ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА Наблюдая наблюдающего, или Л.Б. Клюева кандидат искусствоведения, доцент В работе исследуется стратегия режиссуры, реализованная в фильме А. Звягинцева <...> Семантическое поле фильма структурируется оппозицией наблюдатель — наблюдаемое. <...> Ведь кино – деконструкция, наблюдатель — наблюдаемый, авторская инстанция, микроанализ искусство не действенное! <...> Семантическое поле фильма создается оппозицией наблюдатель – наблюдаемое, чья диалектика рождает особое напряжение внутри фильма, формируя собственный имплицитный сюжет. <...> 6 ВЕСТНИК ВГИК | СЕНТЯБРЬ 2011 | № 9 Поэзия деконструкции По мотивам фильма А. Звягинцева <...> «New York, I Love You» КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА АННОТАЦИЯ УДК 7.01 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО При этом режиссерская стратегия одновременно ориентирована и на предельную конкретизацию материала чувственного опыта и на абстрагирование, отрыв от непосредственной конкретики, выход в пространство обобщения. <...> № 9 | СЕНТЯБРЬ 2011 | ВЕСТНИК ВГИК 7 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА На переднем плане, справа – экран видеокамеры, на котором – этот же фрагмент водного пейзажа. <...> Мир и его отображение в синхронном режиме, экранный двойник, знак этого мира. <...> Внезапный «наезд» на фигуру героя с камерой сигнализирует присутствие еще одного – незримого трансцендент8 ВЕСТНИК ВГИК | СЕНТЯБРЬ 2011 | № 9 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО ного наблюдателя, авторской инстанции, что придает особую многомерность процессу наблюдения. <...> Техническая перемотка пленки как художественный прием Мы вновь видим пирс, мужчину и женщину. <...> Вновь перемотка пленки как продолжение работы наблюдателя, связанной с пересмотром отснятого материала, углубленным «вчитыванием» в него. <...> Не удержать, не скрыть, а только – опустить голову и отвернуться… И вновь перемотка пленки. <...> Опять перемотка пленки: мужчина встает с лавки, поворачивается на камеру – нае зд, перемотка, отъезд – снова лавка <...>
Вестник_ВГИК_№3(9)_2011.pdf
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
ПНаблюдая наблюдающего, или
Пооэзия деконструкции
кЛ.Б. Клюева
андидат искусствоведения, доцент
В работе исследуется стратегия режиссуры, реализованная в
фильме А. Звягинцева «New-York, I Love You». Это фильм–наблюдение,
кинематографическая деконструкция, обнажающая
внутреннюю драматургию постигаемого события. Семантическое
поле фильма структурируется оппозицией наблюдатель
— наблюдаемое. Задача исследования – проникнуть в
специфику поэтики текста, основанного на двойном наблюдении:
наблюдении за наблюдающим.
деконструкция,
наблюдатель —
наблюдаемый,
авторская
инстанция,
микроанализ
«…В кино через действие не выражается ничего. Ведь кино –
А. Тарковский
искусство не действенное! Оно по преимуществу созерцательно.
Его поэтика складывается из наблюдения»
К
ороткометражный фильм Андрея Звягинцева «New York, I
Love You» по своей структуре и смысловой емкости соотномотивам
фильма А. Звягинцева «New York, I Love You»
сим с хокку. Это фильм-наблюдение, погружающий нас в некий
чувственный опыт, связанный с препарированием фактов жизни
как способом их постижения. Важнейшим инструментом осмысления
мира в фильме становится кинокамера.
Режиссер последовательно проводит стратегию деконструкции
– деконструкции событий, отношений, чувств, буквально
«расщепляя» эмоцию на составляющие элементы. Деконструкция
в фильме направлена, прежде всего, на решение задачи максимального
«вчувствования» во внутреннюю драматургию события,
что открывает возможность прожить это событие как собственный
опыт.
Семантическое поле фильма создается оппозицией наблюдатель
– наблюдаемое, чья диалектика рождает особое напряжение
внутри фильма, формируя собственный имплицитный сюжет.
Весь фильм структурируется в плоскости «различения» – схватить
событие, уловить его в общем потоке, войти в него с целью
детального препарирования, чтобы затем собрать это событие
как новый опыт и новый образ в поле пересечения самого события
и заинтересованного усилия наблюдателя.
6
ВЕСТНИК ВГИК | СЕНТЯБРЬ 2011 | № 9
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА АННОТАЦИЯ
УДК 7.01
Стр.1
ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО
При этом режиссерская стратегия одновременно ориентирована
и на предельную конкретизацию материала чувственного
опыта и на абстрагирование, отрыв от непосредственной конкретики,
выход в пространство обобщения.
Эти сдвиги связаны в фильме с механизмами перефокусировки,
акцентирующими переход от внешнего к внутреннему, когда
внешнее «прочитывается» как следствие внутренней работы,
проявленный результат скрытых внутренних усилий. Внешнее
событие задается в фильме как проступающая на поверхность
графема невидимой внутренней драмы. Задача фильма – максимально
проявить невидимые глазу процессы, обнажить работу
чувств, логику чувственных реакций.
Рамка
Прежде всего режиссер воссоздает саму инфраструктуру события
как некоего дискретного феномена в общем движении
жизни. Жизнь есть единый бесконечный поток, границы внутри
этого потока определяет человеческий разум. «Изъять» событие
из потока, значит – «обрамить». Первые и последние кадры фильма
реализуют структуру «рамки».
Фронтальный средний план девушки в светлом плаще. В арочном
туннеле между домами движутся навстречу друг другу молодой
человек и мужчина. Они обнимаются. Фраза «Как мама?»
подсказывает, что это отец и сын. Короткие объятия, короткий
диалог – и мгновенная прорисовка сюжета распавшейся семьи.
Юноша выходит из арки на улицу. Мы видим его на фоне
старого ухоженного одноэтажного дома. Уже знакомая девушка в
светлом плаще обращается к молодому человеку с вопросом, действительно
ли это тот самый дом, в котором жил Иосиф Бродский?
Молодой человек в замешательстве. Он пожимает плечами,
и, похоже, имя поэта ему ни о чем не говорит.
Таким образом, «рамка» фильма имеет собственный сюжет.
Это событие встречи–расставания отца и сына в арочном туннеле
на нью-йоркской улице, где, возможно, жил русский поэт Иосиф
Бродский. Эта «рамка» структурирует специфический контекст,
выявляя особую
топографическую значимость
места, откуда
берет начало движение
фильма. Структура
«рамки» включает в
себя еще один эпизод.
План воды. Косяк торчащих
из воды свай.
№ 9 | СЕНТЯБРЬ 2011 | ВЕСТНИК ВГИК
7
Стр.2
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
На переднем плане, справа – экран
видеокамеры, на котором – этот же
фрагмент водного пейзажа.
Мир и его отображение в синхронном
режиме, экранный двойник, знак
этого мира. «Перевод» мира в «образ»
мира дается как эффект удвоения. В
фонограмме – шум воды, крик чаек.
Через мгновение – резкий zoom, наезд,
укрупнение объекта. Операторский
прием, выявляя присутствие камеры, акцентирует момент «переноса»
события из реальности в плоскость видеоэкрана, одновременно
интегрируя в сюжет присутствие и волю наблюдателя.
Наблюдатель
Этим наблюдателем окажется уже знакомый нам молодой человек.
Мы не знаем, что именно привело юношу в эту часть НьюЙорка.
Скорее всего, простое желание «поснимать». Мы видим
пейзаж: реку, пирс и далее – небоскребы Нью-Йорка. На переднем
плане - вновь возникает экран видеокамеры. В глубине кадра
мужчина и женщина движутся навстречу друг другу. Внезапно
изображение на общем экране теряет фокус и фокусируется на
экране видеокамеры с правой стороны экранной плоскости. Зритель
вновь одновременно видит и само событие и его воспроизведение
на экране видео, в то время как снимающий событие
молодой человек (наблюдатель) остается либо за кадром, либо
присутствует в кадре фрагментарно.
Какое-то время мы наблюдаем эту «удвоенную» реальность,
затем – некое спонтанное движение персонажей, после чего перемещаемся
внутрь металлических конструкций причала, где в глубине
обнаруживаем молодого человека с работающей камерой.
В этой монтажной синтагме особое значение приобретает смена
точек зрения: сначала мы видим реальность глазами героя, вернее
«глазами» его видеокамеры (субъективный план), затем – самого
юношу (внешняя фокализация),
снимающего эту реальность.
Наблюдатель/наблюдаемый
Молодой человек явно озабочен поиском
оптимальной позиции для съемок
– подтверждая статус наблюдателя.
Внезапный «наезд» на фигуру героя
с камерой сигнализирует присутствие
еще одного – незримого трансцендент8
ВЕСТНИК
ВГИК | СЕНТЯБРЬ 2011 | № 9
Стр.3