Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 483632)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Фармацевтическая биоэтика

0   0
Первый авторЕрохина Людмила Дмитриевна
АвторыЕрохин Алексей Константинович, Трифонова Галина Александровна, Некрасова Елена Викторовна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц353
ID641703
АннотацияВ учебное пособие включены краткие материалы лекций, варианты самостоятельной работы, ситуационные задачи, кейсы – оценочные средства усвоенности знаний, список литературы. Компактное изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещение медицинской и фармацевтической биоэтики как науки, рассматривающей противоречия между интересами людей в области здоровья и достижениями медицины, фармации и всего здравоохранения в целом. Освещены этические принципы взаимоотношений между фармацевтическими работниками и пациентами. Изложены биомедицинские аспекты производства и продвижения лекарственных средств. Учебное пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета всех форм обучения, а также может быть использовано и для учащихся медицинских училищ и колледжей, обучающихся по специальности Фармация.
ISBN978-5-98301-120-5
УДК614.253:371.31(075.8)
Ерохина, Л.Д. Фармацевтическая биоэтика / А.К. Ерохин, Г.А. Трифонова, Е.В. Некрасова, Л.Д. Ерохина .— Владивосток : Медицина ДВ, 2017 .— 353 с. — ISBN 978-5-98301-120-5

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Фармацевтическая_биоэтика_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Фармацевтическая_биоэтика_.pdf
Учебная литература ТГМУ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА Учебное пособие Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Издательство «Медицина ДВ» МВладивосток едицина ДВ2017
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА Учебное пособие ра Рекомендовано к изданию ФГАУ Федерального института Рзвития образования Министерства образования и науки оссийской Федерации №01-00-11/319 от 25.04.2017 года Владивосток Медицина ДВ 2017
Стр.2
УДК 614.253:371.31(075.8) ББК 51.1(2Рос)плОя73 Ф 247 Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Е.В. Кулебякин – д.ф.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Е.В. Хожаенко – д.б.н., доцент кафедры фармации Дальневосточного Федерального университета А.К. Ерохин, Л.Д. Ерохина, Г.А. Трифонова, Е.В. Некрасова Авторы: Ф 247 Л.Д.Фармацевтическая биоэтика : учебное пособие / А.К. Ерохин, Ерохина, Г.А. Трифонова и др. – Владивосток : Медицина ДВ, 2017. – 352 с. ISBN 978-5-98301-120-5 В учебное пособие включены краткие материалы лекций, варианты самостоятельной работы, ситуационные задачи, кейсы – оценочные средства усвоенности знаний, список литературы. Компактное изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих задач: освещение медицинской и фармацевтической биоэтики как науки, рассматривающей противоречия между интересами людей в области здоровья и достижениями медицины, фармации и всего здравоохранения в целом. Освещены этические принципы взаимоотношений между фармацевтическими работниками и пациентами. Изложены биомедицинские аспекты производства и продвижения лекарственных средств. Учебное пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета всех форм обучения, а также может быть использовано и для учащихся медицинских училищ и колледжей, обучающихся по специальности Фармация. УДК 614.253:371.31(075.8) ББК 51.1(2Рос)плОя73 ISBN 978-5-98301-120-5 © А.К. Ерохин с соавт. ТГМУ, 2017 © «Медицина ДВ», 2017
Стр.3
АннотАция Фармацевтическая биоэтика – основа формирования нравственнной позиции студентов при изучении профильных дисциплин и дальание студентами морально-нравственных норм, требований, деонщего на благо сограждан, общества и государства. Но моральное знание формируется не в закрытой среде. Вот почеморальными, правовыми, социальными и экологическими провейшей профессиональной деятельности, воспитания убежденности Зн необходимости соблюдения этических норм, правил и принципов. тологических принципов общения с пациентами, врачами, коллегами по работе, понимание своей роли в обществе – непременное условие жа воспитания будущего провизора как гражданина и специалиста, слуны сму этические вопросы фармацевтического работника всегда сопряжеблемами, возникающими: • при создании, клинических испытаниях, регистрации, контроле качества, производстве, доведении до потребителя ных т и использовании лекарственных препаратов, других аптеч• при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг, с целью защиты здоровья населения и отдельных лиц, качества н их жизни, физической и психической неприкосновенности личоваров; • при устранении противоречий между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья и достижениями биологии, гу медицины и фармации, которые прямо или опосредованно моости, человеческого достоинства; вых проэтика вводит студентов в практическое поле этико-правоБи т нанести ущерб здоровью и качеству жизни. облем, с которыми сталкиваются работники здравоохранения в своей профессиональной деятельности. ми Цель учебного пособия «Фармацевтическая биоэтика» – познакомения и первоначальные навыки работы. ф ть студентов с теоретическими основами этических учений о проняессиональной морали провизора и фармацевта, важнейшими поу тиями и соответствующими им терминами этики, развить у них 3
Стр.4
Данное пособие призвано сформировать у студентов гуманистическое мировоззрение, чувство социальной ответственности, высоукий уровень нравственной и профессиональной культуры, глубокую прбежденность в необходимости строгого соблюдения этических норм, ственным образовательным стандартом высшего образования по авил и принципов в практической деятельности провизоров. дар Учебное пособие составлено в соответствии с Федеральным Госуованном виде вопросы фармацевтической биоэтики как самостоспециальности Фармация с учетом основной проблематики дисцизирплины. Это одно из немногих пособий, представляющих в систематиятельного вида дисциплины под общим названием «Биомедицинская этика».Настоящее пособие структурировано согласно учебной програмлиме, определяющей содержание и уровень подготовки будущих специатуационные задачи, кейсы, список основной и дополнительной листов. В нем размещены лекционные материалы, планы семинарских си занятий, контрольные вопросы, тестовые задания, тематика докладов, тературы, вопросы к зачету, приложение. В приложении представлены российские и зарубежные нормативно-правовые документы, и регулирующие фармацевтическую деятельность, ответы на тестовые оварь терминов. Это пособие поможет студентам в подготовке к семинарским занятиям и в самостоятельной работе. «Фармацевтическая биоэтика» п даст возможность преподавателям совершенствовать методики преодавания данного предмета. В лекционных материалах рассматриваются основные этические системы и категории, которые составляют основу фармацевтической ск этики. Обозначены этапы развития медицинской и фармацевтичет ой биоэтики как науки, рассматривающей противоречия между инмересами людей в области здоровья и достижениями медицины, фар(дации и всего здравоохранения в целом. Подробно освещены аспекты ч еонтологические принципы) взаимоотношений между фармацевтичины пескими работниками, врачами и пациентами. Сформулированы приерехода от деонтологической модели фармацевтической этики с к биомедицинской этике. Изложены биоэтические аспекты производитва, продвижения, проблемы фальсификации лекарственных средств т система их сертификации. Обращается внимание на права потребивелей при выборе лекарственных средств и возможности их защиты 4 случае неэтичного или недобросовестного отношения к потребитесл ситуационные задания, алгоритм выполнения кейсов и их анализ,
Стр.5
лям со стороны работников аптечных учреждений, а также в случаях нанесения вреда их здоровью. зн Можно использовать данное учебное пособие для проверки своих аний лекций с помощью вопросов, включенных в тексты или вынесенных за тексты лекций. Помимо лекционного материала, для самостоятельной, более т углубленной работы и научного исследования студентам предлагается тиях.ематика докладов, которую можно обсуждать на семинарских занянтоятельных решений в сложных ситуациях и способности к моральрой оценке и самооценке принятых решений. Задания рассчитаны на двиназвитие профессиональных компетенций на базовом, среднем и проВ прутом уровнях усвоения этических знаний. иложениях к данному пособию находятся российские и заруВключенные в пособие виды самостоятельной работы нацелены с на развитие этического мышления, привитие навыков принятия самобежные документы, обязательные для руководства и исполнения. Знакомство с ними расширяет круг ответственности и исполнительской дисциплины провизоров и фармацевтов. сий Кроме того, в приложения включены кейсы из практики роспр ских и зарубежных фармацевтических компаний. Рассмотрение облем, изложенных в кейсах, поможет студентам глубже вникнуть в этическую проблематику фармацевтической практики и расширить моральный кругозор. Дополняет учебное пособие подборка описаний повседневных ситуаций, с которыми сталкиваются работники аптечных организаций с в своей деятельности. Эта подборка помогает студентам лучше предлтавить будничную работу, обязанности и ответственность всего колний диосов, теоретические и практические задания, способы оценки знатрасли.Пособие может быть использовано не только для обучения стуектива сотрудников аптек. пр Актуальность, направленность рассматриваемых в пособии восциплины будут способствовать интересу и желанию студентов о погрузиться в сложный мир повседневной жизни фармацевтической одентов, но также и для учащихся уровня среднего профессионального нбразования в медицинских училищах и колледжах соответствующего 6, 9, 10 – Некрасова Е.В. оцент; темы 5, 7, 12 – Трифонова Г.А., к.и.н., доцент; темы 5 аправления подготовки. Л.Д., к.ф.н., дТемы 1, 3, 8 – Ерохин А.К., к.ф.н., доцент; темы 2, 4, 11, 13 – Ерохина
Стр.6
РАздел I ВВедение В дисциплину Цель занятия – разъяснить условия и требования к работе на лекциях и семинарах. Главной целью изучения биоэтики является формирование этицинодержание моральных проблем, возникающих в современной медиганизациями деклараций и этических кодексов, а также прического сознания будущего фармацевтического работника. На семиснарских занятиях необходимо решать следующие задачи: определять е и фармации, раскрывать пути их решения на основе принятых скими ор международными и отечественными медицинскими и фармацевтичев нвлекать законодательство, регулирующее практику здравоохранения тература по курсу биоэтики, разъясняется методика проведения ашей стране. ли Студентам рекомендуется основная и дополнительная учебная семинарских занятий, самостоятельной работы с источниками, документами по этическим проблемам современной медицины. Преподаватель раскрывает содержание учебного курса, формы текущего контроля, межсессионного компьютерного контент-контросля, зачета по предмету, рассказывает об организации научной работы тудентов. Подготовка к занятию должна включать в себя пять основных этаоторый позволяет быстро составить общее представление об изтия, кпов. В начале необходимо изучить свой конспект лекций по теме заняучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие Эт параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. д о углубит и расширит знания. Надо помнить, что лекция и учебник нополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к экзамеуу, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого нужно прочитать иказанные в данном пособии термины (основные понятия) к темам д дать устно, а еще лучше письменно, определения этих понятий. Стутентам рекомендуется вести свой индивидуальный словарь этических 6 ерминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий – значит уже в главном ориентироваться в содержании данной дисциплины. На следующем этапе
Стр.7
тиработы студент должен прочитать вопросы для самоконтроля и отвеэ ть самому себе на них, то же самое сделать и с упражнениями. На нтом этапе необходимо использовать рекомендуемую дополнительмую литературу, а в случае необходимости – и основную. Все это поожет прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Он может пользоваться конспектом, учебником о и дополнительной литературой. Вопросы, которые при изучении темы удет происходить в процессе семинарского занятия. Темы для дискуссии истались неясными и собственные ответы на них, следует записать чи в начале семинарского занятия задать преподавателю, чтобы полуб ть на них краткие ответы. Детальное рассмотрение всех вопросов 1. В чем состоят моральные и нравственные обязанности по отношению к самому себе? 2. Какие моральные заповеди должен соблюдать человек на необитаемом острове? Проблемные задания, упражнения и комментарии Задание 1. Провести исследование. Вам предлагается перечень б качеств личности: аккуратность, агрессивность, альтруистичность, сдительность, беззаботность, бережливость, беспечность, благородтво, боязливость, вежливость, верность, внушаемость, восприимкнестокость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, замн утость, запальчивость, застенчивость, злопамятность, избалованкрость, инициативность, искренность, капризность, кокетливость, лиитичность, легковерие, леность, лживость, любознательность, медтельность, меркантильность, мечтательность, мобильность, мстичивость, пессимизм, педантизм, подлость, покорность, простозывбаяние, обидчивость, образованность, оптимизм, осторожность, отчивость, вспыльчивость, глупость, гордость, грубость, деловитость, ж дисциплинированность, доброта, душевность, ехидность, жадность, тельность, надежность, настойчивость, невежественность, нежность, о непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, та, принципиальность, подозрительность, пытливость, развязность, сд раздражительность, рассудочность, решительность, самолюбивость, ость, уверенность, увлекаемость, упрямство, усердие, уступчивость, ержанность, скромность, смелость, справедливость, стыдливость, с суетливость, суеверность, твердость, терпеливость, трудолюбие, тру7
Стр.8
чформализм, хитрость, холодность, целеустремленность, циничность, Нми, по вашему мнению, должен обладать провизор-профессионал. еловечность, чуткость, щедрость, энтузиазм, эгоизм. Запишите в один столбец те из перечисленных качеств, которын едостающие, но желательные качества допишите сами. Очередс ость перечисленных качеств личности профессионала установите ка учетом их важности и значимости. Во второй столбец выпишите ей нчества личности современной молодежи и выявите, каких качеств е хватает. Проанализируйте полученные результаты и предлочжите пути совершенствования профессиональных и личностных каеств молодежи. Задание 2. Заполните краткий опросник Всемирной организации здоровья (ВОЗ) для оценки качества жизни, который находится т в Приложении №5 к данному пособию. Следуя инструкциям, подсчиеством собственной жизни. html?mode=tag:farmacevt) Один день провизора (Источник: http://fishki.net/1899733-farmacevt-odin-obychnyj-den. Семь часов сорок пять минут. Открываю аптеку, захожу, свет еще чайте баллы по оценочной шкале и определите удовлетворенность каКейсы не включаю, переодеваюсь. Следом за мной дверь уже брякает звоночком – кто-то решил н посетить аптеку чуть свет, хотя режим работы крупным шрифтом чаписан при входе. В зале еще темно, но по окошечку уже долбят вем-то: «Есть тут кто? Аууу! Девушка!» – слышу я женский голос. Отс ечаю, что аптека открывается в 8.00, и я скоро подойду. Стягиваю в себя сапоги, верхнюю одежду, надеваю любимый халат. Женщина ся темноте у окошечка требует срочно продать ей бахилы, подавая тычную купюру… Так начинается обычный день в аптеке. Бабушки одна за другой заходят в торговый зал. У них в руках ренцепты на бесплатные медикаменты от государства, которые реализует осила ее другое… *** аша аптека. пр – А что здесь выписано? От чего это мне выписали? Вот врач! Я же 8
Стр.9
Ещ– А что сзади рецепта нужно написать? Номер удостоверения? А дату какую ставить, сегодняшнюю? Или когда я паспорт получил?– А на какой стороне рецепта все это писать? Я писать не умею, напишите мне. Нет, совсем не умею. Нет, и цифе что? А? Еще и подпись…? Кошмар! –– А что такое подпись? Это роспись что-ли? ры не смогу переписать… ин – Скажите, а бесплатные таблетки у вас есть? Есть да? Давайте мне дапа упаковки три. Что, рецепт? Какой еще рецепт?? бр – У вас бесплатные лекарства есть? Отлично. Я когда-то у вас уже выала, посмотрите. Ну как что смотреть? Мою фамилию, я уже брала, мндайте мне еще раз. Что?? Это каждый раз рецепт нужен?? Да зачем е это надо! Еще бесплатные называются! Ужас! да? Мн– Как это нет экватора (кватора)? Как кончился!? Вы издеваетесь, е помирать что-ли? Закончился? Да он, поди, у вас есть, вы просто не хотите его давать? – Закончился индап бесплатный? Так-так… а платный, значит, есть! Ну, все мне с вами ясно, торгаши! *** Среди получающих бесплатные медикаменты через одного-двух ны подходят также и обычные клиенты, желающие что-то купить. Дотоше бабушки и дедушки особо активны до обеденного времени, идут один за другим. – Доча, посмотри, мне врач вот что написала, купить это нужно. упаковка.– А сколько там таблеточек? –– Там тридцать. – А пластинок там сколько? ла в наличии сейчас нет, есть аспирин-кардио, он стоит 960 рублей Ты скажи сначала, сколько стоит, а то вдруг денег не хватит. ни – У вас выписан кардиомагнил или аспирин-кардио. Кардиомаг– Три пластинки, по 10 таблеток. – А пластинка сколько тогда стоит? – 320 рублей 960 рублей. – 30.– А сколько во всей упаковке таблеточек? – И сколько говоришь, стоит? 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически