Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 551899)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Педагогика и психология для преподавателей высшей школы (150,00 руб.)

0   0
Первый авторНовикова Л. И.
АвторыРос. гос. ун-т правосудия
ИздательствоМ.: РГУП
Страниц269
ID634158
АннотацияВ пособии соединены программа и материалы к лекционным и семинарским занятиям, что позволяет аспирантам быстро сориентироваться в изучаемом курсе, понять предлагаемую автором пособия систему работы. В учебно-методическое пособие включено Приложение «Современное образовательное пространство через призму слова», в котором размещены материалы, посвященные лексемам, актуальным для современной образовательной системы.
Кому рекомендованоУчебно-методическое пособие предназначено для аспирантов, изучающих дисциплину «Педагогика и психология высшей школы».
УДК378
ББК74
Новикова, Л.И. Педагогика и психология для преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] : программа и материалы к лекц. и семин. занятиям: учеб.-метод. пособие для аспирантов / Рос. гос. ун-т правосудия, Л.И. Новикова .— М. : РГУП, 2015 .— 269 с. — (Methodice) .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/634158

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогика_и_психология_для_преподавателей_высшей_школы.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ METHODICE Л. И. Новикова ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННЫМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Учебно-методическое пособие для аспирантов Москва 2015
Стр.1
УДК 378 ББК 74 Н 73 А в т ор: зав. кафедрой русского языка и культуры речи РГУП, д-р пед. наук, доцент Новикова Л. И., зав. кафедрой языкознания МПГУ, канд. пед. наук, доцент Р е це нзе н т ы : Дроздова О. Е., доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП, канд. пед. наук, доцент Брадецкая И. Г., Н 73 Новикова Л. И. Педагогика и психология для преподавателей высшей школы. Программа и материалы к лекционным и семинарским занятиям: Учебно-методическое пособие для аспирантов. — М.: РГУП, 2015. ющих дисциплину «Педагогика и психология высшей школы». В пособии соединены программа и материалы к лекционным и семинарским занятиям, что позволяет Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов, понять предлагаемую автором пособия систему работы. В учебно-методическое пособие включено Приложение «Современное изучааспирантам быстро сориентироваться в изучаемом курсе, образовательное пространство через призму слова», в котором размещены материалы, посвященные лексемам, актуальным для современной образовательной системы. © Новикова Л. И., 2015 © Российский государственный университет правосудия, 2015
Стр.2
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Раздел I. Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1. Цели освоения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 3. Требования к результатам освоения дисциплины . . . . . . . . . . . 11 4. Объем дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . 18 5. Содержание дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 5.1.Текст рабочей программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план) . . . . . . . . . 24 5.3. Семинарские занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Материалы к семинарским занятиям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Семинарское занятие № 1 (Тема 2). Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования . . . . . . . . . . 27 Семинарское занятие № 2 (Тема 3). Актуальные законодательные и нормативные документы, регламентирующие сферу высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Семинарское занятие № 3 (Тема 5). Методы и средства обучения в высшей школе. Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Семинарское занятие № 4 (Тема 7). Современные технологии, возможности их использования в высшей школе (в том числе информационнокоммуникативные технологии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Семинарское занятие № 5 (тема 8). Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе. Структура личности. Психологические особенности личности студента. Мастерство преподавателя в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Стр.3
4 Педагогика и психология для преподавателей высшей школы 5.4. Самостоятельная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 5.4.1. Самостоятельное изучение аспирантами разделов дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 5.4.2. Формы самостоятельной работы. Трудоемкость в часах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 5.4.3. Методические указания для аспирантов по освоению дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 6.2. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 7. Учебно-методическое и информационное об,еспечение дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 7.1. Основная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 7.2. Дополнительная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Материально-техническое обеспечение дисциплины . . . . . . . . . . 47 Раздел II. Материалы к лекционным и семинарским занятиям Раздел I. Современная система высшего образования в России и за рубежом. Тема 1. История развития высшего образования и его современное состояние в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Краткие характеристики зарубежных систем профобразования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Тема 2. Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Болонский процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 Понятие парадигмы в образовании. Основные образовательные парадигмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Понятия «компетенция» и «компетентность» в современном образовательном пространстве . . . . . . . . . . . . 64 Тема 3. Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие сферу образования . . . . . . . . . . . 67 Раздел II. Дидактика высшей школы Тема 4. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе. Основные формы обучения в высшей школе . . . . . . . . . . . 67
Стр.4
5 Педагогика: основные понятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 Основные категории педагогики высшей школы . . . . . . . . . . . 71 Принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Дидактика высшей школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 Тема 5. Методы и средства обучения в высшей школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Методы, приемы. Определения, классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Методы: пассивные, активные, интерактивные. . . . . . . . . . . . . 79 Характеристика отдельных методов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Лекция как основная форма и словесный метод обучения в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Лекция: этапы подготовки, способы активизации студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Уровни мастерства лекторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Семинарское занятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Тема 6. Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Особенности самостоятельной работы: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 Тема 7. Современные технологии, возможности их использования в высшей школе (в том числе информационно-коммуникативные технологии) . . . . . . . . . . . . . . 98 Обзор определений понятия «педагогическая технология» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Перечень педагогических технологий, ориентированных на среднюю школу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Краткая характеристика некоторых технологий . . . . . . . . . . 105 Раздел III. Психология высшей школы Тема 8. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе. Психологические особенности личности студента. Мастерство преподавателя в высшей школе. . . . . . . . . 108 Общая характеристика процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . 108 Методы воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 Принцип воспитывающего обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Установки преподавателя по отношению к обучающимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Управление конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Педагогические способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Мотивы учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Стр.5
6 Педагогика и психология для преподавателей высшей школы Модели поведения преподавателя (по классификации И. Ш. Резепова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Приложение 1 Современное образовательное пространство через призму слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Узаконенная ошибка: абитуриент и выпускник . . . . . . . . . . . . . . . 131 «И сказал Алгоритми...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Почти забытое старое, или Кто такие бакалавр и магистр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 Словечко «инновация» как «покушение на русскую ментальность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 «Божественная» терминология психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Компетенция и компетентность — одно и то же ? . . . . . . . . . . . . 151 «Крепкий орешек» названий, обозначающих учебные заведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 «Крепкий орешек» — 2: Названия высших учебных заведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Родословная парадигмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Это модное слово «рейтинг». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Тест как он есть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Ценности как слово и как душа образовательного процесса. . . 180 Красивое слово — портфолио . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 Цена знаний, или отметка в дневнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Единицы в цене (размышления дилетанта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 Степени и звания в науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Учитель! Перед именем твоим… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 Приложение 2 Примеры реализации отдельных методов и технологий. Кейс для анализа ситуации «Розовая кофточка» . . . . . . . . . . . . . 210 Сетевой интернет-проект на лучшую презентацию о слове — юридическом термине или фразеологизме: виртуальный конкурс«Слово в контексте языка, культуры и права» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 Проект «Речевой портрет современника». . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 Тренинг по введению в психологию общения . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Запасной аэродром (дополнительные упражнения) . . . . . . . . . . 264
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически