В. В. Макрусев МАРКЕТИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ УЧЕБНИК Москва 2017 УДК 349.543(075.8) ББК 65.9 М16 Автор: Макрусев В. В. — доктор физико-математических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заведующий кафедрой управления Российской таможенной академии. <...> Сформулированы концептуальные положения стратегического маркетинга, сервисно-ориентированного таможенного администрирования и методические положения маркетинга в сфере таможенных услуг. <...> Учебник также может быть полезен аспирантам, научным работникам, системным аналитикам, должностным лицам и руководителям таможенных органов, специалистам коммерческих структур, предоставляющих таможенные услуги, а также участникам ВЭД. <...> УДК 349.543(075.8) ББК 65.9 Учебное издание МАКРУСЕВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ МАРКЕТИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ Учебник Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Качество решения таких проблем определяется, прежде всего, инновационными идеями, наличием научно обоснованной теоретикометодологической базы, широкомасштабными исследованиями стратегических изменений в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, адекватными решениями по таможенному менеджменту и администрированию, по их системной реализации. <...> Каждый руководитель должен вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД. <...> В нашем курсе речь идет о таможенных услугах1 , о сфере или рынке таможенных услуг, о проблемах содействия участникам ВЭД, о маркетинге как современной методологии управления таможенными услугами. <...> В рамках дисциплины раскрываются положения концепции сервисно-ориентированного администрирования, условия применения теории маркетинга и адаптируются некоторые ее положения применительно к сфере таможенных услуг. <...> В самом широком контексте под таможенными <...>
Маркетинг_таможенных_услуг._Учебник.pdf
УДК 349.543(075.8)
ББК 65.9
М16
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Макрусев В. В. — доктор физико-математических наук, профессор, почетный работник
высшего профессионального образования Российской Федерации, заведующий
кафедрой управления Российской таможенной академии.
М16
Макрусев В. В.
384 с.
Маркетинг таможенных услуг : учебник. – Москва : Проспект, 2017. –
ISBN 978-5-392-21786-1
Учебник содержит систематизированное изложение учебной дисциплины «Маркетинг
таможенных услуг». Представлены элементы теории маркетинга и инновационный
подход к ее применению в сфере таможенных услуг. Введено понятие «таможенные
услуги», определена система таможенных услуг и дано ее структурно-параметрическое
описание. Сформулированы концептуальные положения стратегического маркетинга,
сервисно-ориентированного таможенного администрирования и методические
положения маркетинга в сфере таможенных услуг. Адаптированы инструментальные
средства маркетинга применительно к государственным таможенным услугам.
Изложены вопросы административного регламентирования и управления государственными
таможенными услугами, раскрыта существующая система управления
таможенными органами, определены направления ее развития на принципах
стратегического маркетинга. Широко представлен инструментарий маркетингового
исследования, изложены принципы и особенности практической реализации мониторинга
качества таможенных услуг.
Учебник рассчитан на студентов высших учебных заведений, обучающихся по
специальности «Таможенное дело» и направлению подготовки «Менеджмент» (бакалавр,
магистр).
Учебник также может быть полезен аспирантам, научным работникам, системным
аналитикам, должностным лицам и руководителям таможенных органов,
специалистам коммерческих структур, предоставляющих таможенные услуги, а также
участникам ВЭД.
УДК 349.543(075.8)
ББК 65.9
Учебное издание
Макрусев виктор владиМирович
МАРКЕТИНГ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Учебник
Печать цифровая. Печ. л. 24,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 17.11.2016. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-21786-1
© Макрусев В. В., 2016
© Оформление. ООО «Проспект», 2016
.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................................................................3
Раздел I
СФЕРА УСЛУГ. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ
МАРКЕТИНГА УСЛУГ
Тема 1. Сфера услуг и современное значение маркетинга ..................................................6
1.1. Определение и структура понятия «услуга». Жизненный цикл услуги .............6
1.2. Сфера услуг и маркетинг как базовый инструментарий ее формирования ....13
1.3. Эволюция функции маркетинга .......................................................................22
1.4. Исследовательский зарубежный опыт использования маркетинговых идей ... 25
Тема 2. Концепции и задачи маркетинга услуг .................................................................33
2.1. Базовые принципы, определяющие современный рынок ..............................33
2.2. Концептуальные основы маркетинга ...............................................................40
2.3. Задачи современного маркетинга и их взаимосвязь ........................................44
Тема 3. Организация в сфере услуг ...................................................................................48
3.1. Организация в сфере услуг: теоретические основы изучения .........................48
3.2. Особенности организаций, предоставляющих коммерческие
и некоммерческие услуги .................................................................................52
3.3. Услуги в сфере государственного сектора — государственные услуги ...........56
3.4. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг
в Российской Федерации ..................................................................................61
Тема 4. Теоретико-прикладные модели маркетинга услуг ................................................66
4.1. Базовые теоретические модели маркетинга .....................................................66
4.2. Принципы формирования прикладных моделей маркетинга услуг ...............75
Тема 5. Маркетинг в организации, ориентированной на потребителя ..............................78
5.1. Элементы концепции маркетинга и их взаимосвязь .......................................78
5.2. Процесс создания организации, ориентированной на потребителя ..............81
5.3. Управление организацией в сфере услуг ..........................................................84
Стр.379
380 •
Оглавление
Тема 6. Стратегический маркетинг услуг: методологии, модели, процедуры ...................88
6.1. Определение понятия «стратегия» ...................................................................88
6.2. Формологическая процедура формирования стратегий .................................91
6.3. Модели предписывающего характера ..............................................................92
6.4. Модели описывающего характера ....................................................................97
6.5. Интеграция моделей стратегического управления ........................................104
Тема 7. Маркетинговые стратегии организации, ориентированной
на потребителя ...............................................................................................................106
7.1. Базовые маркетинговые стратегии организации в сфере услуг ....................106
7.2. Задачи формирования маркетинговых стратегий организации
в сфере услуг ....................................................................................................107
Тема 8. Маркетинговые исследования: процесс, методы и инструменты .......................113
8.1. Общая характеристика процесса маркетингового исследования .................113
8.2. Методы разработки концепции маркетингового исследования ...................115
8.3. Методы поиска и сбора информации ............................................................118
8.4. Методы обработки и анализа информации ...................................................122
Тема 9. Стандартизация в обеспечении качества предоставляемых услуг ......................127
9.1. Международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента
качества»: назначение, структура и основные требования ...........................127
9.2. Факторы, определяющие качество предоставляемых услуг ..........................133
9.3. Метрологические вопросы качества предоставляемых услуг .......................135
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ. МАРКЕТИНГ
В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Раздел II
Тема 1. Государственное управление в условиях рынка .................................................138
1.1. Государственный институт как некоммерческий субъект рынка ..................138
1.2. Таможенная система в сфере услуг .................................................................145
1.3. Факторы, актуализирующие проблемы управления
и маркетинга таможенных услуг ....................................................................151
Тема 2. Сфера таможенных услуг ...................................................................................161
2.1. Развитие таможенного дела на основе концепции
сервисно-ориентированного администрирования .......................................161
2.2. Структура сферы таможенных услуг ..............................................................165
2.3. Особенности формирования сферы таможенных услуг
в странах-членах ВТО и ЕАЭС .......................................................................169
2.4. Коммерческие организации в сфере таможенных услуг ...............................173
2.5. Перспективные направления взаимодействия таможенных органов
и бизнес-структур ...........................................................................................177
Стр.380
Оглавление
• 381
2.6. Проблемы теории и практики развития сферы таможенных услуг ..............182
Тема 3. Услуги, предоставляемые таможенными органами:
теоретические и прикладные аспекты ............................................................................185
3.1. Роль и место таможенных услуг на международном уровне .........................185
3.2. Государственная таможенная услуга: основные теоретические положения ... 189
3.3. Услуговый комплекс, предоставляемый таможенными органами России ....196
3.4. Практика предоставления государственных услуг на примере таможни .....205
Тема 4. Классификация и теоретические модели таможенных услуг .............................215
4.1. Особенности классификации таможенных услуг ..........................................215
4.2. Элементы теоретической модели таможенных услуг ....................................221
4.3. Общая и частные теоретические модели таможенных услуг.........................224
Тема 5. Система государственных таможенных услуг ....................................................227
5.1. Концепция таможенной системы как системы таможенных услуг ..............227
5.2. Организационно-управленческая модель системы таможенных услуг ........234
5.3. Параметрическое описание и жизненный цикл системы
таможенных услуг ...........................................................................................236
5.4. Пути развития системы государственных услуг в таможенных органах .......238
Тема 6. Административное регламентирование и управление
государственными таможенными услугами ....................................................................246
6.1. Административное регламентирование государственных
таможенных услуг ...........................................................................................246
6.2. Организационно-функциональная и операционная модели
управления таможенными услугами ..............................................................258
6.3. Существующая система управления деятельностью таможенных
органов по предоставлению услуг ..................................................................262
Тема 7. Маркетинг государственных таможенных услуг ................................................274
7.1. Концепция маркетингового подхода к организации
деятельности таможенной службы .................................................................274
7.2. Особенности реализации маркетингового подхода,
основные идеи и процесс их решения ...........................................................277
7.3. Задача маркетинга таможенных услуг и ее формальное описание ...............281
7.4. Стратегический маркетинг таможенных услуг ..............................................286
Тема 8. Формирование системы маркетинга государственных таможенных услуг .........293
8.1. Инновационный механизм в системе государственных таможенных услуг ... 293
8.2. Система таможенного маркетинга .................................................................295
8.3. Маркетинговые исследования сферы таможенных услуг .............................298
8.4. Институциализация системы таможенного маркетинга ...............................305
Приложение ............................................................................................................308
Тема 9. Мониторинг государственных таможенных услуг..............................................314
Стр.381
382 •
Оглавление
9.1. Мониторинг — основные положения, классификация ................................314
9.2. Развитие системы управления государственными таможенными услугами
на основе мониторинга ...................................................................................317
9.3. Мониторинг качества и определение затрат на оказание
государственных таможенных услуг ..............................................................322
9.4. Система мониторинга государственных таможенных услуг .........................331
Тема 10. Создание системы управления таможенными услугами
на основе международных стандартов ............................................................................338
10.1. Стандартизация административных регламентов
предоставления государственных услуг .........................................................338
10.2. Система показателей оценки качества
и доступности государственных услуг ...........................................................341
10.3. Совершенствование управленческой деятельности
и качества таможенных услуг на основе принципов TQM ...........................345
10.4. Опыт внедрения системы управления качеством
и системы категорирования участников ВЭД
в Приволжском таможенном управлении .....................................................346
Приложение ...................................................................................................................356
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля
и промежуточной аттестации (фрагмент) ......................................................356
Рекомендуемая литература .............................................................................................376
Стр.382