8 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УДК 811.161.1’42 ББК 81 + 82 Л.О. Бутакова Larisa O. Butakova Значимые фрагменты языкового сознания школьников и их смысловые пространства Significant fragments of schoolchildren’s linguage consciousness and their semantic spaces Аннотация: В статье рассматривается смысловой состав семантики языковых знаков, отражающих значимые для современных невзрослых носителей русского языка фрагменты языкового сознания и структуры ментального лексикона. <...> С позиций теории слова как живого знания и методики построения когнитивной структуры ассоциативного поля производится моделирование пересекающихся семантических связей стимулов ВКонтакте, друзья, разговор в ментальном лексиконе школьников. <...> Abstract: The article deals with the semantic composition of the linguistic signs reflecting fragments of language consciousness and the structure of the mental lexicon that are significant for contemporary non-adult Russian speakers. <...> Процессы, происходящие в сознании невзрослых носителей русского языка, могут быть вы___________________________________________________________________________ © Л.О. Бутакова, 2017 341 Образовательные системы и сохранение национальных ценностей явлены путем различных процедур, в частности дискурсивного, когнитивного анализа специально написанных текстов, коммуникативных фрагментов, целостных коммуникативных событий, ежедневной коммуникации в режиме «один речевой день» [Орлова, 2016, с. <...> Не последнее место среди исследовательских методов и методик занимают психолингвистические эксперименты (ассоциативный и семантический), направленные на установление смыслового состава фрагментов ассоциативно-вербальной сети (ментального лексикона), связанных со стимулами, представляющими значимые в ценностном, коммуникативном и прочих аспектах компоненты языкового сознания. <...> Общая стратегия исследования, излагаемого в статье, основана на понимании значения слова как психического феномена, «живого знания», динамической функциональной системы [Залевская, 2005, 2011, 2014]. <...> Теория <...>