Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611234)
Контекстум

"""Колпачок"""

0   0
Первый авторСмирнов-Сокольский
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID6377
АннотацияО творчестве автора (Кюхельбекер Вильгельм Карлович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Смирнов-Сокольский, Н. """Колпачок""" : Статья / Н. Смирнов-Сокольский .— : [Б.и.], 1983 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6377 (дата обращения: 06.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вслед за нашумевшим альманахом "Полярная звезда", изданным писателями-декабристами А. Бестужевым <...> в Петербурге в 1823--1825 годах, в Москве, почти один за другим, вышли четыре томика нового полужурнала-полуальманаха "Мнемозина" (1824--1825), находившегося в сфере той же декабристской идеологии1. <...> Большую идейную и материальную поддержку издателям оказал А. С. Грибоедов, программным стихотворением которого "Давид" открывается стихотворная часть первого томика "Мнемозины". <...> В альманахе приняли также участие А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Н. Ф. Павлов, Н. А. Полевой, С. П. Шевырев и другие. <...> Николаю Михайловичу Языкову в знак уважения и памяти -- Кюхельбекер" -- написано чернилами на оборотной стороне крышки картонажного издательского переплета первого томика "Мнемозины" из комплекта, находящегося в моей библиотеке. <...> Надо думать, что это было и своего рода "гонораром" за напечатанное Языковым в альманахе стихотворение. <...> Примечательно, что этот комплект альманаха отличается от обычных экземпляров тем, что все четыре томика отпечатаны на лучшей бумаге, переплетены в издательские печатные картонажи, с повторением рисунка фронтисписа, и украшены золотым обрезом. <...> О существовании таких "особых" экземпляров было известно также из приписки к рецензии К. Рылеева <...> Приписка эта говорит: "Подписка на Мнемозину принимается в Москве, в театральной типографии г. Похорского и во всех московских книжных "лавках. <...> Цена за все четыре части на хорошей белой бумаге, напечатанные четкими литерами, с картинками, нотами и виньетами, в красивой картонной обертке и с золотым обрезом 30 рублей, а без золотого обреза -- 25 рублей ассигнациями"2. <...> Несмотря на недолгое существование, "Мнемозина" вызвала живейший интерес и шумную газетно-журнальную полемику. <...> Незначительное число подписчиков на первую часть (157) быстро росло, и перед выпуском второй части Кюхельбекер был вынужден допечатать еще шестьсот экземпляров первой <...>
Колпачок.pdf
Ник. Смирнов-Сокольский "Колпачок" Ник. Смирнов-Сокольский. Рассказы о книгах. Издание пятое М., "Книга", 1983 OCR Бычков М. Н. Вслед за нашумевшим альманахом "Полярная звезда", изданным писателями-декабристами А. Бестужевым и К. Рылеевым в Петербурге в 1823--1825 годах, в Москве, почти один за другим, вышли четыре томика нового полужурнала-полуальманаха "Мнемозина" (1824--1825), находившегося в сфере той же декабристской идеологии1. Издателями "Мнемозины" были поэт-декабрист В. К. Кюхельбекер и В. Ф. Одоевский. Большую идейную и материальную поддержку издателям оказал А. С. Грибоедов, программным стихотворением которого "Давид" открывается стихотворная часть первого томика "Мнемозины". В альманахе приняли также участие А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Н. Ф. Павлов, Н. А. Полевой, С. П.Шевырев и другие. В четвертой книжке появилось стихотворение поэта Н. М. Языкова, тогда еще молодого, но уже признанного выдающимся самим Пушкиным. "Николаю Михайловичу Языкову в знак уважения и памяти -- Кюхельбекер" -- написано чернилами на оборотной стороне крышки картонажного издательского переплета первого томика "Мнемозины" из комплекта, находящегося в моей библиотеке. По-видимому, комплект этот был подарен Языкову Кюхельбекером на память, как одному из участников. Надо думать, что это было и своего рода "гонораром" за напечатанное Языковым в альманахе стихотворение. Примечательно, что этот комплект альманаха отличается от обычных экземпляров тем, что все четыре томика отпечатаны на лучшей бумаге, переплетены в издательские печатные картонажи, с повторением рисунка фронтисписа, и украшены золотым обрезом. О существовании таких "особых" экземпляров было известно также из приписки к рецензии К. Рылеева на "Мнемозину", напечатанной в журнале "Благонамеренный". Приписка эта говорит: "Подписка на Мнемозину принимается в Москве, в театральной типографии г. Похорского и во всех московских книжных "лавках. Цена за все четыре части на хорошей белой бумаге, напечатанные четкими литерами, с картинками, нотами и виньетами, в красивой картонной обертке и с золотым обрезом 30 рублей, а без золотого обреза -- 25 рублей ассигнациями"2. Разумеется, такие экземпляры реже обычных. Несмотря на недолгое существование, "Мнемозина" вызвала живейший интерес и шумную газетно-журнальную полемику. Незначительное число подписчиков на первую часть (157) быстро росло, и перед выпуском второй части Кюхельбекер был вынужден допечатать еще шестьсот экземпляров первой части, а последующие части сразу пускать в машину по тысяче двести экземпляров, по полному "заводу". Для своего времени такой тираж считался немалым. Прогрессивная идеология писателей-декабристов, по разному выраженная в "Полярной звезде" и "Мнемозине", оставила заметный след в журналистике последующих лет. Значительный интерес представляла статья В. К. Кюхельбекера "О направлении в нашей поэзии". В ней он много писал о народной поэзии и рекомендовал обращаться к ней как "к вернейшему и чистейшему источнику для нашей словесности". В числе задач поэта он ставил не любование самим собою, своими скорбями и наслаждениями, а высокие гражданские чувства, призывал поэта быть "мечущим перунов в супостатов". Впрочем, в высказываниях обоих редакторов "Мнемозины" -- В. Кюхельбекера и В. Одоевского -- встречались порой и не очень четкие мысли. Как бы то ни было, впечатление, произведенное "Мнемозиной", было чрезвычайно яркое. Яростные нападки на нее "литературных и ученых староверов" доходили порой до непристойной брани3. Об этом позже вспоминал В. Одоевский: "Я и мои товарищи были в совершенном заблуждении. Мы воображали себя на тонких философских диспутах портика или академии, или, по крайней мере, в гостиной. В самом же деле -- мы были в райке: вокруг пахнет салом и дегтем, говорят о ценах на севрюгу, бранятся, поглаживают нечистую бороду и засучивают рукава. А мы выдумывали вежливые насмешки, остроумные намеки, диалектические тонкости, ищем в Гомере или Вергилии самую жестокую эпиграмму против врагов наших, боимся расшевелить их деликатность... Легко было угадать следствие такого неравного боя"4. Несомненно, что события 14 декабря и одиозность имени В. К. Кюхельбекера как "преступника"
Стр.1