ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
METHODICE
Л. И. Новикова
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ
К ЛЕКЦИОННЫМ И СЕМИНАРСКИМ
ЗАНЯТИЯМ
Учебно-методическое пособие
для аспирантов
Москва
2015
Стр.1
УДК 378
ББК 74
Н 73
А в т ор:
зав. кафедрой русского языка и культуры речи РГУП,
д-р пед. наук, доцент
Новикова Л. И.,
зав. кафедрой языкознания МПГУ,
канд. пед. наук, доцент
Р е це нзе н т ы :
Дроздова О. Е.,
доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП,
канд. пед. наук, доцент
Брадецкая И. Г.,
Н 73
Новикова Л. И.
Педагогика и психология для преподавателей высшей школы.
Программа и материалы к лекционным и семинарским занятиям:
Учебно-методическое пособие для аспирантов. — М.: РГУП, 2015.
ющих дисциплину «Педагогика и психология высшей школы». В пособии
соединены программа и материалы к лекционным и семинарским занятиям,
что позволяет
Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов,
понять предлагаемую автором пособия систему работы.
В учебно-методическое пособие включено Приложение «Современное
изучааспирантам
быстро сориентироваться в изучаемом курсе,
образовательное пространство через призму слова», в котором размещены
материалы, посвященные лексемам, актуальным для современной образовательной
системы.
© Новикова Л. И., 2015
© Российский государственный
университет правосудия, 2015
Стр.2
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Раздел I. Рабочая программа дисциплины «Психология
и педагогика высшей школы»
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1. Цели освоения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Место дисциплины в структуре основной
образовательной программы (ООП). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Требования к результатам освоения дисциплины . . . . . . . . . . . 11
4. Объем дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . 18
5. Содержание дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
5.1.Текст рабочей программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые
образовательные технологии (тематический план) . . . . . . . . . 24
5.3. Семинарские занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Материалы к семинарским занятиям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Семинарское занятие № 1 (Тема 2).
Компетентностный подход как основная парадигма
системы современного высшего образования . . . . . . . . . . 27
Семинарское занятие № 2 (Тема 3).
Актуальные законодательные и нормативные
документы, регламентирующие сферу высшего
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Семинарское занятие № 3 (Тема 5).
Методы и средства обучения в высшей школе.
Организация самостоятельной учебной
и научно-исследовательской деятельности студентов
в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Семинарское занятие № 4 (Тема 7).
Современные технологии, возможности их использования
в высшей школе (в том числе информационнокоммуникативные
технологии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Семинарское занятие № 5 (тема 8).
Психологические основы обучения и воспитания
в высшей школе. Структура личности. Психологические
особенности личности студента. Мастерство
преподавателя в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Стр.3
4
Педагогика и психология для преподавателей высшей школы
5.4. Самостоятельная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
5.4.1. Самостоятельное изучение аспирантами
разделов дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
5.4.2. Формы самостоятельной работы.
Трудоемкость в часах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
5.4.3. Методические указания для аспирантов
по освоению дисциплины (модуля) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
6. Оценочные средства для текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации по итогам
освоения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
6.1. Краткое описание контрольных мероприятий,
применяемых контрольно-измерительных технологий
и средств с указанием этапов формирования
компетенций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
6.2. Критерии оценки знаний, умений, навыков
и заявленных компетенций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
7. Учебно-методическое и информационное об,еспечение
дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
7.1. Основная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
7.2. Дополнительная литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Материально-техническое обеспечение дисциплины . . . . . . . . . . 47
Раздел II. Материалы к лекционным и семинарским занятиям
Раздел I. Современная система высшего образования
в России и за рубежом.
Тема 1. История развития высшего образования и его
современное состояние в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Краткие характеристики зарубежных систем
профобразования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Тема 2. Компетентностный подход как основная парадигма
системы современного высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Болонский процесс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Понятие парадигмы в образовании.
Основные образовательные парадигмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Понятия «компетенция» и «компетентность»
в современном образовательном пространстве . . . . . . . . . . . . 64
Тема 3. Основные законодательные и нормативные
документы, регламентирующие сферу образования . . . . . . . . . . . 67
Раздел II. Дидактика высшей школы
Тема 4. Педагогические основы процесса обучения в высшей
школе. Основные формы обучения в высшей школе . . . . . . . . . . . 67
Стр.4
5
Педагогика: основные понятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Основные категории педагогики высшей школы . . . . . . . . . . . 71
Принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Дидактика высшей школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Тема 5. Методы и средства обучения
в высшей школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Методы, приемы.
Определения, классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Методы: пассивные, активные, интерактивные. . . . . . . . . . . . . 79
Характеристика отдельных методов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Лекция как основная форма
и словесный метод обучения в вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Лекция: этапы подготовки,
способы активизации студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Уровни мастерства лекторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Семинарское занятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Тема 6. Организация самостоятельной учебной
и научно-исследовательской деятельности студентов
в высшей школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Особенности самостоятельной работы: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Тема 7. Современные технологии, возможности
их использования в высшей школе (в том числе
информационно-коммуникативные технологии) . . . . . . . . . . . . . . 98
Обзор определений понятия
«педагогическая технология» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Перечень педагогических технологий,
ориентированных на среднюю школу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Краткая характеристика некоторых технологий . . . . . . . . . . 105
Раздел III. Психология высшей школы
Тема 8. Психологические основы обучения и воспитания
в высшей школе. Психологические особенности личности
студента. Мастерство преподавателя в высшей школе. . . . . . . . . 108
Общая характеристика процесса воспитания . . . . . . . . . . . . . 108
Методы воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Принцип воспитывающего обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Установки преподавателя
по отношению к обучающимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Управление конфликтами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Педагогические способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Мотивы учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Стр.5
6
Педагогика и психология для преподавателей высшей школы
Модели поведения преподавателя (по классификации
И. Ш. Резепова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Приложение 1
Современное образовательное пространство
через призму слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Узаконенная ошибка: абитуриент и выпускник . . . . . . . . . . . . . . . 131
«И сказал Алгоритми...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Почти забытое старое,
или Кто такие бакалавр и магистр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Словечко «инновация» как «покушение на русскую
ментальность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
«Божественная» терминология психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Компетенция и компетентность — одно и то же ? . . . . . . . . . . . . 151
«Крепкий орешек» названий, обозначающих учебные
заведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
«Крепкий орешек» — 2: Названия высших учебных
заведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Родословная парадигмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Это модное слово «рейтинг». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Тест как он есть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Ценности как слово и как душа образовательного процесса. . . 180
Красивое слово — портфолио . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Цена знаний, или отметка в дневнике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Единицы в цене (размышления дилетанта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Степени и звания в науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Учитель! Перед именем твоим… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Приложение 2
Примеры реализации отдельных методов и технологий.
Кейс для анализа ситуации «Розовая кофточка» . . . . . . . . . . . . . 210
Сетевой интернет-проект на лучшую презентацию
о слове — юридическом термине или фразеологизме:
виртуальный конкурс«Слово в контексте языка, культуры
и права» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Проект «Речевой портрет современника». . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Тренинг по введению в психологию общения . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Запасной аэродром (дополнительные упражнения) . . . . . . . . . . 264
Стр.6