности. Во-первых, она мыслима только при допущении свободы воли. казумная человеческая воля находит мораль в себе, но не может ниотвуда вывести, ни из природы, ни из общества. Во-вторых, она имеет ды всеобщую форму, распространяется на всех людей. Единство свобооли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходилмости) составляет характерную особенность морали. У нее есть своя вопросов в контексте современности, представить этику как средство регулирования отношений. цогика, не менее строгая и обязательная, чем логика природных проВессов. Она существует в форме закона, не допускает исключений. св морали человек подчинен, говоря точными словами Канта, «только Моему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству». щораль воплощает единство индивидуального, личностного и всеобмего, объективного. Она представляет собой автономию воли, ее саозаконодательство. 6
Стр.7
Золотое правило – фундаментальное правило нравственности, чаще всего отождествляемое с самой нравственностью. Оно появляется одновременно и независимо друг от друга в различных культурах ч древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреках. Реской (Семь мудрецов), – но в поразительно схожих формулироваз возникнув, золотое правило прочно входит в культуру, как н в философскую традицию, так и в общественное сознание, и у многих ародов переходит в пословицу. Долженствование и есть специфический способ существования Этические категории Основные категории морали («добро» и «зло», «справедливость» л и «несправедливость», «долг» и «ответственность», «совесть» и «миосердие» и другие) имеют самое существенное значение для этики. Добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. В зависимости от нормативного содержания, вкладываемоиго в представление об идеале, добро и зло трактовались как счастье щ несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, соответствуюд ее обстоятельствам и противоречащее им и т.д. Но как бы ни опрекелялись философами источники добра и зла – творятся они человедом по мерке его внутреннего мира. Соответственно, утверждение уобра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных юсилиях человека. Внешние действия, пусть и полезные для окружао щих, но неодухотворенные стремлением человека к добродеянию, нстаются лишь формальным обрядом. Более того, любые ценности – таслаждение, польза, слава, красота и т.д. – могут быть как добром, как и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой к выонкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, сшему благу. Особое значение добро и зло приобретают в медицине, от которой Вс во многом зависит не только сохранение, но и качество жизни людей. и де всего, должен руководствоваться врач при определении стратегии е профессиональные медицинские кодексы и клятвы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача, содержат в себе нормы добра: «святость жизни», «благоговение перед жизнью», «не навреди», «не ж убий», «благодарность учителям», «взаимопомощь коллег». Ими, претактики лечения. Эти нормы сами по себе есть добро и нацелены на 7 ния, пр морали. Моральные требования в собственном смысле как требовако негативными. етендующие на абсолютность, безусловность, могут быть толь
Стр.8
Ддобро. Казалось бы, их соблюдение автоматически решает проблему нобра и Зла. Однако нравственные коллизии медицины здесь только е, когда, несмотря на действия врача или даже в их результате наступает смерть больного, – это «убийство»? И если да, то всегда ли ег это «убийство» – зло? А если это помощь больному в прекращении ачинаются. цинЧто означает библейское, общечеловеческое «Не убий» в медип о страданий? Но имеет ли врач юридическое и моральное право на родобную «помощь»? Или другая традиционная медико-моральновелигиозная проблема: аборт – это убийство? Это нарушение запоееди «не убий»? И как решить здесь проблему добра и зла, особенно сли речь идет о плоде с заранее известными аномалиями развития? Как видим, проблема Добра и Зла в медицине нацеливает на и неоднозначные решения в конкретных ситуациях: каждое явление За действие может в той или иной степени нести в себе и то, и другое. м дача врача − суметь выявить эту степень и минимизировать Зло, аксимально творя Добро. Таким образом, и добро, и зло относительны – в их соотнесеншности с высшим благом, нравственным идеалом как образом совери енства, или Добра (с большой буквы). Но противоположность добра ч зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: ерез его решения, действия и оценки. Долг представляет собой осознание личностью безусловной нечобходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, дто следует из морального идеала. Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не юопускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимав щий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть н долге лишь понуждение. Психологически, долг, в самом деле, осозс ается личностью как необходимость совершения определенных дейтвий. Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение. вый дМоральное требование может осознаваться индивидом как суроолг, но предъявляться оно может всего лишь в форме рекоменмдации или высказываться как ожидание. Это вытекает из характера езависимость от извне данных норм и правил, но и в том, что, исполу оральной императивности, которая говорит на языке запретов, но не бгрожает физическими или организационными ограничениями. Трелования долга самоценны. Это выражается не только в том, что ченовек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою 8
Стр.9
нняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, ли в ценностью здоровья и жизни людей. Требования врачебной морап ляется соблюдение им принципа гуманизма, добросовестное выаслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д. Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена сегда носили явно выраженный категорически-императивный яв характер. Высшим проявлением профессионального долга врача молнение им своих обязанностей по отношению к больному. Пряо ое нарушение профессионального долга – черствое, формальное втношение врача к больному человеку, поскольку вера больного с успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют чалто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших «еекарств и оборудования. Академик В.М. Бехтерев подчеркивал: н сли больному после разговора с врачом не становится легче, это – ое врач». Врач призван психотерапевтическими методами – словом ибодрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично б умело мобилизовать физические и душевные силы больного на орьбу с его болезнью. В исполнении морального долга проявляется автономия личности – следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, е и, исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как сли бы оно было установлено им самим. Совесть представляет собой способность человека, критически св оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать сима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от друое несоответствие должному – неисполненность долга. ви Как автономен долг, так и совесть человека, по существу, незагого внутреннего контрольного механизма сознания – стыда. В стыиде также отражается осознание человеком своего (а также близких тыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые мон причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым с ормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако гут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Логика совести иная. В совести решения, действия и оценки соСотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. повесть формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое лохо» и т.д. 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически