В первой части проанализированы теоретические работы ученых, посвященных изучению образа женщины в лингвистике и литературоведении, раскрыты категории «образ», «семантическое пространство», «семантическое поле». <...> Во второй части с помощью метода графосемантического моделирования выявлены основные семантические характеристики образа женщины в русской литературе на материале рассказов М. Горького <...> 7 1.2 Репрезентация женского образа в лингвистике и литературоведении . <...> Актуальность работы определяется возрастающим в настоящее время интересом к разнообразным методам и приемам системно-структурного анализа семантики языка, позволяющими описать структурные взаимодействия лексического уровня языка на семантическом уровне, а также интересом к проблемам интерпретации художественного текста с помощью метода графосемантического моделирования; возможностью нового понимания темы женских образов в творчестве русских писателей рубежа XIX-XX вв. <...> В работе использованы описательный метод, сравнительносопоставительный метод, метод контекстного анализа, количественный метод, метод графосемантического моделирования, метод лингвистической интерпретации. <...> Рассмотрены сущностные черты образов женщин в сопоставительном плане, репрезентирующие в образах тенденции эпохи, её традиции. <...> В связи с этим возникает необходимость рассмотреть и проанализировать не только внешние и внутренние характеристики самого персонажа, т.е. художественные детали, касающиеся непосредственно самого персонажа, но и композиционные элементы, такие, как оценка персонажа со стороны окружающих, взаимоотношения с ними, социальный статус персонажа, его семейное положение и т.д. <...> Литературовед Есин А.Б. указывал на важность художественной детали как составной неотъемлемой части художественного образа в целом. <...> Художественные детали ученый предложил подразделить на внешние, рисующие портретные детали образа-персонажа <...>
Модель_семантического_пространства_образа_женщины_в_русской_литературе.pdf
УДК 8142:821. 161.1
ББК 81.055+83.3(2=411.2)
Г61
Рецензент – кандидат филологических наук, доцент Т.В. Андрусенко
Головина, Е.В.
Г61 Модель семантического пространства образа женщины в русской литературе:
монография / Е.В. Головина, Н.И. Ждакова; Оренбургский гос. ун-т. –
Оренбург: ОГУ, 2017. – 129 с.
ISBN 978-5-7410-1637-4
Монография посвящена модельному представлению семантического
пространства образа женщины в русской литературе.
В первой части проанализированы теоретические работы ученых,
посвященных изучению образа женщины в лингвистике и литературоведении,
раскрыты категории «образ», «семантическое пространство», «семантическое
поле».
Во второй части с помощью метода графосемантического моделирования
выявлены основные семантические характеристики образа женщины в русской
литературе на материале рассказов М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева, И.
Бунина, проведен сравнительный анализ содержательных элементов образа
женщин в рассмотренных рассказах.
Монография адресована магистрантам I-II курсов направления
подготовки 45.04.02 Лингвистика, магистерской программы «Теория языка».
УДК 8142:821. 161.1
ББК 81.055+83.3(2=411.2)
ISBN 978-5-7410-1637-4
© Головина Е.В., 2017
© ОГУ, 2017
Стр.2
Содержание
Введение ....................................................................................................................... 5
1 Теоретические основы исследования семантического пространства образа
женщины ...................................................................................................................... 7
1.1 Специфика понимания категории «образ» в гуманитарных науках ................ 7
1.2 Репрезентация женского образа в лингвистике и литературоведении .......... 13
1.3 Семантическое пространство как многоаспектная научная категория ......... 19
1.4 Трактовка понятия «семантическое поле» в трудах отечественных и
зарубежных ученых .................................................................................................. 27
2 Образ женщины в русской литературе XIX века ................................................ 41
2.1 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Женщина с
голубыми глазами» ................................................................................................... 41
2.2 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Тоска» ................ 50
2.3 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Варенька Олесова»
..................................................................................................................................... 53
2.4 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Гривенник» ....... 57
2.5 Репрезентация образа женщины в рассказе М. Горького «Дора» ................. 60
2.6 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»
..................................................................................................................................... 68
2.7 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «К славе»............... 72
2.8 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница» . 74
2.9 Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «На разъезде» ....... 77
2.10 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «Защита. История
одного дня» ................................................................................................................ 82
2.11 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «У окна» ............ 85
3
Стр.3
2.12 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «Молчание» ....... 89
2.13 Репрезентация образа женщины в рассказе Л. Андреева «Валя» ................ 91
2.14 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «При дороге» ........ 96
2.15 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Игнат» ................ 100
2.16 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Чаша жизни» ..... 103
2.17 Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Веселый двор» .. 107
Заключение .............................................................................................................. 121
Список использованных источников .................................................................... 124
4
Стр.4