Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 551899)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Модель семантического пространства образа женщины в русской литературе (190,00 руб.)

0   0
Первый авторГоловина Е. В.
АвторыЖдакова Н. И., Оренбургский гос. ун- т
ИздательствоОГУ
Страниц130
ID634943
АннотацияМонография посвящена модельному представлению семантического пространства образа женщины в русской литературе. В первой части проанализированы теоретические работы ученых, посвященных изучению образа женщины в лингвистике и литературоведении, раскрыты категории «образ», «семантическое пространство», «семантическое поле». Во второй части с помощью метода графосемантического моделирования выявлены основные семантические характеристики образа женщины в русской литературе на материале рассказов М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева, И. Бунина, проведен сравнительный анализ содержательных элементов образа женщин в рассмотренных рассказах.
Кому рекомендованоМонография адресована магистрантам I-II курсов направления подготовки 45.04.02 Лингвистика, магистерской программы «Теория языка».
ISBN978-5-7410-1637-4
УДК81'42:821.161.1.0
ББК81.055+83.3(2=411.2)
Головина, Е.В. Модель семантического пространства образа женщины в русской литературе [Электронный ресурс] : монография / Н.И. Ждакова, Оренбургский гос. ун- т, Е.В. Головина .— Оренбург : ОГУ, 2017 .— 130 с. — Библиогр.: с. 124-129 .— ISBN 978-5-7410-1637-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/634943

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В первой части проанализированы теоретические работы ученых, посвященных изучению образа женщины в лингвистике и литературоведении, раскрыты категории «образ», «семантическое пространство», «семантическое поле». <...> Во второй части с помощью метода графосемантического моделирования выявлены основные семантические характеристики образа женщины в русской литературе на материале рассказов М. Горького <...> 7 1.2 Репрезентация женского образа в лингвистике и литературоведении . <...> Актуальность работы определяется возрастающим в настоящее время интересом к разнообразным методам и приемам системно-структурного анализа семантики языка, позволяющими описать структурные взаимодействия лексического уровня языка на семантическом уровне, а также интересом к проблемам интерпретации художественного текста с помощью метода графосемантического моделирования; возможностью нового понимания темы женских образов в творчестве русских писателей рубежа XIX-XX вв. <...> В работе использованы описательный метод, сравнительносопоставительный метод, метод контекстного анализа, количественный метод, метод графосемантического моделирования, метод лингвистической интерпретации. <...> Рассмотрены сущностные черты образов женщин в сопоставительном плане, репрезентирующие в образах тенденции эпохи, её традиции. <...> В связи с этим возникает необходимость рассмотреть и проанализировать не только внешние и внутренние характеристики самого персонажа, т.е. художественные детали, касающиеся непосредственно самого персонажа, но и композиционные элементы, такие, как оценка персонажа со стороны окружающих, взаимоотношения с ними, социальный статус персонажа, его семейное положение и т.д. <...> Литературовед Есин А.Б. указывал на важность художественной детали как составной неотъемлемой части художественного образа в целом. <...> Художественные детали ученый предложил подразделить на внешние, рисующие портретные детали образа-персонажа <...>
Модель_семантического_пространства_образа_женщины_в_русской_литературе.pdf
УДК 8142:821. 161.1 ББК 81.055+83.3(2=411.2) Г61 Рецензент – кандидат филологических наук, доцент Т.В. Андрусенко Головина, Е.В. Г61 Модель семантического пространства образа женщины в русской литературе: монография / Е.В. Головина, Н.И. Ждакова; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2017. – 129 с. ISBN 978-5-7410-1637-4 Монография посвящена модельному представлению семантического пространства образа женщины в русской литературе. В первой части проанализированы теоретические работы ученых, посвященных изучению образа женщины в лингвистике и литературоведении, раскрыты категории «образ», «семантическое пространство», «семантическое поле». Во второй части с помощью метода графосемантического моделирования выявлены основные семантические характеристики образа женщины в русской литературе на материале рассказов М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева, И. Бунина, проведен сравнительный анализ содержательных элементов образа женщин в рассмотренных рассказах. Монография адресована магистрантам I-II курсов направления подготовки 45.04.02 Лингвистика, магистерской программы «Теория языка». УДК 8142:821. 161.1 ББК 81.055+83.3(2=411.2) ISBN 978-5-7410-1637-4 © Головина Е.В., 2017 © ОГУ, 2017
Стр.2
Содержание Введение ....................................................................................................................... 5 1 Теоретические основы исследования семантического пространства образа женщины ...................................................................................................................... 7 1.1 Специфика понимания категории «образ» в гуманитарных науках ................ 7 1.2 Репрезентация женского образа в лингвистике и литературоведении .......... 13 1.3 Семантическое пространство как многоаспектная научная категория ......... 19 1.4 Трактовка понятия «семантическое поле» в трудах отечественных и зарубежных ученых .................................................................................................. 27 2 Образ женщины в русской литературе XIX века ................................................ 41 2.1 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Женщина с голубыми глазами» ................................................................................................... 41 2.2 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Тоска» ................ 50 2.3 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Варенька Олесова» ..................................................................................................................................... 53 2.4 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Гривенник» ....... 57 2.5 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Дора» ................. 60 2.6 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют» ..................................................................................................................................... 68 2.7 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «К славе»............... 72 2.8 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница» . 74 2.9 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «На разъезде» ....... 77 2.10 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «Защита. История одного дня» ................................................................................................................ 82 2.11 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «У окна» ............ 85 3
Стр.3
2.12 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «Молчание» ....... 89 2.13 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «Валя» ................ 91 2.14 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «При дороге» ........ 96 2.15 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Игнат» ................ 100 2.16 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Чаша жизни» ..... 103 2.17 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Веселый двор» .. 107 Заключение .............................................................................................................. 121 Список использованных источников .................................................................... 124 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически