А
150
Основана в 1830 году
при участии А. С. Пушкина
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. Горького
ЧИТАЙТЕ
❶❺ Что знают
школьники
о безумстве храбрых?
28 марта – 3 апреля 2018 года № 13 (6637)
ТЕМА НОМЕРА
Несвоевременная
актуальность
150 лет назад родился Максим Горький
Его имя изымают не только из топонимики.
Учитель литературы рассказывает,
что осталось от Горького в современной
школьной программе.
❶❻ Самое время
перечитать
К юбилею Максима Горького вышли две
замечательные книги – Дмитрия Быкова
и Павла Басинского, написанные талантливо
и ярко. Авторам удалось создать образ
не канонического, а реального, живого
человека. Биографии эти добились
главной цели – возникло желание перечитать
классика.
❶❽ ●
«Мещане» и другие
❶❾
«Горький заслужил свою славу:
он открыл новые, неведомые
страны, новый материк
духовного мира; он первый
и единственный, по всей вероятности,
неповторимый
в своей области. При выходе
в ту «страну тьмы и тени
смертной», которая называется
босячеством, навсегда
останется начертанным имя
Горького».
Д.С. Мережковский
«Он считал своим долгом
стоять перед человечеством,
перед «массами» в том образе
и в той позе, которых от
него эти массы ждали и требовали
в обмен за свою любовь.
Часто, слишком часто
приходилось ему самого себя
ощущать некоей массовой
иллюзией, частью того «золотого
сна», который однажды
навеян и который разрушить
он, Горький, уже не в праве».
В.Ф. Ходасевич
Кино- и телевоплощений пьес и прозы
Максима Горького очень много. Он был
и остаётся одним из самых привлекательных
для театра и кинематографа
русских писателей.
ЗОЛОТОЙ ЗАПАС
В стенах
последнего дома
Юбилей А.М. Горького возвращает
нас к разговору
о личности писателя, оказавшего
серьёзное влияние
на литературные и общественные
процессы России
в XX столетии. Именно такие
люди, биография которых
не прерывается со смертью,
привлекают исследователей
и музейщиков; всех, кто
учится и всех, кто учит.
Музеи как неотъемлемая
часть культуры помогают наглядно
и доступно «осваивать»
историю. Изучая путь людей,
в разное время формировавших
облик России, мы сохраняем живой
смысл отечественной культуры.
Музей А.М. Горького ИМЛИ
РАН, основанный в 1937 г., соединяет
в себе свойства академического,
литературного и мемориального.
Сегодня это литературный
музей на Поварской, 25-а,
и его мемориальный филиал –
музей-квартира на Малой Никитской,
6.
Окончание на стр. 3
КНИГА НЕДЕЛИ
Драматургия М. Горького
в историкофунк
циональном
аспекте (материалы
и исследования)
М.: ИМЛИ РАН
2017 376 с.
Несмотря на то что с 1902 года, когда впервые
была поставлена пьеса «Мещане», спектакли по
мотивам произведений Горького не сходят с театральных
подмостков, научные исследования
драматургии писателя не предпринимались уже
более полувека. Этот коллективный сборник
представляет собой попытку переосмысления
пьес Максима Горького современным российским
литературоведением. В отличие от советской
школы, где драматические произведения
писателя рассматривались преимущественно с
точки зрения классовой борьбы и противостояния
революционных и реакционных сил, сегодня
исследователи анализируют их в контексте
общечеловеческой проблематики.
Впрочем, потребность в переосмыслении объясняется
не только глобальными переменами,
произошедшими в общественном сознании, но и
множеством новых данных, появившихся в распоряжении
учёных в течение последних 25 лет:
при написании статей, вошедших в сборник, были
использованы редкие архивные материалы.
Любопытно, что, помимо широко известных
драматических произведений Максима Горького,
в книге анализируются и его сценарии для
кинематографа, которые никогда прежде не становились
объектом исследования.
Предисловие к сборнику написала известный
российский горьковед Лидия Спиридонова.
В оформлении книги использованы редкие кадры
из фондов столичного Музея А.М. Горького,
на которых запечатлены сцены из постановок
разных лет.
«Самая резкая и самая глубокая
черта, более того: основание
художественной индивидуальности
Горького – это
его деспотизм. Повелитель,
властелин, деспот, не терпящий
ни в ком противоречий,
даже в себе самом. Если Горький
противоречит Горькому,
то он просто прикрывает его
шапкой; и пусть под шапкой
две головы – снаружи полное
единство».
Л.Н. Андреев
Й
С
БОРИС ГРИГОРЬЕВ
Ы
П
Е
Ц
И
Л
Ь
Н
В
Ы
П
У
С
К
Стр.1