Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 496315)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

История и философия науки (1800,00 руб.)

0   0
Первый авторБучило Н. Ф.
АвторыИсаев И. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц432
ID632560
АннотацияУчебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права.
Кому рекомендованоКнига может быть полезной для аспирантов-гуманитариев.
ISBN978-5-392-13218-8
УДК001(075.8)
ББК72я73
Бучило, Н.Ф. История и философия науки : учеб. пособие / И.А. Исаев, Н.Ф. Бучило .— М. : Проспект, 2014 .— 432 с. — ISBN 978-5-392-13218-8

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поскольку научное познание не является единственной формой познавательной деятельности, постольку так или иначе философия науки обращается к анализу специфики, места и роли познавательной деятельности вообще, т. е. к философии познания. <...> Философия познания (или гносеология) исследует природу познания, отношение знания к реальности, проблему надежности (истинности) знания, его достоверности, социокультурную обусловленность познания, проблему коммуникации в процессе познавательной деятельности, сравнительный анализ научного иных форм познания, их связь и соотношение. <...> Философия науки – особый раздел философии, предметом которой являются научное знание, его структура, методы, принципы, а также формы и история знания. <...> Опираясь на определение философии как самосознания культуры, В. Н. Порус вполне обоснованно видит специфику предмета философии науки в следующем: «И если философия науки есть философия par excellence, она – самосознание европейской… культуры, выраженное в форме рефлексии над наукой… Ее главным предметом и конечной целью является не наука, а человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки» (Порус В. Н. <...> К вопросу о междисциплинарности философии науки // Эпистемология & философия. <...> Например, в конце XIX начале XX веков происходит смена идеалов классической науки и возникают принципиально новые представления о нормах и ценностях научного познания. <...> Идеалы классической науки базировались на критическом отношении к традиции, сложившейся в эпоху Средневековья и античности. <...> Кант подвергает критике «чистый разум», который претендует на установление истины за пределами опыта; Юм и Беркли подвергают критике непоследовательность Локка в трактовке первичных и вторичных качеств, а Юм сомневается в характере источника наших восприятий; впоследствии Гегель и Энгельс каждый с позиций своих мировоззренческих установок критикуют Канта; К. <...> Поппер в качестве идеала науки выдвигает <...>
История_и_философия_науки.pdf
Стр.2
Стр.423
Стр.424
Стр.425
Стр.426
Стр.427
История_и_философия_науки.pdf
УДК 001(075.8) ББК 72ÿ73 Á94 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Авторы: Бучило Н. Ф. — д-р филос. наук, проф. кафедры философии Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА)— разделы 1è2; Исаев И. А. — д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой истории государства и права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (ÌÃÞÀ) — раздел 3. История и философия науки: учеб. пособие. — Москва : ПроБ94 спект, 2014. — 432 ñ. ISBN 978-5-392-13218-8 Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»). Оно предназначено для аспирантов и соискателей, специализирующихся в области правоведения. С этой целью в пособие включены дополнительные материалы, непосредственной программой не предусмотренные. В частности, включена глава «Категории диалектики», поскольку анализ данных категорий содержится в программах кандидатских экзаменов аспирантов, широкое применение категории диалектики имеют в нормах различных отраслей права. В тематику рефератов включены вопросы, связанные с проблемами теории широкого спектра правоведческих дисциплин. Третий раздел посвящен непосредственно вопросам истории и теории государства и права. Книга может быть полезной для аспирантов-гуманитариев. УДК 001(075.8) ББК 72ÿ73 Учебное издание Бучило Нина Федоровна, Исаев Игорь Андреевич ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Подписано в печать 15.04.2014. Формат 60ƀ90 1 111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4. /16 . Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 27,0. Тираж 50 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект» ISBN 978-5-392-13218-8 © ООО «Ïðîñïåêò», 2014 © Í. Ô. Áó÷èëî, È. À. Èñàåâ, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ .............. 3 Глава 1. Предмет и задачи философии науки ................................................. 4 Глава 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции ................................................................................................................. 10 1. Эволюционная эпистемология о формировании когнитивных способностей и предпосылок познания ..........................................10 2. Мифология ........................................................................................12 3. Религия как специфическая форма познания .................................16 4. Обыденное познание ........................................................................18 5. Донаучное знание .............................................................................20 ГЛАВА 3. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.................................................................... 23 1. Социальные предпосылки культуры Античной Греции ..................23 2. Первые попытки философского осмысления познания .................26 ГЛАВА 4. Наука в условиях Средневековья ................................................... 30 1. Знак и значение, понимание и Смысл ............................................30 2. Трактовка человека ...........................................................................31 3. Наука в условиях средневековых университетов ............................32 ГЛАВА 5. Становление опытной науки в новоевропейской культуре ...... 36 1. Предпосылки и основания опытной науки .....................................36 2. Становление дисциплинарно организованной науки .....................38 3. Размежевание философии и теологии. Самоопределение науки как особой области духовной деятельности .....................................39 4. Проблема субъекта и объекта в новоевропейской философии .......40 5. Учение о первичных и вторичных качествах: 6. Джон Локк (1632–1704) ....................................................................42 ГЛАВА 6. Позитивистcкая традиция в философии науки .......................... 53 Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм ..................................................................46 1. Классический позитивизм ................................................................53 2. Эмпириокритицизм .........................................................................55 3. Неопозитивизм ..................................................................................58 ГЛАВА 7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии..................................................................... 63 1. Концепция К. Поппера (1902–1994) ................................................63 2. Концепция Т. Куна (1922–1996) ......................................................70 3. Концепция И. Лакатоса (1922–1974) ...............................................74 4. П. Фейерабенд (1924–1974) ..............................................................77 5. М. Полани (1891–1976) .....................................................................80 423
Стр.423
ГЛАВА 8. Основные философские категории ................................................ 83 1. Эволюция картины мира и формирование категорий .....................86 2. Базовые понятия диалектики ...........................................................95 3. Противоположность и противоречие ...............................................97 4. Отрицание отрицания .....................................................................100 5. Единичное, особенное, всеобщее ...................................................102 6. Часть и целое ...................................................................................104 7. Система, структура, элемент ...........................................................106 8. Содержание и форма .......................................................................107 9. Cущность и явление .......................................................................109 10. Качество, количество, мера ..........................................................112 11. Причина и следствие ....................................................................114 12. Случайность и необходимость .....................................................116 13. Возможность и действительность .................................................120 ГЛАВА 9. Наука в культуре современной цивилизации............................123 1. Проблема экстернализма и интернализма в научной деятельности ...................................................................124 2. Наука в условиях глобализации ......................................................126 3. Образование и наука .......................................................................129 4. Культура и формирование стиля научного мышления..................134 5. Наука в контексте искусства и философии ...................................136 6. Современная культура и научный прогресс ...................................137 7. Особенности современного этапа развития науки 8. и перспективы научно-технического прогресса ............................138 Этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Сциентизм и антисциентизм ..........................................................142 Глава 10. Основные формы бытия науки. Наука как познавательная деятельность ....................................................... 147 1. Общее и особенное в познавательной деятельности .....................147 2. Особенности науки как познавательной деятельности .................154 3. Истина: ценность и цель познания ................................................155 4. Критерии научности знания ...........................................................160 5. Наука как мировоззрение ...............................................................163 6. Проблема демаркации научного и вненаучного знания ................165 Глава 11. Наука как особая сфера культуры ................................................ 170 1. Ценность науки и наука как ценность ...........................................171 2. Научная рациональность как самостоятельный фактор культуры ...........................................................................................174 3. Коммуникативность науки .............................................................176 Глава 12. Наука как социальный институт ..................................................181 1. Научные сообщества и их исторические типы...............................181 2. Становление институциональных форм научной деятельности .........................................................................183 424
Стр.424
3. Формирование междисциплинарных сообществ науки 4. ХХ столетия ......................................................................................185 Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки .......................................................................186 Глава 13. Структура научного знания ............................................................ 188 1. Основания науки .............................................................................189 2. Научная картина мира, ее возникновение и функции ..................191 3. Философские основания науки ......................................................193 4. Эмпирическое знание ....................................................................195 5. Теоретическое знание .....................................................................199 Глава 14. Динамика науки как процесс порождения нового знания ...... 208 1. Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания ..................................................................................208 2. Научная проблема как внутренний источник развития науки .....212 3. Динамика науки и универсальные познавательные процедуры ..214 4. Критерии оценки теоретических концепций ................................220 Глава 15. Научные традиции и научные революции ..................................225 1. Понятие научных традиций ............................................................225 2. Научные революции как перестройка оснований науки...............226 3. Внутридисциплинарные, междисциплинарные и социокультурные факторы прогресса в науке .............................228 4. Глобальные революции и преобразование картины мира ............230 5. Научная рациональность в контексте научных революций ..........232 ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ НАУК .............................................................236 Глава 16. Общетеоретические подходы .......................................................237 1. Донаучные, научные и вненаучные знания об обществе ..............237 2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного 3. цикла ................................................................................................239 Философия как интегральная форма научных знаний 4. об обществе, культуре, истории и человеке ...................................242 Проблема классификации общетеоретических подходов в социально-гуманитарных науках .................................................243 5. Номотетические подходы ...............................................................244 6. Идиографические методы ...............................................................246 7. Классическая, неклассическая и постклассическая наука ............253 Глава 17. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания .........................................................................................256 1. Соотношение естественно-научного и социально-гуманитарного 2. знания и проблема их конвергенции в неклассической науке ......256 Онтологические основания социально-гуманитарного познания .........................................................................................257 425
Стр.425
3. Проблема объективности социально-гуманитарного познания ...260 4. Проблема закономерностей общественного развития ..................261 5. Социальность как фундаментальное свойство общества и условие единства социального и гуманитарного познания ........263 6. Человек как объект социально-гуманитарного познания .............268 7. Проблема разделения социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные ......................................................274 Глава 18. Субъект социально-гуманитарного познания ............................ 275 1. Понятие субъекта в философии......................................................275 2. Индивидуальный субъект познания ...............................................277 3. Коллективный субъект, формы его существования ......................281 4. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании ........................283 Глава 19. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании .........................................................................................286 1. Понятие ценности ...........................................................................286 2. Ценности и оценка ..........................................................................291 3. Методологические функции идеалов и норм научного 4. познания ..........................................................................................297 О необходимости ценностной нейтральности в социальном исследовании............................................................301 5. Проблема «автономии» моральных и правовых норм ..................306 Глава 20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре .............311 1. Понятие жизни в философии и естествознании ............................311 2. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов ........312 3. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни: А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология ........................314 4. История – одна из форм проявления жизни .................................319 5. Познание и переживание жизни – основное содержание произведений искусства ..................................................................321 Глава 21. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании .................................................................328 1. Время и пространство как параметры природных процессов .......328 2. Субъективное и объективное время ...............................................329 3. Социальное и культурно-историческое время ...............................333 4. Переосмысление понятия пространства 5. в гуманитарном контексте ..............................................................336 Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности художественного хронотопа .....................................339 Глава 22. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы 426 1. Диалогическая природа социальности и культуры ........................342 2. Коммуникативность как условие создания нового знания ...........345
Стр.426
3. Научные конвенции и моральная ответственность ученого за их введение ..................................................................................350 Глава 23. Проблема истинности и рациональности в социальногуманитарных науках .......................................................................355 1. Классическая и неклассическая концепции истины 2. в философии науки .........................................................................355 Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках ...............................................................................................356 3. Экзистенциальная истина, истина и правда .................................357 4. Проблема истины в свете практического применения 5. в социально-гуманитарных науках. Справедливость и истина .....359 Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках .................................................361 Глава 24. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках ....................................................................363 1. Объяснение и понимание – следствие коммуникативности 2. науки ................................................................................................363 Объяснение – функция теории. Природа и типы объяснения. 3. Виды научного объяснения ............................................................363 Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа ...............................................................364 4. Понимание в социально-гуманитарных науках.............................367 5. Язык, языковая картина мира, «языковые игры» .........................369 6. Проблема исторической дистанции, «временного отстояния» в интерпретации и понимании .......................................................370 Глава 25. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках ............................................................................................372 1. Понятие веры в философии и психологии .....................................372 2. Вера и знание, достоверность и сомнение .....................................375 3. Вера и понимание в контексте коммуникаций ..............................377 4. Вера и истина ...................................................................................380 5. Типы обоснования веры и способы обоснования истины ............383 6. Вера как ценность. «Аргумент к вере»: ЧАСТЬ III. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ (ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ) ...................386 1. Правосправедливость ......................................................................387 2. Рождение естественного права .......................................................390 3. Систематизация естественного права ............................................393 4. Рождение философии права ...........................................................396 5. Природа и нравственность ..............................................................403 6. Философия факта ............................................................................407 7. Правовой позитивизм, социологизм и нормативизм ....................411 8. Возрождение естественного права ..................................................418 427 достоинства и ограничения.............................................................384
Стр.427

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически