Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет» И. Ю. Моисеева РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК ФЕНОМЕН МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Монография Рекомендовано к изданию ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего «Оренбургский государственный университет» образования Оренбург 2017 УДК 81’42 ББК 84.055 М 74 Рецензент – доцент, кандидат филологических наук И.В. Вержинская Моисеева, И. <...> М 74 Русский речевой этикет как феномен межкультурной коммуникации: лингвометодический аспект : монография / И.Ю. Моисеева; Оренбургский гос. ун-т. <...> ISBN 978-5-7410-1645-9 Настоящая монография посвящена теоретическому обоснованию, разработке и верификации модели развития русского речевого этикета у иностранных студентов. <...> В первой главе раскрываются теоретические аспекты понятий «международное образовательное пространство», «лингвокультурная компетенция», «речевой этикет», «методика преподавания русского языка как иностранного». <...> Во второй главе выявляются особенности использования формул русского речевого этикета в устной речи; изучаются перспективы использования принципа контрастивности; выявляются наиболее частотные формулы речевого этикета; описываются особенности каждой формулы речевого этикета; разрабатывается комплекс упражнений, направленных на формирование навыка использования русского речевого этикета в устной речи иностранных студентов. <...> ……………. 9 1.2 Лингвокультурная компетенция как условие успешного межкультурного общения. <...> 55 2.1 Принцип контрастивности в описании реализации формул речевого этикета. <...> 58 2.3 Особенности использования этикетных формул приветствия и знакомства. <...> В данной связи речевой этикет рассматривается как одно из условий успешной социализации иностранного специалиста <...>
Русский_речевой_этикет_как_феномен_межкультурной_коммуникации_лингвометодический_аспект.pdf
УДК 81’42
ББК 84.055
М 74
Рецензент – доцент, кандидат филологических наук И.В. Вержинская
Моисеева, И.Ю.
М 74
Русский речевой этикет как феномен межкультурной
коммуникации: лингвометодический аспект : монография /
И.Ю. Моисеева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2017.
– 117 с.
ISBN 978-5-7410-1645-9
Настоящая монография посвящена теоретическому обоснованию,
разработке и верификации модели развития русского речевого этикета
у иностранных студентов.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты понятий
«международное образовательное пространство», «лингвокультурная
компетенция», «речевой этикет», «методика преподавания русского
языка как иностранного».
Во второй главе выявляются особенности использования формул
русского речевого этикета в устной речи; изучаются перспективы
использования принципа контрастивности; выявляются наиболее
частотные формулы речевого этикета; описываются особенности
каждой формулы речевого этикета; разрабатывается комплекс
упражнений, направленных на формирование навыка использования
русского речевого этикета в устной речи иностранных студентов.
Монография предназначена для лиц, профессионально
занимающихся проблемами лингвистики, межкультурной
коммуникации, лингводидактики, прагмалингвистики. Материалы
монографии могут найти применение при организации аудиторной и
самостоятельной работы студентов бакалавриата, магистратуры и
аспирантуры филологических и лингвистических факультетов
университетов, а также у всех, кто интересуется новыми идеями и
подходами в лингвистике.
УДК 81’42
ББК 84.055
ISBN 978-5-7410-1645-9
© Моисеева И.Ю., 2017
© ОГУ, 2017
2
Стр.2
Содержание
Введение……………………………………………………….….....
1 Теоретические аспекты проблемы развития у иностранных
студентов вузов русского речевого этикета..................
1.1 Укрепление позиции русского языка как фактор интеграции
России в международное образовательное пространство.……………. 9
1.2 Лингвокультурная компетенция как условие успешного
межкультурного общения........................................................................
1.3 Формирование лингвокультурной компетенции иностранного
студента на основе русского речевого этикета.......................................
1.4 Методика формирования умений речевого этикета
иностранных
студентов.............…………………………………………...
5
9
20
29
39
Выводы по главе 1…………………………………………………... 53
2 Особенности использования формул русского речевого этикета
в устной речи: методический аспект...........................................
55
2.1 Принцип контрастивности в описании реализации формул
речевого этикета........................................................................................
55
2.2 Особенности использования этикетных формул обращения ... 58
2.3 Особенности использования этикетных формул приветствия
и знакомства...........................................................................................
2.4 Особенности использования этикетных формул
прощания..................................................................................................
66
74
2.5 Особенности использования этикетных формул извинения..... 77
2.6 Особенности использования этикетных формул
благодарности................................……….……………………………….. 82
2.7 Особенности использования этикетных формул просьбы и
желания....................................................................................................
2.8 Особенности использования этикетных формул сомнения и
87
3
Стр.3
несогласия ………………………………………....……………………….. 93
Выводы по главе 2…………………………………………………... 100
Заключение.....................................................................................
102
Список использованных источников………………........................ 108
Список словарей…………………………………………….............. 117
4
Стр.4