8 УДК 81'367 ББК 81.411.2 Т.С. Монина Tamara S. Monina Архетипика русского самосознания в синтаксической структурации односоставных предложений The archetype of the Russian identity in syntactic structural one-composite sentences Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи языка с национальным менталитетом. <...> Языковая картина мира рассматривается сквозь призму синтаксической системы русского языка. <...> Сложная грамматическая семантика односоставных предложений, базирующаяся на двух основных грамматических значениях (номинативном и интерпретационном), имеет ярко выраженный модусный характер. <...> К ярким особенностям языковой картины мира относится репрезентация мысли в синтаксических конструкциях, характерных для данного языка: инвариантная пропозиция в различных языках может быть репрезентирована неизоморфным синтаксическим способом: You sound very attractive (Salinger) – По голосу вы очень милый человек. <...> Специфичность каждого языка кроется в характере отражения внеязыковой действительности. <...> На наш взгляд, наиболее ярко и мощно различие в структурации мира выражено в синтаксисе. <...> Типологическая особенность синтаксической системы русского языка, определенная противопоставленностью двух синтаксических видов предложений (односоставных и двусоставных) предопределяет широчайшие возможности для выражения национального менталитета. <...> Специфика языкового способа структурации мира односоставными предложениями является источником дополнительных сведений об архетипике русского самосознания. <...> В односоставных предложениях, в отличие от двусоставных, предикативность выражена одним компонентом: у глагольных предложений – лексемой с признаковым значением Пою; Холодно, у именных − лексемой с субстанциальным значением Весна. <...> Формальная нерасчлененность логического субъекта и логи_________________________________________________________________________ © Т.С. Монина, 2017 59 Традиционное и актуальное в изучении языковой картины мира ческого предиката в рамках главного члена односоставных <...>