Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499493)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Философское исследование науки (1800,00 руб.)

0   0
Первый авторИвин А. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц544
ID632638
АннотацияВ книге обсуждаются основные идеи и проблемы современной философии науки. Особое внимание уделяется развитию науки, анализу научного метода, описанию научных категорий, идеалов и норм науки, научному обоснованию и научной критике, ценностям в научном познании, операциям объяснения, предсказания и понимания. На материале наук о природе и наук о культуре анализируются такие понятия, как наука, паранаука и псевдонаука, научная теория, научный закон, причинность, истина, объективность и др. Подробно рассматриваются проблемы философии гуманитарных и социальных наук.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на философов, ученых и всех тех, кто интересуется развитием науки, основными особенностями научного познания и ролью науки в современном обществе.
ISBN978-5-392-17522-2
УДК001:1
ББК87
Ивин, А.А. Философское исследование науки / А.А. Ивин .— М. : Проспект, 2016 .— 544 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-392-17522-2

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особое внимание уделяется развитию науки, анализу научного метода, описанию научных категорий, идеалов и норм науки, научному обоснованию и научной критике, ценностям в научном познании, операциям объяснения, предсказания и понимания. <...> На материале наук о природе и наук о культуре анализируются такие понятия, как наука, паранаука и псевдонаука, научная теория, научный закон, причинность, истина, объективность и др. <...> Это касается, в первую очередь, характеристики научного метода; системы научный категорий и классификации наук; описания идеалов науки, ее норм; истолкования конкретных способов научного обоснования и научной критики; анализа роли ценностей в научном познании и требования исключать оценки из науки; описания структуры операций объяснения и понимания, обсуждения социально-культурной детерминации науки, стилей социального теоретизирования и т. д. <...> Далеки от ясности такие важные понятия логики, как «логическая форма», «имя», «высказывание», «доказательство», «логическое следование» и др. <...> Наука, паранаука и псевдонаука Важно также, что понятия, лежащие в основании отдельных научных теорий (например, «множество» в математике или «логическое следование» в логике), по необходимости остаются содержательно неясными до тех пор, пока эти теории способны развиваться. <...> Были сформулированы основные ценности, или идеалы, науки и уточнены способы научного обоснования, центральное место среди которых прочно заняло эмпирическое обоснование1 . <...> Наука неоднородна, и некоторые выдвигаемые в ее рамках системы идей могут первоначально не вполне соответствовать научному методу, обосновываться с недостаточной для науки степенью тщательности, не совсем согласоваться с идеалами науки, не отвечать стандартам научной и прежде всего эмпирической критики, противоречить известным, хорошо исследованным идеям и фактам и т. д. <...> Обычно они явно противоречат основным требованиям научного метода, используют <...>
Философское_исследование_науки.pdf
УДК 340.155 ББК 87.3(2) И17 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Ивин А. А. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН. Рецензенты: Кузнецов И. Г. — доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; Шалак В. И. — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Ивин А. А. И17 Философское исследование науки. — Москва : Проспект, 2016. — 544 с. ISBN 978-5-392-17522-2 В книге обсуждаются основные идеи и проблемы современной философии науки. Особое внимание уделяется развитию науки, анализу научного метода, описанию научных категорий, идеалов и норм науки, научному обоснованию и научной критике, ценностям в научном познании, операциям объяснения, предсказания и понимания. На материале наук о природе и наук о культуре анализируются такие понятия, как наука, паранаука и псевдонаука, научная теория, научный закон, причинность, истина, объективность и др. Подробно рассматриваются проблемы философии гуманитарных и социальных наук. Книга рассчитана на философов, ученых и всех тех, кто интересуется развитием УДК 340.155 ББК 87.3(2) науки, основными особенностями научного познания и ролью науки в современном обществе. Уильяма Каннингема “Cosmographical Glasse”, Лондон, 1559 г. На обложке использована гравюра из книги Научно-популярное издание Ивин Александр Архипович ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ Печать цифровая. Печ. л. 34,0. Тираж 100 (1-й завод 50) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 05.08.2015. Формат 60×90 1 /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-17522-2 © Ивин А. А., 2015 © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
Оглавление 3 Оглавление ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Глава I. Наука, паранаука и псевдонаука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 § 1. Задачи философии науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 § 2. О понятии науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 § 3. Паранаука и псевдонаука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 § 4. Две основные задачи научного исследования . . . . . . . . . . . . 31 Глава II. Научный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 § 1. Общая, частная и конкретная методология . . . . . . . . . . . . . . 37 § 2. Понятие научного метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 § 3. Методологизм и антиметодологизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 § 4. Два полюса развития научных теорий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Глава III. Научные категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 § 1. Мир как бытие и мир как становление. . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 § 2. Классификация наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 § 3. Причинность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 § 4. Научный закон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 § 5. Социальные тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 § 6. Детерминизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 § 7. Историзм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 § 8. Модальные категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Глава IV. Идеалы науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 § 1. Теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 § 2. Истина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 § 3. Объективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 § 4. Аксиоматизация и формализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Глава V. Нормы науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 § 1. Обоснованность научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 § 2. Логическая последовательность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 § 3. Рациональность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 § 4. Практическая значимость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Глава VI. Научное обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 § 1. Классификация способов обоснования . . . . . . . . . . . . . . . . 201 § 2. Эмпирическое обоснование: прямое подтверждение . . . . 204 § 3. Косвенное подтверждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Стр.3
4 Оглавление § 4. Теоретическое обоснование: логическое доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 § 5. Системное обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 § 6. Условие совместимости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 § 7. Соответствие регулятивным принципам . . . . . . . . . . . . . . . 239 § 8. Стандарты адекватности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 § 9. Методологическое обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 § 10. Принципиальная проверяемость и опровержимость. . . . . 248 Глава VII. Контекстуальное обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 § 1. Традиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 § 2. Авторитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 § 3. Интуиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 § 4. Вера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 § 5. Здравый смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 § 6. Вкус. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 § 7. Ограниченность научного обоснования. . . . . . . . . . . . . . . . 279 Глава VIII. Научная критика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 § 1. Эмпирическое опровержение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 § 2. Логическая фальсификация и реальное опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 § 3. Научная критика как ослабленная верификация . . . . . . . . 293 § 4. Парафальсификация и ее логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 § 5. Основные виды научных споров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 Глава IX. Многообразие ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 § 1. О понятии ценности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 § 2. Виды оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 § 3. Из истории исследования ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 § 4. Структура оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 § 5. Описательно-оценочные высказывания . . . . . . . . . . . . . . . 319 Глава X. Ценности в науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 § 1. О требовании исключения ценностей из науки . . . . . . . . . 330 § 2. Внешние и внутренние ценности научной теории . . . . . . . 334 § 3. Особенности обоснования оценок и норм. . . . . . . . . . . . . . 341 § 4. Квазиэмпирическое обоснование оценок и норм . . . . . . . 350 § 5. Целевое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 § 6. Теоретическое обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 364 § 7. Контекстуальные аргументы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370 Глава XI. Объяснение, предсказание, понимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378 § 1. Операция объяснения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378 § 2. Предсказание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 § 3. Операция понимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 § 4. Понимание человеческой деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . 390
Стр.4
Оглавление 5 § 5. Понимание в истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 § 6. Понимание природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397 § 7. Понимание языковых выражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403 § 8. Герменевтика и проблема понимания . . . . . . . . . . . . . . . . . 410 Глава XII. Проблемные ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 § 1. Типы научных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 § 2. Проблемы-головоломки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 § 3. Неявные проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429 Глава XIII. Наука и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 § 1. Внутренние и внешние факторы развития научных теорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 § 2. Понятие стиля мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 § 3. «Классические» предрассудки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448 § 4. Глобальные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455 § 5. Проблема формирования единого человечества. . . . . . . . . 456 § 6. Угроза разрушения природы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 Глава XIV. Типы социальных теорий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 § 1. Два полюса истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 § 2. Современное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487 § 3. Обнаженность и отчуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512 § 4. Основные стили социального теоретизирования . . . . . . . . 519 § 5. Ценности как контекст развития социальных теорий . . . . 537
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически