ББК 75.717.5
П30
Рецензенты:
Гилёв Г.А., заслуженный работник физической культуры РФ, почетный
работник высшего профессионального образования, д.п.н., профессор
Качкуркин В.Н., заслуженный тренер СССР и России, главный тренер
сборной СССР на ОИ в Сеуле (1988 г.) и России (2002–2004 гг.)
Петрова Н.Л., Баранов В.А.
П30
Плавание. Начальное обучение с видеокурсом. – М.: Человек,
2013. – 148 с., ил.
ISBN 978-5-906131-07-2
Это не первая совместная книга авторов, в которой описана разработанная
ими методика начального обучения детей спортивным способам плавания. Главным
дополнением в ней является Видеокурс, который в определенной последовательности,
пошагово показывает простые упражнения, с помощью которых достигается
желаемый результат. Занимаясь с детьми, начиная с двухлетнего возраста,
можно научить их правильно плавать в дошкольном возрасте. В то время, как в
спортивные секции детей у нас принимают только с семилетнего возраста.
Это практическое пособие, впервые в России, издано в печатно-электронном
виде, и позволяет в динамике видеть весь процесс обучения. Без излишней
теории и потерь времени на занятия на суше. Авторы дают исчерпывающие рекомендации
по массажу и гимнастике для детей грудничкового возраста, подробно
излагают упражнения для освоения навыков привыкания к воде, задержке
дыхания и ныряния, техники плавания в бассейне и в открытом водоеме.
Книга рассчитана на широкую аудиторию и будет полезна, как тренерам
и инструкторам, так и родителям, желающим самостоятельно учить плаванию
своих детей.
ББК 75.717.5
ISBN 978-5-906131-07-2
© Петрова Н.Л., Баранов В.А., 2013
© Издательство «Человек»,
издание, оформление, 2013
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ....................................................................................................................3
Предисловие ..............................................................................................................5
Уважаемые родители будущих пловцов и пловчих! .................................................5
Так плавать или купаться? ........................................................................................7
ЧАСТЬ 1.
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКУ ДЕРЖАТЬСЯ НА ВОДЕ .........................................................8
Плавать или играть в воде?........................................................................................8
Начните с плавания ...................................................................................................9
Основные способы плавания ..................................................................................10
Кроль на груди .........................................................................................................10
Кроль на спине ........................................................................................................10
Дельфин ...................................................................................................................11
Брасс .......................................................................................................................12
Куда и к кому пойти учиться ...................................................................................12
Оснащенность бассейна оборудованием и инвентарем ........................................13
Преимущества и недостатки малогабаритных бассейнов .....................................16
Правила поведения и безопасности на занятиях ...................................................17
Выход из «водного тупика» .....................................................................................19
Общая методика начального обучения детей плаванию в малогабаритных
бассейнах .................................................................................................................21
I. Упражнения, подводящие к плаванию, в домашних условиях ..........................21
II. Упражнения, подводящие к плаванию в «лягушатнике» в ластах ...................21
III. Упражнения на закрепление техники плавания и выработку скоростной
выносливости ..........................................................................................................22
IV. Комплексное плавание......................................................................................24
О вреде «поплавков» и «звездочек» .........................................................................24
Подготовка к первому уроку ...................................................................................24
После суши – начало в душе ...................................................................................26
Ветер в тазике. Вдох-выдох («ветер») .....................................................................27
«Вдох – выдох» в воду. «Пузыри» ...........................................................................28
Подгонка очков .......................................................................................................29
Погружение лица в воду ..........................................................................................29
Обучение детей нырянию .......................................................................................30
ЧАСТЬ 2.
ОБУЧЕНИЕ СПОРТИВНЫМ СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ .......................................33
Первый этап обучения ............................................................................................33
Разминка на суше ....................................................................................................33
Первые шаги в бассейне ..........................................................................................37
Выдох в воду в движении ........................................................................................38
Гребки руками кролем с плавательной доской ......................................................40
145
Стр.146
Плавание на ногах без доски ...................................................................................41
Кроль: Гребки руками .............................................................................................42
Обучение плаванию на спине с плавательной доской ...........................................43
Плавание на спине без помощи рук .......................................................................44
Упражнение на ногах дельфином ...........................................................................45
Второй этап обучения .............................................................................................46
Кроль на груди .........................................................................................................46
Упражнения для освоения кроля на груди .............................................................46
Упражнения для освоения кроля на спине ............................................................51
Упражнения для освоения способа дельфин .........................................................53
Упражнения для освоения плавания брассом .......................................................55
Брасс: движение только с помощью рук ................................................................57
Брасс на ногах без доски .........................................................................................58
Брасс в полной координации ..................................................................................58
Спортивные тренировки детей, научившихся плавать .........................................60
Совет тренерам и инструкторам .............................................................................64
Сравнительная таблица ...........................................................................................65
Начало занятий в большом бассейне .....................................................................66
Руководство процессом обучения .........................................................................67
Тренер и его команды..............................................................................................67
Психофизическая природа организма ребенка .....................................................69
Физически развитые дети .......................................................................................70
Дети с характером ....................................................................................................71
Роль соревновательных заплывов на тренировках ................................................72
Роль тренера-воспитателя .......................................................................................73
Кто вы, детский тренер? ..........................................................................................74
Без игрушек не обойтись! ........................................................................................76
По окончании занятия ............................................................................................77
Последнее упражнение – горка ..............................................................................78
ЧАСТЬ 3.
УРОКИ ПЛАВАНИЯ НА ОТКРЫТЫХ ВОДОЕМАХ С РОДИТЕЛЯМИ.................82
Первые гребки .........................................................................................................87
Дельфин. Первые шаги. ..........................................................................................89
Плавание на ногах на спине ....................................................................................89
На спине в полной координации ............................................................................91
Дыхание при плавании кролем ...............................................................................92
Брасс .......................................................................................................................95
Дельфин в полной координации ............................................................................96
Испытания малой и большой водой .......................................................................97
Опасности «матрасного плавания» ...................................................................... 101
Как выжить в открытом море на надувном матрасе ............................................ 105
ЧАСТЬ 4.
МАССАЖ, ГИМНАСТИКА И КУПАНИЕ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА ......... 107
Предисловие .......................................................................................................... 107
Особенности детского организма ребенка в возрасте до одного месяца ............ 107
Массаж и гимнастика грудничков ........................................................................ 109
146
Стр.147
Поглаживание ........................................................................................................ 110
Особенности детского организма ребенка в возрасте до одного года ................ 112
Массаж и гимнастика детей старше 1,5 месяцев ................................................. 113
Водоподготовка ..................................................................................................... 115
Приспособления и принадлежности .................................................................... 115
Разминочная гимнастика ...................................................................................... 115
Советы перед купанием ........................................................................................ 116
Первые этапы привыкания к воде ........................................................................ 116
Подготовка к окунанию и нырянию. Брызги в лицо ........................................... 119
Окунание и ныряние в ванне ................................................................................ 120
Обучение грудничков нырянию в бассейне ......................................................... 122
Как обучить ребенка 4–6 месяцев нырянию ....................................................... 123
Вспомогательная гимнастика на суше .................................................................125
Купание годовалых детей ...................................................................................... 126
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 133
Ответы на вопросы родителей .............................................................................. 133
Проведение соревнований дошкольников .......................................................... 137
Правила проведения соревнований по плаванию среди дошкольных
учреждений на первенство Северо-Западного административного округа
г. Москвы ............................................................................................................... 139
Правила проведения соревнований по плаванию на первенство
города (области) .................................................................................................... 142
Литература ............................................................................................................. 144
147
Стр.148