Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Концептуальные подходы к формированию ценностно-позитивного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторДемченко Зинаида Алексеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц190
ID632228
АннотацияОбобщён материал, касающийся государственной политики в области совершенствования образовательного процесса вуза, ориентированного на возрастание роли научного знания в обществе, на повышение готовности студента к научно-исследовательской деятельности как одного из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе. Представлены концептуальные основания формирования у студентов современного вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентирующей (или оценивающей) деятельности и организационной культуре. Особое внимание уделено проблеме ценностно-смыслового подхода к управлению развитием научно-исследовательской работы студентов в вузе (кадровая политика на перспективу).
Кому рекомендованоРекомендована аспирантам, молодым ученым, исследователям, организаторам НИР студентов в вузе и другим заинтересованным лицам.
ISBN978-5-261-00997-9
Демченко, З.А. Концептуальные подходы к формированию ценностно-позитивного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности: монография / З.А. Демченко .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 190 с. — ISBN 978-5-261-00997-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/632228 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное автономное государственное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт экономики и управления З.А. Демченко Концептуальные подходы к формированию ценностно-позитивного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности Монография Архангельск САФУ 2014 1 УДК 37.034 ББК 74.5 Д 31 Рецензенты: С.Ю. Мосягина, доцент, кандидат педагогических наук, директор ФПК САФУ, старший научный сотрудник НИС САФУ имени М.В. Ломоносова; А.В. Борчук, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ИПиП САФУ имени М.В. Ломоносова Демченко, З. <...> Представлены концептуальные основания формирования у студентов современного вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностноориентирующей (или оценивающей) деятельности и организационной культуре. <...> Теоретико-методологические основы развития аксиологических представлений о научно-исследовательской деятельности студентов как о ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре . <...> Научно-исследовательская деятельность студента как объект педагогического исследования. <...> Философский и психолого-педагогический подход к понятиям «ценность» и «ценностно-позитивное отношение» в научноисследовательской деятельности студентов вуза в современном образовательном процессе . <...> Концептуальные основания для формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности . <...> Вхождение России в мировое образовательное пространство обуславливает сущностное обновление образовательного процесса вуза по оптимизации инноваций, связанных со стратегией развития многоуровневых программ, внедрением образовательных технологий, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности студента. <...> Научно-исследовательская деятельность студентов, как неотъемлемая часть <...>
Концептуальные_подходы_к_формированию_ценностно-позитивного_отношения_студентов_к_научно-исследовательской_деятельности_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Стр.20
Концептуальные_подходы_к_формированию_ценностно-позитивного_отношения_студентов_к_научно-исследовательской_деятельности_монография.pdf
Федеральное автономное государственное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт экономики и управления З.А. Демченко Концептуальные подходы к формированию ценностно-позитивного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности Монография Архангельск САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 37.034 ББК 74.5 Д 31 Рецензенты: С.Ю. Мосягина, доцент, кандидат педагогических наук, директор ФПК САФУ, старший научный сотрудник НИС САФУ имени М.В. Ломоносова; А.В. Борчук, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ИПиП САФУ имени М.В. Ломоносова Демченко, З.А. Д 31 Концептуальные подходы к формированию ценностно-позитивного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности: монография / З.А. Демченко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. – Архангельск: САФУ, 2014. – 190 с. ISBN 978-5-261-00997-9 Обобщён материал, касающийся государственной политики в области совершенствования образовательного процесса вуза, ориентированного на возрастание роли научного знания в обществе, на повышение готовности студента к научно-исследовательской деятельности как одного из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе. Представлены концептуальные основания формирования у студентов современного вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностноориентирующей (или оценивающей) деятельности и организационной культуре. Особое внимание уделено проблеме ценностно-смыслового подхода к управлению развитием научно-исследовательской работы студентов в вузе (кадровая политика на перспективу). Рекомендована аспирантам, молодым ученым, исследователям, организаторам НИР студентов в вузе и другим заинтересованным лицам. УДК 37.034 ББК 74.5 ISBN 978-5-261-00997-9 2 © Демченко З.А., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет, 2014
Стр.2
Введение ...................................................................................................... 4 ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. Теоретико-методологические основы развития аксиологических представлений о научно-исследовательской деятельности студентов как о ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре .................................................... 21 1.1. Научно-исследовательская деятельность студента как объект педагогического исследования................................................... 27 1.2. Философский и психолого-педагогический подход к понятиям «ценность» и «ценностно-позитивное отношение» в научноисследовательской деятельности студентов вуза в современном образовательном процессе .......................................................... 59 1.3. Концептуальные основания для формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности ............................................................ 84 Выводы по первой главе ........................................................................ 105 Глава 2. Моделирование процесса формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза ... 111 2.1. Структура и характеристика модели ........................................ 114 2.2. Организационно-педагогические условия ............................... 124 Выводы по второй главе ........................................................................ 146 Заключение.............................................................................................. 151 Список литературы ................................................................................. 160 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Отечественная система высшего образования претерпевает ряд радикальных изменений, что в наибольшей степени согласуется с изменениями в организационносодержательной структуре образовательного процесса вуза, направленного на обеспечение его модернизации в плане обновления образовательных программ и организации обучающихся в выборе индивидуальных образовательных траекторий. Вхождение России в мировое образовательное пространство обуславливает сущностное обновление образовательного процесса вуза по оптимизации инноваций, связанных со стратегией развития многоуровневых программ, внедрением образовательных технологий, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности студента. Такая сущность стратегических задач согласуется с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия – 2020)»; «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования Российской Федерации на период до 2015 г.»; федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на период 20092013 гг.»; совместным заявлением европейских министров образования «Зона Европейского высшего образования» – Болонской декларацией, подписанной 19 июня 1999 года, Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения; Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [412]. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование в качестве стратегических определяет следующие задачи: усиление индивидуализации образовательного процесса вуза с учётом удовлетворения потребностей личности студента в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии и реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; формирование и развитие личности студента в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; включение обучающихся в научноисследовательскую деятельность под руководством ведущих учёных с целью подготовки ведущих специалистов для кадрового обеспечения научных исследований и др. [412, ст. 12, 20, 72]. 4
Стр.4
С этих позиций новая образовательная парадигма связана с усилением роли научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза и педагогической практике российских университетов. Исследование аксиологической и личностноориентированной функции вуза в организации и управлении научно-исследовательской деятельностью студентов приобретает особую актуальность в современных условиях развития инновационной экономики и высокотехнологических производств, расширения международных научных и научно-образовательных связей, развития индивидуальной, социальной, академической и профессиональной мобильности специалиста постиндустриального общества. Создание национальных исследовательских центров, наукоградов, градообразующих предприятий, ориентированных на развитие инновационной экономики, требует подготовки исследователя нового типа с высоким уровнем эмоционально-ценностного отношения к непрерывному профессиональному образованию и научноисследовательской деятельности как современной организационной культуре. Научно-исследовательская деятельность студентов, как неотъемлемая часть образовательного процесса вуза и как ведущий тип современной организационной культуры, обеспечивает развитие познавательной активности студентов, оптимизирует процесс овладения социокультурным опытом и культурно-историческими ценностями научных школ и научных сообществ. Рассмотрение понятия «организационная культура» в контексте научно-исследовательской деятельности студентов предполагает изучение ее системы ценностей как «совокупности результатов человеческой деятельности в процессе освоения и созидания культуры, наработанной избирательно под влиянием предпочтений определяемых многими обстоятельствами» [442]. Научно-исследовательская деятельность как современная организационная культура, по мнению А.М. Новикова, представляет собой ведущую форму организации деятельности проектнотехнологического типа, а как ценностно-оценочная деятельность имеет духовный характер, и «своеобразие её в том, что она устанавливает отношение между объектом и субъектом, и даёт объектносубъектную информацию о ценности деятельности», что предполагает научно-теоретическую и научно-методологическую разработку 5
Стр.5
процесса формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к ней «на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где она выступает в форме идеологии» [275]. Однако педагогическая практика организации научно-исследовательской деятельности студентов на различных курсах, уровнях и этапах образовательного процесса вуза сталкивается с неразработанностью целостной системы представлений о деятельности как о ценностнооценочной деятельности и организационной культуре. Рассмотрение научно-исследовательской деятельности студентов в качестве ценностно-оценочной деятельности и организационной культуры предполагает включение в понятийный аппарат таких категорий, как ценность, смысл, отношение, ценностное отношение, культура, мотивация, потребность. Анализ педагогической теории и практики показывает актуальность научно-исследовательской деятельности студентов вуза, реализуемой в системе их многоуровневой подготовки по программе специалитета, бакалавриата и магистратуры. Наличие определенных трудностей в реализации образовательных программ с элементами научно-исследовательской деятельности, развитие узкой мотивации у студентов к освоению общекультурных, информационных и общенаучных компетенций снижают устойчивость системы подготовки инженерных, научных и научнопедагогических кадров нового поколения в Российской Федерации. В связи с этим целесообразно рассмотреть формирование у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности на этапах «студент  основное образование  аспирантура», «студент  основное образование  бакалавриат», «студент  основное и научное образование  академический бакалавриат», «бакалавриат  научное образование  магистратура» как аксиологической и личностно-ориентированной доминанты целостной системы непрерывного профессионального образования. Особую актуальность приобретает моделирование процесса формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как совокупности подходов, принципов, положений, методов и способов ее инновационной организации на основе философской теории ценностей, интегрированной в педагогическую практику её организации. 6
Стр.6
Значимым проявлением является интегративный характер научно-исследовательской деятельности студентов: от теоретических знаний к опыту репродуктивной деятельности; от репродуктивной деятельности к творчеству; от опыта творческой деятельности к эмоционально-оценочной деятельности как утверждения своей «Я  концепции». Анализ состояния научной разработанности проблемы позволил выявить следующие противоречия, которые сохраняются между: – требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения к содержанию образовательных программ, ориентированных на индивидуализацию образовательного процесса вуза с учётом компетентностного подхода и преобладанием дисциплинарно ориентированных форм обучения; – усиливающейся потребностью вузовской и академической науки, научных структур институтов и университетов, высокотехнологичных производств в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем навыков ведения научно-педагогической, научноисследовательской деятельности и отсутствием в современном отечественном образовании целостной системы подготовки научнопедагогических кадров при организации научно-исследовательской деятельности студентов (этапы, механизмы, формы, уровни); – потребностью усиления аксиологической значимости научноисследовательской деятельности в образовательном процессе вуза как современной организационной культуры и недостаточной степенью разработанности концептуальных оснований формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к данному виду деятельности; – представлением о сущности научно-исследовательской деятельности как ведущей формы организации деятельности проектнотехнологического типа и сохранением традиционных форм, видов и типов научно-исследовательской деятельности, направленных на репродуктивное освоение знаний, умений и навыков; – актуализацией знаний студентов вуза о современной теории ценностей, отражающей фундаментальные положения об их всепроникающей роли в личностную и профессиональную сферы деятельности человека и в недостаточной степени разработанности концептуальных оснований процесса формирования у студентов 7
Стр.7
вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к современной организационной культуре. Данные противоречия свидетельствуют о пробеле в отечественной педагогической науке, вызванном необходимостью в условиях перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества представить научно-исследовательскую деятельность студентов в образовательном процессе современного вуза как его аксиологический компонент; рассмотреть его на научно-теоретическом и теоретикометодологическом уровнях, согласующихся с ведущей идеей исследования, формированием у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной и современной организационной культуре. Дефиниции в диссертации. Исходя из того, что начиная с 30-х годов XX века и до настоящего времени большинством исследователей употребляется понятие «научно-исследовательская работа студентов», а автор применяет понятие «научно-исследовательская деятельность студентов», уточним эти понятия. В теории философии, педагогики, психологии, социологии общенаучное и междисциплинарное понятие «работа» отсутствует. Различные словари, в том числе толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, указывают на то, что «работа» есть служба, занятие как источник заработка; труд, деятельность (при оценке умственного труда). У Т.Ф. Ефремовой (толковый словарь русского языка) работа  это круг занятий, обязанностей; вид труда, деятельность. Следовательно, понятие «научно-исследовательская деятельность» идентично понятию «научно-исследовательская работа» в плане рассмотрения его на уровне умственной и интеллектуальной деятельности студентов в образовательном процессе вуза. В качестве рабочего определения понятие «деятельность» принимается нами как «активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [278, с. 38]. Для раскрытия понятия «ценностно-позитивное отношение» не8 обходимо уточнение сущности таких понятий, как «ценность», «отношение», «ценностное отношение». В нашем исследовании цен
Стр.8
ность рассматривается как избирательный принцип субъекта, выражающий его отношение к событиям, фактам, явлениям посредством принятия их значимости как проблемы ценности данного вида отношения; избирательная установка, произведённая от мотивированной извне потребности на основании теоретического переосмысления данной потребности. В процессе раскрытия понятия «ценность» изучались работы Т.И. Адуло, А.Г. Асмолова, В.С. Библера, М.В. Богуславского, Л.П. Буевой, О.С. Газман, Б.С. Гершунского, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.А. Караковского, Л.А. Микешиной, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, Е.Н. Федоровой и др. Анализ теоретических источников позволяет отметить, что «ценности», будучи специфическим образованием в структуре индивидуального сознания субъекта научно-исследовательской деятельности, являются образцами и ориентирами, с помощью которых характеризуется личностный смысл ценностно-позитивного отношения субъекта к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной деятельности и современной организационной культуре. На основе философской теории ценностей и, исходя из неоднозначной трактовки понятия «ценность» на современном этапе развития общества, нами выявлены его различные производные: «нулевые ценности (состояние безразличия); отрицательные ценности (негативное отношение); позитивные ценности (состояние удовлетворения)» [258, с. 816], что в действительности согласуется с принятыми в науке анализом современной эпистемологии ценностей, этимологическим анализом таких понятий как: «ценность», «ценностное отношение» [180]. Считаем необходимым отметить, что понятие «отношение» как всеобъемлющая и междисциплинарная категория науками рассматривается неоднозначно. В философии это форма единства предметов, явлений и их свойств. В психологии понятие «отношение» рассматривается во взаимосвязи с сознанием человека (К.А. Абульханова-Славская, Т.М. Буянис, М.Д. Демин, Г.О. Олпорт и др.); жизненными целями и социально-этическими проблемами личности в обществе (Л.М. Архангельский, В.А. Блюмкин, И.С. Кон и др.); смыслом жизни человека и её ценностно-целевыми приоритетами, установкой на деятельность и др. (А.Г. Асмолов, Г.А. Вайзер, Б.С. Гершунский, А.Н. Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.) [145]. 9
Стр.9
Ценностное отношение субъекта к деятельности на основе системного анализа определяется нами как его ценностно-смысловая позиция к ценности оцениваемого объекта и как идея, выступающая в качестве идеала. В рамках задач изучения заявленной темы понятие «ценностное отношение» рассматривается через развитие у студентов познавательного интереса к результатам своего участия в научно-исследовательской деятельности как потребности личности, мобилизирующей и направляющей её на самоопределение и саморазвитие природных задатков; как проблема ценности этого отношения (по М.С. Кагану). Ценностно-позитивное отношение расширяет рамки представлений студентов о ценностях научно-исследовательской деятельности и выражается в аксиологический направленности личности субъекта деятельности на постоянное совершенствование своей мировоззренческой системы ценностей и потребностно-мотивационной готовности интерпретировать себя как носителя этих ценностей. Обращение к категории «ценностно-позитивное отношение» как к специфически сформированному представлению студентов о научно-исследовательской деятельности предполагает разработку инновационных педагогических моделей, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности «на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где она выступает в форме идеологии» [275, с. 204205]. Философские, психолого-педагогические и педагогические аспекты процесса формирования у студентов вуза ценностнопозитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре концентрируются на широком спектре объективных и субъективных факторов, детерминирующих развитие ценностно-смысловой позиции личности студента, выводят исследование на общенаучный междисциплинарный уровень решения данной проблемы. Состояние изученности проблемы. Проблема организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов в образовательном процессе вуза не нова. Актуальности и важности осуществления студентами вуза научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе посвящены работы Е.В. Бережновой, В.П. Власова, Н.В. Долговой, Т.В. Калашниковой, И.В. Карасёва, И.Б. 10
Стр.10
Карнауховой, О.Н. Лукашевич, О.Ю. Лушникова, Н.И. Люткина и др. Характеризуя научно-исследовательскую деятельность студентов вуза как открытую и динамическую систему, исследователи указывают на то, что она способна развиваться лишь под действием обмена информацией с внешней средой и на основе запросов общества и субъекта деятельности как его базовой единицы. Т.В. Калашникова, И.Б. Карнаухова, О.Н Лукашевич и другие относят научно-исследовательскую работу студентов к одному из эффективных средств развития творчества, творческой самостоятельности студентов, творческого потенциала, профессиональной подготовки и навыков ведения поисковой деятельности [183, 192, 248]. Сущностной значимости технологического подхода к управлению развитием научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом университете посвящены работы В.П. Власова, Ф.Ш. Галиулиной, Ю.Р. Гильманова и др. Именно технологический подход позволяет, по мнению этих авторов, развить проектно-конструкторские способности у будущего специалиста, раскрыть его творческий потенциал [81, 93, 105]. Развитие представлений о научно-исследовательской деятельности студентов как способе взаимосвязи образовательного процесса вуза и творческой исследовательской деятельности личности студента находит свое методологическое обоснование в работах Е.В. Бережновой, В.В. Краевского, О.Н. Лукашевич и др. Авторами сделан акцент на важность решения заявленного исследования на уровне взаимосвязи философского и психолого-педагогического в деятельности [41, 248]. На данный феномен обращено внимание В.В. Белоносовой, И.В. Карасёвой, Н.В. Сычковой и др. В своих работах, посвященных развитию представлений о учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов, исследователи акцентируют внимание на деятельности как средстве развития творческого потенциала обучаемых, творчества и познавательной активности [40, 191, 398]. Базовые представления о важности творческого начала в человеке для осуществления исследовательской деятельности имеются в работах И.Г. Песталоции, Я.А. Каменского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других. 11
Стр.11
Наличие представлений о важности научно-исследовательской деятельности как эффективного способа развития у студентов репродуктивного и творческого опыта самостоятельной познавательной деятельности, познавательного интереса, становления компетентности, эрудиции, творческого начала, культуры мышления, основанного на акцентированности предметности образовательного процесса и его фундаментализации, имеется в работах Б.В. Первушкина, А.С. Цыганковой. В качестве определяющей формы включения студентов в активную исследовательскую деятельность авторами определены студенческие научные объединения (кружки, клубы, бюро, общества и пр.) [307, 439]. На важность целевых компонентов научно-исследовательской деятельности студентов как деятельности, позволяющей развивать способность анализировать, осмысливать и оценивать события, факты, решать профессиональные задачи, обращено внимание Н.В. Долговой [150]. Определению роли научно-исследовательской деятельности в формировании мотиваций и потребностей обучающихся посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.А. Ананьева, Н.И. Люткина, А.М. Новикова, А.К. Орешкиной, Т.Ю. Цибизовой и других. Анализ источниковой базы позволяет утверждать о неизменной актуальности научно-исследовательской деятельности студентов, реализуемой в образовательном процессе вуза, как ориентировано дисциплинарной форме обучения, в том числе направленной на научение курсовому проектированию, написанию расчётных и графических работ, эссе, выполнению дипломных проектов и выпускных квалификационных работ. При этом вне исследовательского поля остается обращение к научно-исследовательской деятельности студентов как к ценностнооценочной деятельности и организационной культуре, которая в данном исследовании впервые предложена к рассмотрению в образовательном процессе вуза и педагогической практике организации. Выявленные концептуальные представления о научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза как ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре определили проблему исследования. Она заключается в том, чтобы найти способы развития многополярного интереса к данному виду деятельности и смоделировать образовательный процесс вуза 12
Стр.12
так, чтобы студент как субъект стал интерпретатором базовых общечеловеческих ценностей, в том числе ценностей непрерывного профессионального образования. Социальная обусловленность динамических процессов, происходящих в социокультурном обществе, мировой и отечественной практике организации вузовских образовательных систем, включения студентов в исследовательскую деятельность на уровне проектно-технологической и эмоционально-оценочной деятельности при индивидуализации образовательного процесса, направленного на развитие индивидуальной, социальной, академической и профессиональной мобильности специалиста нового поколения, с учетом выявленных противоречий и рабочей гипотезы определили тему монографического исследования: «Формирование у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности». В качестве ведущей цели данного вида исследования определена разработка концептуальных оснований моделирования процесса формирования у студентов современного вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности. Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать исходную гипотезу исследования, основу которой составили ряд идей и положений о том, что формирование у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности будет эффективным, если: – выявлены особенности современной образовательной ситуации с индивидуализацией образовательного процесса, направленной на принятие научно-исследовательской деятельности как ценностно-оценочной деятельности и организационной культуры; – определены признаки научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза на основе междисциплинарного и общенаучного подходов, позволивших установить её привлекательность и информационную насыщенность, содержательные тенденции и базовые общечеловеческие ценности; – научно-исследовательская деятельность студентов определена как процесс ценностного самоопределения и способ решения личностно-значимых проблем на основе диалога культур, понимания внешнего мира и самого себя в этом мире; 13
Стр.13
– раскрыта феноменологическая сущность личностного смысла ценностно  позитивного отношения студентов современного вуза к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре, что существенно изменяет концептуальные основания проектирования индивидуальных образовательных траекторий; – разработаны концептуальные основания ценностно-смыслового представления студентами вуза о роли научно-исследовательской деятельности в развитии индивидуального, социального, академического и профессионального взросления, обусловленного логикой решения в образовательном процессе вуза собственных образовательных проблем, скоординированных с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в плане развития компетенций, будущего специалиста и т.д. В процессе разработки структуры и логики исследования нами учитывались такие подходы, как системный, деятельностный, средовой, культурологический, личностно-ориентированный и аксиологический. Системный подход обеспечивает функциональную взаимосвязь всех структурно-содержательных элементов научно-исследовательской деятельности на методологическом, дидактическом и технологическом уровнях. Личностно-ориентированный подход в сочетании с компетентностным позволяет проектировать индивидуальные образовательные траектории с учетом потребностей и возможностей студента в образовательном процессе вуза. Средовой подход обладает эвристическим потенциалом, позволяя осмыслено подходить к процессу решения образовательных и воспитательных задач. Данный подход с позиции его культурнообразовательных ценностей (наследия) объединяет субъектов научно-исследовательской деятельности, включая их в переосмысления значимости культурно-образовательного наследия, и создаёт условия для их ретрансляции в социокультурное пространство. Аксиологический и культурологический подходы оптимизируют процесс освоения межпоколенного опыта в науке и образовании, приобщают студентов к культурному наследию научных школ и научных сообществ. Тема монографического исследования является базовой частью докторской диссертации автора и разрабатывается на потенциаль14
Стр.14
ной платформе междисциплинарности. С позиции и на основе междисциплинарного и общенаучного подхода теоретической основой работы являются философские, психологические и педагогические исследования. Философский уровень составляют: – теоретические положения: Н.А. Бердяева об экзистенциалистском утверждении ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности посредством коммуникаций; Ж. Мартина об интеграционном гуманизме и персоналистической демократии как идеи самореализации потенций человека; Ж. Лакруа о развитии человеческого в человеке через вдохновение, интенцию как путь к самопостижению, саморазвитию и самоопределению; – идеи Г. Гадамера, Э. Левинаса и других о том, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности; идеи парадоксальности в творчестве как интуиции целостности человека (К.Г. Юнг); идеи парадоксальности жизненных принципов человека как двух систем основания ценностного мира (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.); идеи И. Канта о «человеке мыслящем» как идеале совершенства; – положения кантовской аксиологии, утверждающей общечеловеческую значимость ценностей (философия ценности по И. Канту). Общенаучный уровень базируется: – на теории целостной личности и ее развития в процессе деятельности (К.А. Абульханова  Славская, Б.Г. Ананьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); ориентации в мире ценностей (О.С. Газман, А.В. Кирьякова, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.); деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Н. Чистякова, В.М. Шепель и др.); – положениях, связанных с исследованиями в области герменевтики образования и философии познания (Х-Г. Гадамер, Л.А. Микешина, М. Хайдеггер и др.), с представлениями отечественной педагогической науки о роли современного этимологического анализа в системе осмысления понятия «ценность» (М.С. Каган); с областью эпистемологии гуманитарного знания при трактовке понятий «познание», «опыт», «смысл» (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.Э. Чудновский и др.); с субъективистской фундаментальной онтологией, имеющей непосредственную связь с 15
Стр.15
личностным смыслом жизнедеятельности человека и отношения человека к самому себе как наивысшей ценности бытия (Л.А. Микешина, М. Хайдеггер и др.); с ролью природосообразного и культуросообразного в человеке (Я.А.Каменский, П.Ф. Каптерев, И.Г. Песталоцци и др.) и пр. Основу психолого-педагогического уровня составляют: – теории психологии развития личности (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Д.И. Фельдштейн и др.); рефлексной природы сознания и мышления человека (О.С. Анисимов, В.П. Бездухов, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.); – идеи о роли установки в деятельности (А.Г. Асмолов, Д.Н. Узнадзе и др.); о роли смысла жизнедеятельности и личностного смысла отношения к деятельности (Т.М. Буянис, Г.А. Вайзер, Е.Н. Дмитриева, В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.); – концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); – методология и методы психолого-педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков и др.). Основа педагогического уровня: теории педагогического проектирования (В.П. Беспалько, М.П. Горчакова  Сибирская, Е.С. Заир  Бек, В.А. Ясвин и др.); средовой подход в педагогке (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шеек и др.); компетентностный подход к качеству подготовки студентов в вузе (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Е.И. Заир-Бек, А.П. Тряпицына и др.); системный подход в педагогическом моделировании, проектировании, прогнозировании путей развития и технологического оснащения образовательных систем (Л.И. Анцыферова, И.А. Колесникова, В.Е. Радионов и др.); интегративный подход в образовательном процессе вуза (Е.О. Галицкий); культурологический подход в теории и практике педагогического образования (Г.И. Гайсулин); компетентностный подход в образовании (О.Е. Лебедев). В основе личностно-ориентированного уровня – положения и идеи о роли развития сознания в становлении смысла жизнедеятельности личности (Г.А. Вайзер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.); о роли смысла жизни человека как проблемы соотношения мотива и цели (В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, 16
Стр.16
В. Франкл, А.Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен и др.); о роли мотивации и мотива на участие в деятельности как значимой ценности и способе реализации творческого потенциала личности (А.А. Файзуллаев, Е.П. Ильин и др.). Основу аксиологического уровня составляют идеи и положения о роли ценностных ориентаций в жизненном пространстве человека, опыте утверждения общечеловеческих ценностей (Л. М. Архангельский, Т. М. Буянис, О.С. Газман, В.И. Гинецинский, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, В.А. Сластёнин и др.); духовных ценностей в производстве и потреблении, детерминирующих развитие отношения субъекта к целенаправленной деятельности (С.Ф. Анисимов); ценностных ориентаций в образовательном процессе вуза (М.В. Богуславский, Г. Гингруг, А.В. Кирьякова, Ю. А. Шрейдерг и др.). Эмпирическим базисом исследования стал анализ опыта функционирования научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего профессионального и высшего образования на этапе его развития с 1950 года по настоящее время, собственный многолетний опыт профессионально-педагогический и научноисследовательской деятельности. В процессе разработки концептуальных оснований и подходов к понятиям «ценностно-позитивное отношение и научно-исследовательская деятельность студентов», анализа данных из источников впервые: – выявлены особенности современной образовательной ситуации с индивидуализацией образовательного процесса, направленной на формирование ценностно-позитивного отношения студентов вуза к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре; – определены признаки научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза на основе междисциплинарного и общенаучного подходов, позволивших установить её привлекательность и информационную насыщенность, содержательные тенденции, способствующие признать ее как ценностно-оценочную деятельность и современную организационную культуру; 17
Стр.17
– разработаны концептуальные основания развития ценностносмысловой позиции студентов вуза, детерминирующие формирование ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности, включающие в себя положения о восприятии студентом значимости своей роли в этой деятельности; о предвосхищающей роли психолого-педагогического сопровождения индивидуального, социального, академического и профессионального взросления студентов, обусловленного логикой решения в образовательном процессе вуза собственных образовательных проблем и личностных компетенций, скоординированных с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в плане развития компетенций; – смоделирована культурно-образовательная и мотивационностимулирующая среда, формирующая у студента вуза как человека культурного и человека культуры ценностно-позитивное отношение к научно-исследовательской деятельности (личностно смысловой аспект); – выявлены качественные различия между такими терминологическими понятиями как «работа» и «деятельность»; «ценностное отношение студента к научно-исследовательской деятельности» и «ценностно-позитивное отношение студента к научно-исследовательской деятельности»; «научно-исследовательская работа студентов» как общепринятая в теории педагогики в традиционном понимании (репродуктивная деятельность) и «научно-исследовательская деятельность студентов» как ценностно-оценочная деятельность и организационная культура с позиции современной эпистемологии ценностей и герменевтического смысла образования; – вскрыта динамика изменения личностной смысловой позиции студентов к научно-исследовательской деятельности в пространственно-временном континууме образовательного процесса вуза под влиянием специально разработанной культурно-образовательной среды как особым образом организованной части культурнообразовательного наследия и педагогических условий («Научная школа студента-исследователя» и «Научная школа интерактивного обучения начинающих исследователей»); 18
Стр.18
– раскрыта феноменологическая сущность личностного смысла ценностно-позитивного отношения студентов современного вуза к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре, что существенно изменяет концептуальные основания проектирования индивидуальных образовательных траекторий специалистов нового поколения. Теоретическая значимость монографического исследования: – уточнено научное понятие «ценностно-позитивное отношение» студента к научно-исследовательской деятельности» и введены термины: «научная школа студента-исследователя»; «научная школа интерактивного обучения начинающих исследователей», что расширяет понятийный аппарат теории общей педагогики, педагогической и сравнительной аксиологии; – представлена философско-педагогическая интерпретация понятия «ценностно-позитивное отношение к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной деятельности (ценностно-смысловой аспект) и организационной культуре» на основе синтеза идей, положений и концептуальных подходов в различных областях современного гуманитарного знания: философии, социологии, педагогике, психологии, культурологии, герменевтике образования, аксиологии, педагогической аксиологии, что открывает новые перспективы для подобных исследований на междисциплинарном уровне; – обоснованы теоретические понятия, обновляющие терминологический аппарат образовательного процесса вуза: «ценностно-позитивное отношение» как процесс интерактивного включения студентов современного вуза в различные формы научно-исследовательской деятельности; «ценностно-позитивное отношение» как ценностно-смысловая (субъектная) позиция студента и как идеализированный результат, детерминированный факторами, включающими в себя различные эффекты, в том числе: а) познавательный (мотив и стимул); б) субстанционный (диалог и полилог); в) хронологический (временные рамки и периоды изменения); г) финализирующий (целесообразность и стратегия); д) когнитивный (внутренняя позиция и 19
Стр.19
направленность личности); е) эмоциональный (личностный смысл); е) эмоциональный (личностный смысл); и) рефлексивный (установка на деятельность как ценность); – разработаны концептуальные основания формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-оценочной деятельности и организационной культуре, согласующейся с деятельностно-организационным, содержательно-аксиологическим, ценностно-оценочным этапами на основе психолого-педагогического сопровождения студентов на феноменологическом, когнитивном, личностно-ориентированном, онтологическом уровнях их профессионального взросления (педагогические условия); с формами связи основных образовательных программ прикладного и академического бакалавриата, магистратуры и дисциплин по выбору как перспективы успешности в освоении образовательных программ; со способами мотивации студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью в образовательном процессе и во внеаудиторной деятельности, находящих своё выражение в становлении индивидуальной, социальной, академической и профессиональной мобильности. 20
Стр.20

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ