Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Аутография языка и сознания (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторГиренок Ф. И.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц255
ID632640
АннотацияКнига посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего. Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики. Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека.
Кому рекомендованоКнига предназначена всем, кто интересуется современной философией.
ISBN978-5-392-24225-2
УДК1/14
ББК87
Гиренок, Ф.И. Аутография языка и сознания / Ф.И. Гиренок .— Москва : Проспект, 2017 .— 255 с. : ил. — ISBN 978-5-392-24225-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/632640 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? <...> Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? <...> В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего. <...> Примером биологизации философского дискурса является эволюционная психология, апримером натурализации метафизики сознания является теория зеркальных нейронов Ризолатти, атакже теория модулей Пинкера. <...> Намой взгляд, безмолвному смеху Фуко следует противопоставить гебефренический смех тех, кто сам для себя устанавливает закон, кто невыходит кбытию запределы самого себя, непытаясь опереться нанекую чистую онтологию. <...> Сознание— это первичное самоограничение человека, тоесть способ, которым он самому себе наносит ущерб. <...> Абсурд сопряжен снепереносимой интенсивностью жизни человека воображения. <...> 18 10 Депривация как изначальный опыт взаимодействия. ссамим собой идипластия Глава 1. <...> Нельзя завидовать тому, кто попал под влияние синтеза дипластии, соединяющей несоединимое, заставляющей человека предавать, непредавая. <...> Иными словами, прямыми следствиями абсурда являются депривация идипластия. <...> Дипластия— это конъюнктивный синтез противоположностей, который предполагает, что целое всегда предшествует частям. <...> Рене Магритт «Влюбленные», 1928 Музей современного искусства, Нью-Йорк Глава 2 НОВЫЙ НАТУРАЛИЗМ ВАНТРОПОЛОГИИ Деннет3 Кновым натуралистам вантропологии относятся Палмеры1 , Монич4 , Пинкер2 , идругие исследователи. <...> Новый натурализм вантропологии КОММУНИКАЦИЯ Новые натуралисты считают очевидным факт социализации приматов, понимая социальность икак умение предсказывать реакцию представителей своего вида насобственное поведение, икак различие полов ипоколений <...>
Аутография_языка_и_сознания.pdf
Стр.2
Стр.251
Стр.252
Стр.253
Стр.254
Стр.255
Аутография_языка_и_сознания.pdf
ББКУДК 1/14(075.8) Автор: 87.я73 Г51 Гиренок Ф. И. Г51 Аутография языка и сознания. — Москва : Проспект, 2017. — 256 с. ISBN 978-5-392-24225-2 Книга посвящена философским проблемам сознания. Автор возражает против биологизации философского дискурса о человеке и задается вопросом: что является определяющим для сознания — приспособление к миру или самоограничение человека? Функция отражения или функция воображения? Нуждается ли сознание в языке или язык — это явный враг сознания? В поисках ответа Федор Гиренок обращается к анализу наскальной живописи — впечатляющему результату существования человека воображающего. Автор — сторонник аутографического исследования феномена человека; суть его — в рассмотрении аутизма как фундаментальной антропологической характеристики. Отсюда неизбежен вывод об асоциальной природе человека. Книга предназначена всем, кто интересуется современной философией. ББКУДК 1/14(075.8) 87.я73 Изображение на обложке Maylat/Shutterstock.com Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Гиренок Ф. И., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Научно-популярное издание Гиренок Федор Иванович АУТОГРАФИЯ ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ Печать цифровая. Печ. л. 16,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 14.12.2016. Формат 60×90 1 /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-24225-2 © Гиренок Ф. И., 2016 © ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Введение ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ГЛАВА 1. АУТОГРАФИЯ АБСУРДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1. Разумность мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2. Встреча с абсурдом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 3. Трансгрессия природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 4. Мизология............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 5. Безудержное сумасбродство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 6. Хаос ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 7. Бессмыслица ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 8. Рефлексия по поводу хаоса, абсурда и бессмыслицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 9. Рождение абсурда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 10. Депривация и дипластия как изначальный опыт взаимодействия с самим собой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 11. Реальное и невозможное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 ГЛАВА 2. НОВЫЙ НАТУРАЛИЗМ В АНТРОПОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 1. Критика эволюционной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 1.1. Коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.2. Язык ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 1.3. Мозги палеолита и история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.4. Бипедализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 1.5. Искусство как проблема новой антропологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 2. Как ускользнуть от обаяния Пинкера? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.1. Инстинкт ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2.2. Языковой инстинкт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 2.3. Что я ждал от Пинкера? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.4. Машина Тьюринга и мыслекод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.5. В чем различие между Хомским и Пинкером? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 2.6. Лингвистическая относительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 2.7. Несловесное мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 2.8. Онтология Пинкера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.9. Речь как иллюзия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.10. Антиязык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 2.11. Пиджин ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 2.12. Релятивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Стр.251
252 Оглавление 2.13. Дрессировка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Резюме ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 3. Вынашивался ли язык в эволюционной утробе? Критика антропологии Ю. Монича . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 3.1. Чего хочет Монич? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3.2. Чего не хочет Монич? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3.3. Что получилось у Монича? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3.4. Язык Монича . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 3.5. Произвольность знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 3.6. Прагматика знака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.7. Лоренц о спонтанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.8. Ритуализация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 3.9. Неритуализованное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 3.10. Асоциальность человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 3.11. Клятва ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 3.12. Абаев ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 3.13. Язык и наскальная живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Резюме ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УСКОЛЬЗАЕТ ОТ НАБЛЮДЕНИЯ? . . . . . . . . . 59 1. От чего нам нужно отказаться? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 1.1. Труд ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 1.2. Прямохождение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 1.3. Объем мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 1.4. Язык ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Резюме ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 2. Наскальная живопись как след первичной самопрезентации человека . . . . . . . . . . . 65 2.1. Гебефренический смех . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 2.2. Чье место занимает слово? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 2.3. Прощание с логосом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 ГЛАВА 4. АУТОГРАФИЯ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА . . . . . . . . . . . . 71 1. Неандертальцы и живопись? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 2. Мобильное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 3. Наскальная живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 4. «Звериный стиль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 5. Завороженный покой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 6. Палеолитические Венеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 7. Аутоэротизм художника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 8. Образы ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 9. Пещера............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 10. Леруа-Гуран ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 11. Бриколаж ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 Резюме ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 12. «Алфавит мира» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 13. Сознание шизофреника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 14. Кант и собака ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 15. Поршнев и Марр о палеолитическом искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 16. Религия ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 17. Брейль............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 18. Куценков ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 19. Сексуальные маньяки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 20. Изображения человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 21. Миражное сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Стр.252
Оглавление 253 22. Аутисты палеолита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 23. «Два антропологических зазора» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 Резюме ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 ГЛАВА 5. АУТИЗМ КАК МОДЕЛЬ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . . . . . 101 1. Хамфри ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 2. Почему язык скрывает чувства? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 3. Язык как проходной двор для ничто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 4. Превращение ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 5. Бессмысленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 6. Аутизм ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 7. Блейлер ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 7.1. Аутистическое мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 7.2. Шизофреник-реформатор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 7.3. Мысль, которой правит эмоция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 7.4. Парадоксы аутизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 7.5. Спор между Блейлером, Жане и Фрейдом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 8. Детский аутизм: отвращение от коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 9. Аспергер ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 10. Почему аутисты не такие, как все? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 11. Гении ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 12. Что думают об аутистах ученые? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11612.1. Зеркальные нейроны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 12.2. Критика философии зеркальных нейронов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 12.3. Зеркальные нейроны и переживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 12.4. Что значит понимать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 12.5. Зеркальные нейроны и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 12.6. Зеркальные нейроны и аутизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 12.7. «Буба-кики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 12.8. Шизофреники и аутисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 13. Аутизм с точки зрения философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 13.1. Промежутки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 13.2. Другой ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 14. Кристева о невысказанном смысле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 14.1. Воображаемое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 14.2. Склеп незначащих аффектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 14.3. Дискурс Кристевой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 15. Новые философские аксиомы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 ГЛАВА 6. ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ПАДЕНИЯ СОЗНАНИЯ В «МАГИЧЕСКОЕ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 1. Нанук ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 2. Покой, или Лицо принца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 3. Непереносимая интенсивность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 3.1. Стереотипы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 3.2. Три примера переживания смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 3.3. Пресыщение и эмоциональная раскраска мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 3.4. Чувство вообще . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 3.5. Синестезия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 3.6. Вторичная депривация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 3.7. Выдвинутость в ничто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 4. Игры в прятки с миром . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 5. Чувство принадлежности к целому. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 5.1. Нуминозное переживание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 5.2. Вифлеем ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 5.3. Четыре кризиса ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Стр.253
254 Оглавление ГЛАВА 7. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ КАК САМОРАСКРЫВАЮЩАЯСЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 1. Типы галлюцинаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 2. О мнимом образе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 3. Куры и галлюцинации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 4. Кант и пустые желания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 5. Платон и неистовства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 6. Блейлер о любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 7. Делез о маниях и симулякрах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 8. Симулякр ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 9. Ницше и грезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 9.1. Художники ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 9.2. Любовь ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 9.3. «Подкожный человек» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 9.4. Сомнамбулы и «богоманы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 10. Галлюцинаторные практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 11. Сон ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 ГЛАВА 8. САМОСТЬ БЕЗ «Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 1. Несовпадение с собой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 2. Воздействие на себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 3. Самоактуализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 3.1. Игра ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 3.2. Ритуал ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 4. Объективация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 4.1. Жест ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 4.2. Крик ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 4.3. Символ ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 4.4. Бунт тела против организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 5. Кант и самость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 6. Хайдеггер и самость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 7. Самоограничение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 ГЛАВА 9. ЭМОЦИЯ КАК СОЗНАНИЕ, КОТОРОЕ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ОНО СОЗНАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 1. Почему люди несчастны? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 2. Крик бушмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 3. Ланге и Джемс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 4. Сартр против Джемса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 5. Сартр против Жане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 6. Критика Сартра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 7. Критика Симонова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 ГЛАВА 10. СОЗНАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 1. Смущение ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 2. Сознание «о» ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 Резюме ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 3. Сознание как первичное самоограничение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 4. Как рождается предметный мир сознания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 5. Рефлексия по поводу сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Резюме ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 6. Сознание и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 7. Сознание как эхо: критика Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 7.1. Факты, подтверждающие существование сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 7.2. Сознание как эхо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Стр.254
Оглавление 255 7.3. Внутреннее чувство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 7.4. Критика Выготского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 ГЛАВА 11. ЯЗЫК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 1. Язык, или встреча с другим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 2. Знак и имя ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 2.1. Банки с ленточками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 2.2. Знак вообще . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 2.3. Значение ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 2.4. Имя ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 3. Деррида и присутствие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 4. Язык и поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 4.1. Дж. Остин ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 4.2. Границы языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218 ГЛАВА 12. РЕЧЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 1. Прагматика речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 2. Семема............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 3. Внешняя речь ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 4. Внутренняя речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 5. Голос ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 6. Письмо............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 7. Мышление и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 8. Текст ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230 ГЛАВА 13. СЛОВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 1. Идея двух языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 2. Первое слово ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236 3. «Антислово» ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 4. «Слово-магия» ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 5. «Слово-перекресток» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 6. «Слово-термин» ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 7. «Слово-заглушка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 8. «Слово-бумажник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 9. Диатеза ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 ГЛАВА 14. ЯЗЫК И СОЦИУМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 1. Мы и Они ............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 2. «Я» как социальный ноль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 3. «Аутистическая коробка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Заключение............................. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Стр.255