Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт визуальных искусств
Кафедра декоративно-прикладного искусства
О. А. Беляева
Е. А. Животов
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БЕРЕСТЫ
Учебное наглядное пособие
Направления подготовки:
54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы», профиль «Художественная керамика»
51.03.02 «Народная художественная культура»,
профиль «Руководство студией
декоративно-прикладного творчества»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Форма обучения:
очная, заочная
Кемерово 2017
1
Стр.1
УДК 745(075.8)
ББК 85.12я73
Б43
Утверждено на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства КемГИК
09.12.2016 г., протокол № 5.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
института визуальных искусств КемГИК 18.05.2017 г., протокол № 4.
Рецензенты:
В. И. Беляев, заведующий кафедрой ДПИ ИСТР института искусств
Новосибирского государственного педагогического университета,
профессор, член Союза художников РФ;
Л. В. Миненко, кандидат культурологии, доцент кафедры ДПИ
Кемеровского государственного института культуры
Беляева, О. А., Животов, Е. А.
Б43
Художественная обработка бересты [Текст]: учебное наглядное пособие
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 54.03.02 «Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы», профиль «Художественная
керамика», 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство
студией декоративно-прикладного творчества» / авт.-сост.: О. А. Беляева,
Е. А. Животов. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – 81 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0401-4
Учебное наглядное пособие включает теоретические, практические и наглядные материалы
по техникам и технологиям, применяемым в обработке бересты; особенностям композиционного решения
в изделиях из бересты. В качестве наглядных материалов представлены работы народных мастеров
Кузбасса и обучающихся по направлениям подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы», профиль «Художественная керамика»; «Народная художественная культура»,
профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», в КемГИК. Пособие предназначено
для изучения курса «Художественная обработка бересты» и может быть использовано
по курсу «Художественная обработка дерева».
УДК 745(075.8)
ББК 85.12я73
ISBN 978-5-8154-0401-4
2
© О. А. Беляева, Е. А. Животов, 2017
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2017
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Традиционное декоративно-прикладное искусство во все исторические периоды
связано с предметной средой, окружающей человека. Народное искусство, будучи синтезом
материальной и духовной культуры, материализует в предметах быта традиции и
мировоззрение этноса, соединяет в процессе производства изделий ремесло с художественным
творчеством.
Традиции – это исторически сложившийся комплекс знаний (обычаев, обрядов,
норм поведения, ценностей и т. п.), передаваемых из поколения в поколение и сохраняющихся
в обществе в течение длительного времени. Следовательно, понятие «художественные
традиции» включает совокупность художественно-выразительных
средств (сюжетный, композиционный и колористический строй с технологическими
особенностями), отражающих историю и эстетические нормы, свойственные определенной
этнической группе.
В России народное декоративно-прикладное искусство бытует, главным образом,
в художественных промыслах и ремеслах, возникновение и формирование которых
связано с имеющимся в достаточном количестве сырья и рыночным спросом.
У разных народов отдельные ремесла вышли за рамки домашних и стали развиваться
как художественные промыслы.
В настоящем пособии содержится материал о развитии берестяного промысла,
получившего широкое развитие в лесных областях России (Вологодской, Олонецкой,
Владимирской, Вятской, Архангельской, Нижегородской губерниях, на Урале и в Сибири).
Береста здесь рассматривалась как доступный поделочный материал с массой
достоинств и выразительных средств для творчества. Современные художественные
изделия из бересты стали достойным продолжением искусства мастеров прошлого.
Курс «Художественная обработка бересты» включен в образовательные программы
по направлениям подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы», профиль «Художественная керамика», и «Народная художественная культура»,
профиль ‹‹Руководство студией декоративно-прикладного творчества», с целью
формирования системы знаний, умений и навыков художественной обработки бересты
в синтезе идеи и композиционных средств ее выражения. В ходе освоения курса практические
задания последовательно усложняются от выполнения утилитарных предметов
до создания объемно-пространственных композиций.
Цель учебного наглядного пособия – практическое освоение разнообразных художественных
способов и приемов в создании декоративных произведений из бересты.
Пособие будет способствовать формированию компетенций, необходимых
для будущей профессиональной деятельности, таких как:
способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной
информации, приобретению новых знаний с помощью современных
образовательных и информационных технологий;
способность систематизировать подготовительный материал при проектировании
изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
способность содействовать активному распространению в обществе информации
о народной художественной культуре для повышения культурного уровня раз3
Стр.3
личных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и
идеалов, повышения культуры межнационального общения, сохранения этнокультурной
идентичности разных народов;
способность применять методы научных исследований при создании изделий
декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну
собственных концептуальных решений.
В результате изучения теоретического материала и практического освоения
курса обучающийся должен:
знать:
определения основных терминов и понятий по дисциплине «Художественная
обработка бересты»;
виды и свойства материалов, применяемых в обработке бересты;
технологические особенности художественной обработки бересты;
правила подготовки материалов и инструментов к работе;
приемы, правила и средства композиции для воплощения проекта в материале;
уметь:
самостоятельно вести художественно-творческую деятельность в области декоративно-прикладного
искусства и народных промыслов;
решать проектные задачи в разработке изделий;
владеть:
методами анализа художественных произведений декоративно-прикладного
искусства и народных промыслов;
техническими приемами художественной обработки бересты;
основными методами разработки организационно-управленческих проектов и
целевых программ по сохранению и развитию декоративно-прикладного творчества.
Учебное наглядное пособие включает три главы: 1. Техники, применяемые
в обработке бересты, 2. Композиция в художественной обработке бересты, 3. Технология
художественной обработки бересты. Главы содержат теоретические, практические
и учебно-наглядные материалы. Учебно-наглядный материал представлен работами
народных мастеров Кузбасса и обучающихся по направлениям подготовки 54.03.02
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная
керамика», и 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство
студией декоративно-прикладного творчества», в Кемеровском государственном
институте культуры.
Промежуточный контроль по итогам освоения дисциплины «Художественная
обработка бересты» проводится в виде зачетного и экзаменационного просмотров заданий,
выполненных студентами в течение семестра на практических занятиях и самостоятельно.
Для самостоятельной подготовки обучающихся к текущему и промежуточному
контролю в пособие включены параметры и критерии оценки учебно-творческих
работ.
Рекомендуемая литература содержит дополнительную информацию по всем
темам, изложенным в учебном наглядном пособии.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................................... 3
Глава 1. ТЕХНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОБРАБОТКЕ БЕРЕСТЫ
1.1. Учебно-теоретические материалы ................................................................. 6
1.1.1. Плетение из бересты ................................................................................... 6
1.1.2. Тиснение и выскабливание по бересте ........................................................ 6
1.1.3. Прорезная береста ....................................................................................... 7
1.1.4. Роспись по бересте ....................................................................................... 8
Контрольные вопросы и задания ........................................................................... 9
1.2. Учебно-наглядные материалы ........................................................................ 10
Глава 2. КОМПОЗИЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БЕРЕСТЫ
2.1. Учебно-теоретические материалы ................................................................. 32
2.1.1. Композиция, виды композиций..................................................................... 32
2.1.2. Средства композиционного построения .................................................... 33
2.1.3. Художественная малая форма из бересты (основы проектирования) 35
Контрольные вопросы и задания ........................................................................... 37
2.2. Учебно-наглядные материалы ........................................................................ 38
Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БЕРЕСТЫ
3.1. Учебно-практические материалы ................................................................... 44
3.1.1. Фактуры ........................................................................................................ 44
3.1.2. Солонка из бересты ...................................................................................... 44
3.1.3. Лукошко ......................................................................................................... 45
3.1.4. Закладка для книг .......................................................................................... 46
3.1.5. Тиснение по бересте ..................................................................................... 46
3.1.6. Графическая разработка орнаментальной композиции .......................... 47
3.1.7. Клише ............................................................................................................. 47
3.1.8. Тиснение по бересте с помощью клише ...................................................... 48
3.1.9. Туес ................................................................................................................. 48
3.1.10. Стилизация объекта (млекопитающих, птиц или насекомых) ............. 49
3.1.11. Визуальное выражение образа «сказочный герой» ................................. 50
3.2. Учебно-наглядные материалы ....................................................................... 51
Параметры и критерии оценки учебно-творческих работ .................................. 72
Заключение .............................................................................................................. 73
Список литературы ................................................................................................. 74
Глоссарий ................................................................................................................. 77
80
Стр.80