Цель пособия – привлечь внимание читателей, подчеркнуть необходимость изучения такой обширной области человеческих знаний, как цветоведение. <...> Поскольку изучение особенностей восприятия цвета человеком представляет интерес с многих точек зрения, проблема цвета имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение для различных областей человеческой деятельности. <...> Можно сказать, что цветоведение является частью целостной науки о человеке, в основе организации которой лежат принципы системности и комплексности. <...> Конкурсы с присуждением премий «За проектирование цвета» проводятся с целью выявить и поощрить новые возможности цветового проектирования в области архитектуры, дизайна и дидактики (последняя подразумевает теорию цвета – цветовые гаммы и цветовые системы, концепции, методы обучения). <...> К сожалению, в отечественной практике дизайна цветовому проектированию уделяется мало внимания. <...> Таким образом, практика отечественного дизайна не имеет фундаментальных методических пособий по цветовому проектированию. <...> Естествоиспытатели и ученые, их понимание света и цвета В условиях различных цивилизаций и культур проблема значимости цвета рассматривалась как с научной точки зрения, так и с позиции эзотерики. <...> Повелители планет описывались обитающими на Солнце, потому что истинная природа Солнца, будучи аналогична белому свету, содержит семена всех тонов и цветов, возможности которых он проявляет» [43, 296]. <...> Природа цвета Одним из первых мыслителей, пытавшихся теоретически понять вопрос о природе цветов, был прославленный философ и проповедник Эмпедокл (V в. до н. э.), живший в городе Агригенте, на Сицилии. <...> Естествоиспытатели и ученые, их понимание света и цвета тальное) – продукты воображения цветов четырех основных: белого, черного, красного, желтого (желто-зеленого)» (цит. по: [24, 282]). <...> Смешение СВЕТА и ТЬМЫ или белого и черного образует разные цвета. <...> Естествоиспытатели и ученые, их <...>
Основы_цветоведения_и_колористики.pdf
УДК 535.64
ББК 85.14
О 57
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор КГУКиИ Алексеева И. В.;
кандидат искусствоведения, профессор кафедры ИЗО ЮФУ Стасевич В. Н.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
О 57
Омельяненко Е. В.
Цветоведение и колористика: учеб. пособие / Е. В. Омельяненко.
– Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. – 184 с.
ISBN 978-5-9275-0747-4
В учебном пособии рассмотрены различные точки зрения на природу
цвета и его изучение от Платона до наших дней. Читателю предлагается
ознакомиться с физиологией восприятия цвета, с его психологическими характеристиками,
символикой и воздействием на человека.
Серьезное внимание уделено выявлению основных характеристик
цвета, их взаимосвязи с главными принципами построения композиции,
определению колорита; прилагаются примеры выполнения студентами
ХГФ пединститута учебных и творческих заданий. Такое понимание природы
цвета, физиологии восприятия и законов составления цветовых композиций
необходимо начинающему и практикующему художнику для осознанного
подхода к созданию творческих произведений.
Пособие рассчитано на студентов художественно-графических и художественно-промышленных
специальностей и факультетов, учеников художественных
школ, художников, в том числе и начинающих, и всех, кто
неравнодушен к искусству.
ISBN 978-5-9275-0747-4
УДК 535.64
ББК 85.14
© Омельяненко Е. В., 2010
© Южный федеральный университет, 2010
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................. 4
Глава 1. Природа цвета ............................................. 9
1.1. Естествоиспытатели и ученые, их понимание
света и цвета ................................................. 9
1.2. Источники света. Стандарты источников
света ........................................................... 21
1.3. Научное понимание света ............................... 29
1.4. Измерение характеристик цвета ..................... 32
1.5. Воспринимаемый цвет ................................... 35
1.6. Аддитивный и субстрактивный синтез ............ 42
1.7. Физиология восприятия цвета ........................ 44
1.8. Цветовые ряды ............................................. 52
1.9. Цветовой круг .............................................. 55
1.10. Приемы цветовой гармонизации ..................... 56
1.11. Рекомендации по разработке колорита ............ 58
1.12. Оптические свойства вещества ........................ 61
1.13. Органические и неорганические
пигменты и красители ................................... 62
Глава 2. Проблема цвета в историко-культурном
контексте ................................................................. 95
2.1. Цвет как символ различных культур
и народов ..................................................... 95
2.2. Психологическое воздействие цвета .............. 102
2.3. Колористическая теория В. Кандинского
Цвет и символ в творчестве художника ......... 117
Глава 3. Основные принципы построения
композиций ........................................................... 122
3.1. Законы композиции .................................... 122
3.2. Основные приемы и средства композиции ..... 123
180
Стр.180
Заключение ........................................................... 129
Литература ............................................................ 131
Приложение 1. Самостоятельные творческие
задания ................................................................. 135
Приложение 2. Рисунки и иллюстрации ................... 137
Приложение 3. Вопросы и задания к темам ............... 153
Приложение 4. Словарь художественных терминов .... 155
181
Стр.181