Министерство образования и науки РФ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. Маймонида
Факультет мировой музыкальной культуры
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ
ИСКУССТВО
И МУЗЫКОВЕДЕНИЕ
ПАРАЛЛЕЛИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Под общей и научной редакцией
академика В. Р. ИРИНОЙ
Москва
2010
Стр.2
ББК 49.5
И88
Печатается по решению Ученого Совета ГКА им.Маймонида
Под общей и научной редакцией академика В. Р. Ириной
Редакционный совет
Доцент Г.Р.Консон
Профессор Я.И.Сушкова-Ирина
Доцент А.М.Федорова-Гальберштам
Автор проекта и редактор-составитель
кандидат искусствоведения, доцент Г.Р. Консон
Редактор А.М.Рябуха
Техническое редактирование и компьютерная верстка И.В.Филимонов
И88
Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия:
Сборник статей по материалам Международной научной конференции 6–9 апреля
2009 года – М.: Человек, 2010. – 744 с.
ISBN 978-5-904885-06-9
Сборник включает в себя статьи участников Международной научной конференции «Исполнительское
искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия», состоявшейся 6–9 апреля 2009
года в Государственной классической академии им. Маймонида. В книге рассматривается широкий
круг вопросов по проблемам истории и теории исполнительского искусства, музыкознания, эстетики,
психологии, педагогики, профессиологии, медицины, акустики, информатики. Издание адресовано
музыкантам-исполнителям, педагогам и студентам высших и средних учебных заведений.
ББК 49.5
Подписано в печать 29.04.2010 г.
Формат 60х90/16. Гарнитура «Times New Roman». Бумага офсетная.
Печать офсетная, Усл. печ. л. 46,5. Тираж 1000 экз. Изд. №100
Заказ №
Издательство «Человек»
117218, Москва, а/я 111
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленного электронного макета
в ОАО «Правда Севера»
163002, г. Архангельск, пр. Новгородский, 32
ISBN 978-5-904885-06-9
© ГКА им. Маймонида, текст, 2010
© «Человек», издание, 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Приветствие к участникам конференции ...................................... 11
Предисловие к изданию ........................................................................ 13
I. ИНТЕГРАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
И МУЗЫКОВЕДЕНИЯ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА.
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
И.А.Истомин
О РОЛИ И МЕСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТАИСПОЛНИТЕЛЯ .................... 15
С.А.Петухова
НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МУЗЫКАНТОВИСПОЛНИТЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ,
ПРОТИВОРЕЧИЯ, ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ................................ 35
М.С.СкребковаФилатова
С.С.СКРЕБКОВ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОМПОЗИТОРСКОГО
И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ....................................... 46
З.Б.Карташева
В.Д.КОНЕН: МУЗЫКОВЕД
И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ........................................... 55
II. ИСТОРИОГРАФИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА.
ЭПОХА, СТИЛЬ, ЖАНР, ЛИЧНОСТЬ
О.В.Зубова
К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
МОНОДИЧЕСКИХ ЛАУД .................................................................... 61
С.А.Козлыкина
ИНТАБУЛЯЦИЯ «ANCIDETEMI PUR» ИЗ «ВТОРОЙ
КНИГИ ТОККАТ» ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ:
РИТОРИЧЕСКИЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КАК КЛЮЧ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТРАКТОВКЕ...................... 70
И.В.Алексеева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СОЛИРОВАНИЯ
В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ АНСАМБЛЕВОЙ МУЗЫКЕ
БАРОККО НА ПРИМЕРЕ БАССООСТИНАТНЫХ ЖАНРОВ ...... 81
3
Стр.4
Ф.Б.Ситдикова
О ВЛИЯНИИ ПРЕЛЮДИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ
СОЛЬНОГО СКРИПИЧНОГО ТЕКСТА БАРОККО ........................ 94
К.Н.Репина
О НЕКОТОРЫХ СВОЙСТВАХ СТАРИННОГО УРТЕКСТА
НА ПРИМЕРЕ КЛАВИРНЫХ СОНАТ
ДОМЕНИКО СКАРЛАТТИ .................................................................. 104
Е.В.Гордеева
СЮЖЕТНОСИТУАТИВНЫЙ ЗНАК «АНСАМБЛЯ СОЛИСТОВ»
И ЕГО ЛЕКСИКОГРАФИЯ В КЛАВИРНЫХ СОЧИНЕНИЯХ
И.С.БАХА ................................................................................................ 114
А.И.Асфандьярова
ПАСТОРАЛЬ ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТ Й.ГАЙДНА ................... 122
А.И.Демченко
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОНБАРТОЛЬДИ:
ТРАЕКТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ
(К 200ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) .............................................. 129
А.А.Бибикова
РЕДАКЦИИ ДУХОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
АНТОНА БРУКНЕРА И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ
НА ПРИМЕРЕ МЕССЫ CDUR «WINDHAAGER». ......................... 141
В.В.Замятин, Г.Р.Консон
КЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
В ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ ВТОРОГО ПЛАНА ОПЕРЫ ГЕРШВИНА
«ПОРГИ И БЕСС». К 75ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ................................. 153
В.О.Петров
СЛОВО В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
МАУРИСИО КАГЕЛЯ ........................................................................... 163
М.В.Воинова
ОРГАННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВТОРОГО АВАНГАРДА:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
К ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМАТИКИ ФОРМ ........................................... 179
А.В.Котиков
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ДЖАЗОВОЙ ФЛЕЙТЫ .............. 190
В.Н.Юнусова
КОНЦЕПЦИЯ ЗВУКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
В МУЗЫКАЛЬНОМ АВАНГАРДЕ АЗИИ ........................................... 199
С.М.СелимКабаева
РОЛЬ КАИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В СТАНОВЛЕНИИ
ЕГИПЕТСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ ХХ СТОЛЕТИЯ ...... 210
4
Стр.5
Ло Майшо
КИТАЙСКИЙ КОМПОЗИТОР ЧЖУ ЦЗЯНЭР (1922–)
И ЕГО СИМФОНИИ............................................................................. 222
А.С.Алпатова
ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ
В ТРАКТОВКЕ КОМПОЗИТОРААВАНГАРДИСТА
НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ТАН ДУНА ......................................... 232
И.А.Немировская
«ДЕДУШКА РУССКОЙ ОПЕРЫ» –
ОСИП АФАНАСЬЕВИЧ ПЕТРОВ ....................................................... 243
Р.А.Маслов
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
МОСКОВСКОЙ КЛАРНЕТНОЙ ШКОЛЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РОЗАНОВА ........................................................ 250
В.Г.Актисов
КВАРТЕТ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ САКСОФОНОВ BDUR
А.К.ГЛАЗУНОВА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ...... 266
Н.П.Ручкина
Е.А.БЕКМАНЩЕРБИНА.
ЭСКИЗЫ К ПОРТРЕТУ ПИАНИСТКИ............................................. 278
Б.З.АльКашеф
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖАНРА КАМЕРНО
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СОНАТЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
МУЗЫКЕ КОНЦА ХХ — НАЧАЛА ХХI ВЕКА ................................... 287
А.Н.Резник
СОНАТА №1 ИГОРЯ РЕХИНА В КОНТЕКСТЕ
ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КОМПОЗИТОРА ............................... 291
Н.Ю.Филатова
ЛИТУРГИЧНОСТЬ КАК ФАБУЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
КАМЕРНАЯ КАНТАТА №6 «ЛИТУРГИЧЕСКОЕ
ПЕСНОПЕНИЕ» ЮРИЯ БУЦКО ........................................................ 294
С.С.Севастьянова
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ ОПЕРА ................................................ 304
III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
И ИНТЕРПРЕТОЛОГИЯ
А.А.Амрахова
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД
К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ........................ 318
5
Стр.6
И.С.Стогний
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ –
ИДЕЯ, НЕОБХОДИМОСТЬ, НЕИЗБЕЖНОСТЬ .............................. 328
С.Я.Вартанов
О РОЛИ КОНТРАСТОВ
В ФОРТЕПИАННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ........................................ 340
О.Л.Берак
РИТМИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА
В РАКУРСЕ СОЛЬФЕДЖИСТА .......................................................... 354
Е.В.Круглова
К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИЯХ И СОВРЕМЕННЫХ
ТЕНДЕНЦИЯХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭПОХИ БАРОККО .................... 363
Т.А.Гордон
ИНТЕРПРЕТАЦИИ «МАДРИГАЛЬНЫХ» МЕСС ПАЛЕСТРИНЫ .... 376
Т.В.Николаева
ПАССАКАЛИЯ И ФУГА CMOLL И.С.БАХА:
К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЖАНРА..................................... 384
Ю.А.Монастыршина
ОРКЕСТРОВЫЕ И ОПЕРНЫЕ АССОЦИАЦИИ
В ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТАХ МОЦАРТА И БЕТХОВЕНА.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ............................................... 393
В.Н.Холопова
ВЛАДИМИР СПИВАКОВ –
ИНТЕРПРЕТАТОР СИМФОНИЙ ГУСТАВА МАЛЕРА .................. 410
Е.М.Тараканова
МУЗЫКАЛЬНАЯ «КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ»:
ВЗГЛЯД НА НОВУЮ ВЕНСКУЮ ШКОЛУ.
СИСТЕМА КОММУНИКАТИВНЫХ ТРИАД................................... 417
Е.А.Канакина
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КОМПОЗИТОРСКОГО
СТИЛЯ АНТОНА ВЕБЕРНА: «ДИАЛОГИ С ПРОШЛЫМ» ............. 424
С.И.Хватова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
И ДИНАМИКА КЛИРОСНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
В БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.................................................... 433
А.А.Штром
ОСМЫСЛЕНИЕ АВТОРСКОГО ТЕКСТА
КАК КЛЮЧ К ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
РОМАНСОВ Н.МЕТНЕРА. .................................................................. 445
6
Стр.7
Т.Е.Щикунова
ДИАЛОГ ИНТЕРПРЕТАТОРОВ:
ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ И АРТУР РУБИНШТЕЙН ...................... 455
Г.Р.Консон
ИССЛЕДОВАНИЯ Л.МАЗЕЛЯ ТВОРЧЕСТВА ШОСТАКОВИЧА:
ПАНОРАМА НАУЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА ................................................................ 463
О.В.Синельникова
ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ РОДИОНА ЩЕДРИНА
И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ..... 481
А.В.Буданов
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ .............................. 499
В.И.Лисовой
ОРКЕСТРОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФОРТЕПИАННОГО
ЦИКЛА «ГВАТЕМАЛА» РИКАРДО КАСТИЛЬО:
О ЗВУКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ.................................................................................. 511
А.В. Свиридова
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗОВ
ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ В ВОКАЛЬНЫХ ЦИКЛАХ
М. ИППОЛИТОВАИВАНОВА И И. АРСЕЕВА ................................ 519
IV. ЭВОЛЮЦИЯ
НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ
ИСКУССТВЕ
Г.Р.Консон
СИСТЕМА СКРИПИЧНОЙ ИГРЫ АЛЬБЕРТА МАРКОВА
В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО
ИСКУССТВА .......................................................................................... 531
V. ПСИХОЛОГИЯ,
МУЗЫКОЗНАНИЕ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО
ИСКУССТВА
Г.К.Тарасова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО МУЗЫКАНТА
В РАКУРСЕ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОГО
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ................................................. 540
7
Стр.8
Е.В.Буренкова
ТЕЛЕСНОСТЬ КАК ОВЕЩЕСТВЛЕННАЯ
ОПОРА ДВИЖЕНИЯ И ЗВУЧАНИЯ
В СОЗВУЧИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА................... 550
Г.Н.Бескровная
ПРОЦЕССЫ ДИНАМИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ..... 560
Е.А.Сивухина
МНОГОГРАННОСТЬ КАТЕГОРИИ «ВКУС» .................................... 571
Д.М.Григорьева, А.М.ФедороваГальберштам
МНОГОЛИКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ СТРЕСС.
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ............................................................................... 578
В.И.Мациевская
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛКАХ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ
МУЗЫКАНТОВ ...................................................................................... 586
Л.А.Аметова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТТЕРАПИИ.............................................. 596
Д.А.Дятлов
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
МУЗЫКАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ............. 608
А.В.Торопова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО НТОНИРОВАНИЯ:
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ .......... 618
О.М.Базанова
ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОЗРАСТА,
ПОЛА И НЕЙРОГУМОРАЛЬНОГО СТАТУСА
НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
МУЗЫКАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ........ 628
Е.М.Мерная, О.М.Базанова
РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКАНТОВИСПОЛНИТЕЛЕЙ........................ 653
О.В.Муратова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ИГРОВОГО АППАРАТА
МУЗЫКАНТОВИСПОЛНИТЕЛЕЙ .................................................. 666
Т.С.Князева
О МЕТОДЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
И АУТЕНТИЧНЫЙ СМЫСЛ ............................................................... 675
8
Стр.9
Т.В.Львова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ
В МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПРИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ ......... 686
VI. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИННОВАЦИИ
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В.П.Рыжов, Ю.В.Рыжов
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО АНАЛИЗА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ ИСПОЛНЕНИЯ ........ 692
В.В.Громадин
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА:
ИСПОЛНЕНИЕ НЕИСПОЛНИМОГО............................................... 703
А.В.Бакаев
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ВОКАЛЬНОЙ РЕЧИ
КАК НЕСТАЦИОНАРНОГО СЛУЧАЙНОГО ПРОЦЕССА
В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛИСТОВ ...................................... 712
С.А.ФилатовБекман
О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ
КОМПЬЮТЕРНОМУЗЫКАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ......... 726
С.П.Полозов
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НАПИСАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА .......................................................... 737
9
Стр.10