Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637401)
Контекстум
Электро-2024

Горе от ума — на московском театре

0   0
Первый авторКиреевский Иван Васильевич
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID6326
Кому рекомендованоКритика и эстетика
Киреевский, И.В. Горе от ума — на московском театре : Статья / И.В. Киреевский .— : [Б.и.], 1832 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6326 (дата обращения: 03.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Киреевский И. В. <...> Горе от ума" -- на московском театре // А. С. Грибоедов в русской критике: Сборник ст. <...> И. В. Киреевский "ГОРЕ ОТ УМА" -- НА МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ В конце прошедшего года поставлена на Московский театр известная комедия покойного А. С. Грибоедова "Горе от ума", а несмотря на то, что актеры играли дурно и ни один из них, не исключая даже г. Щепкина, не понял своей роли; несмотря на то, что комедия была уже давно знакома большей части зрителей, ибо нет уезда в Европейской России, нет армейского полка, где бы ее не знали наизусть; несмотря на то, что она не имеет собственно драматических и театральных достоинств и лучше в простом чтении, чем на сцене; несмотря на то, наконец, что московская публика видела в ней собственную свою карикатуру, -- театр был почти полон в продолжение трех или четырех раз ее представления. <...> Или, может быть, мы смотрели на сцену с таким же добрым простодушием, с каким известная обезьяна, глядясь в зеркало, говорила медведю: Смотри-ка, Мишенька: что это там за рожа? <...> Правда, оригиналы тех портретов, которые начертал Грибоедов, уже давно не составляют большинства московского общества, и хотя они созданы и воспитаны Москвою, но уже сама Москва смотрит на них как на редкость, как на любопытные развалины другого мира. <...> Но главный характер московского общества вообще -- не переменился. <...> Философия Фамусова и теперь еще кружит нам головы;1 мы и теперь, так же как в его время, хлопочем и суетимся из ничего; кланяемся и унижаемся бескорыстно и только из удовольствия кланяться; ведем жизнь без цели, без смысла; сходимся с людьми без участия, расходимся без сожаления; ищем наслаждений минутных и не умеем наслаждаться. <...> Связи наши составляются не сходством мнений, не сообразностью характеров, не одинакою целью в жизни, и даже не сходством нравственных правил; ко всему этому мы совершенно равнодушны. <...> Случай нас сводит, случай разводит, и снова сближает <...>
Горе_от_ума_—_на_московском_театре.pdf
Киреевский И. В. "Горе от ума" -- на московском театре // А. С. Грибоедов в русской критике: Сборник ст. / Сост., вступ. ст. и примеч. А.М. Гордина. --М.: Гослитиздат, 1958. -- С. 70--74. http://feb-web.ru/feb/griboed/critics/krit/krit10.htm И. В. Киреевский "ГОРЕ ОТ УМА" -- НА МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ В конце прошедшего года поставлена на Московский театр известная комедия покойного А. С. Грибоедова "Горе от ума", а несмотря на то, что актеры играли дурно и ни один из них, не исключая даже г. Щепкина, не понял своей роли; несмотря на то, что комедия была уже давно знакома большей части зрителей, ибо нет уезда в Европейской России, нет армейского полка, где бы ее не знали наизусть; несмотря на то, что она не имеет собственно драматических и театральных достоинств и лучше в простом чтении, чем на сцене; несмотря на то, наконец, что московская публика видела в ней собственную свою карикатуру, -- театр был почти полон в продолжение трех или четырех раз ее представления. Доказывает ли это беспристрастие московской публики? -- Или наша насмешливость сильнее нашего самолюбия? Или, может быть, мы смотрели на сцену с таким же добрым простодушием, с каким известная обезьяна, глядясь в зеркало, говорила медведю: Смотри-ка, Мишенька: что это там за рожа? Правда, оригиналы тех портретов, которые начертал Грибоедов, уже давно не составляют большинства московского общества, и хотя они созданы и воспитаны Москвою, но уже сама Москва смотрит на них как на редкость, как на любопытные развалины другого мира. Но главный характер московского общества вообще -- не переменился. Философия Фамусова и теперь еще кружит нам головы;1 мы и теперь, так же как в его время, хлопочем и суетимся из ничего; кланяемся и унижаемся бескорыстно и только из удовольствия кланяться; ведем жизнь без цели, без смысла; сходимся с людьми без участия, расходимся без сожаления; ищем наслаждений минутных и не умеем наслаждаться. И теперь, так же как при Фамусове, домы наши равно открыты для всех: для званых и незваных, для честных и для подлецов. Связи наши составляются не сходством мнений, не сообразностью характеров, не одинакою целью в жизни, и даже не сходством нравственных правил; ко всему этому мы совершенно равнодушны. Случай нас сводит, случай разводит, и снова сближает, без всяких последствий, без всякого значения. Эта пустота жизни, это равнодушие ко всему нравственному, это отсутствие всякого мнения и вместе боязнь пересудов, эти ничтожные отношения, которые истощают человека по мелочам и делают его неспособным ко всему стройно дельному, ко всему возвышенному и достойному труда жить, -- все это дает московскому обществу совершенно особенный характер, составляющий середину между уездным кумовством и безвкусием и столичною искательностью и роскошью. Конечно, есть исключения, и, может быть, их больше, чем сколько могут заметить проходящие: есть общества счастливо отборные, заботливо охраняющие себя от их окружающей смешенности и душного ничтожества; есть люди, которые в кругу тихих семейных отношений, посреди бескорыстных гражданских обязанностей, развивают чувства возвышенные, вместе с правилами твердыми и благородными; есть люди, постигшие возможность цели высокой посреди всеобщей пустоты и плоскости; люди, умеющие создавать себе наслаждения просвещенные и роскошествовать с утонченностью и вкусом; но эти люди, эти общества далеко не составляют большинства; и если бы они захотели принять на себя бесполезную и молодостранную откровенность Чацкого, то, так же как он, явились бы пугалищем собраний, существом несносным, неприличным и сумасшедшим. Однако и самые исключения, находящиеся в беспрестанной борьбе с большинством, не могут совершенно охраниться от его заразительности и невольно более или менее разделяют его недостатки. Так, почти нет дома в Москве, который бы чем-нибудь не обнаружил просвещенному иностранцу нашей недообразованности, и если не в гостиной, не в кабинете, то хотя в прихожей найдет он какое-нибудь разногласие с европейским бытом и согласие с бытом московским. Естественно, что это имеет влияние и на самого хозяина, и потому совершенно справедливо, что: На всех московских есть особый отпечаток.
Стр.1