УДК 378.147:796.07 (075.8)
ББК 74.58:75.1 я73
З 46
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р биол. наук, профессор Н. Г. Беляев,
канд. мед. наук, доцент С. А. Егорова
З 46 Здоровьесберегающие технологии в системе
профессионального образования: практикум /
сост. Л. В. Белова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ,
2017. – 95 с.
Пособие отвечают требованиям ФГОС ВО и содержит теоретический
материал, дающий общее представление о здоровьесберегающих
технологиях, принципах и особенностях здоровьесберегающей организации
учебного процесса, описание методик диагностики индивидуальных
особенностей и состояния здоровья человека, контрольные вопросы для
самостоятельной работы магистранта.
Предназначено для магистрантов направления подготовки
49.04.01 – Физическая культура, обучающихся по магистерской программе
«Профессиональное образование в сфере физической культуры».
УДК 378.147:796.07 (075.8)
ББК 74.58:75.1 я73
Составитель
канд. пед. наук, доцент Л. В. Белова
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
Стр.2
ПРАКТИКУМ
Содержание
Предисловие........................................................................ 4
Раздел 1. ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММ, МОДЕЛЕЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Социальная и практическая актуальность
здоровьесбережения детей и учащейся молодежи............ 7
2. Понятие «здоровье» как основополагающее
в характеристике образовательных технологий................. 15
3. Исторические предпосылки развития культуры
здоровья личности................................................................ 21
4. Общая характеристика понятий «технология»,
«педагогические технологии», «здоровьесберегающие
технологии» и их составляющие.......................................... 30
5. Сущность, закономерности, принципы и подходы
здоровьесберегающей педагогики...................................... 38
Раздел 2. ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЕМЫХ
6. Основные подходы к исследованию психофункционального
состояния организма человека............. 57
7. Мониторинг состояния дыхательной системы человека.. 77
8. Мониторинг состояния нервной системы человека....... 82
9. Мониторинг состояния сердечно-сосудистой
системы человека................................................................. 87
Заключение........................................................................... 92
Литература............................................................................ 94
3
Стр.3
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предисловие
Задача сохранения, укрепления и развития здоровья учащейся
молодежи, воспитание ценностей здорового образа жизни и сознательного
отношения к нему – одна из главных в политике Российского
государства. Данное направление находит свое отражение
в различных нормативных документах и законодательных актах
Российской Федерации: в Законе «Об образовании», Конвенции
охраны здоровья населения РФ, Законе «Об охране окружающей
среды», Конвенции развития здравоохранения и медицинской
науки в РФ и др. И тем не менее в России по-прежнему на всех
уровнях системы образования наблюдается неблагоприятная картина
состояния здоровья детей и учащейся молодежи. По данным
Министерства здравоохранения и социального развития России,
в настоящее время менее 5 % детей и подростков абсолютно здоровы,
лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные
отклонения, 35–40 % – хронические заболевания.
Особая роль в решении проблемы здоровьесбережения молодого
поколения принадлежит педагогической науке и практике,
призванным проектировать и реализовывать модели здоровьесберегающих
образовательных систем, воплощать их посредством
разнообразного спектра технологий в реальную педагогическую
действительность.
Содержание предлагаемого учебного пособия, теоретические
положения, дидактические и технологические конструкции
в области здоровьесберегающих технологий создадут реальные
возможности для внедрения в практическую и социально востребованную
деятельность по инновационному направлению подготовки
магистров по физической культуре.
Цель курса – формирование профессиональных компетенций
магистра по физической культуре.
Задачи курса:
– фундаментализировать у магистрантов методические и практические
навыки в профессиональной деятельности по реализации
диагностики и контроля медико-биологического и функционального
состояния здоровья обучаемых;
– развить представление об аналитико-оценочной деятельности
направленной на теоретический анализ результатов диагностики
состояния здоровья обучаемых и практического рас4
Стр.4
ПРАКТИКУМ
пределения обучаемых по группам здоровья, видам и степеням
заболеваний;
– формирование всесторонне теоретически обоснованных
научных представлений об основной направленности конструктивно-проектировочной
деятельности в разработке здоровьесберегающих
технологий, включающие в себя выявление факторов,
неблагоприятно влияющих на здоровье;
– совершенствовать навыки практической организационноуправленческой
деятельности по реализации здоровьесберегающих
технологий в системе образования;
– расширить содержание просветительско-информационной
деятельности направленной на формирование мотивационно-ценностного
отношения обучаемых к индивидуальному здоровью
и процессу его сохранения.
Место дисциплины в структуре ОП магистратуры. Дисциплина
«Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального
образования» относится к дисциплинам по выбору вариативной
части Б1.В.ДВ.1.2, её освоение происходит в 1 семестре.
Связь с предшествующими дисциплинами. Дисциплина «Здоровьесберегающие
технологии в системе профессионального
образования» находится в тесной интегративной связи с такими
дисциплинами, как: «Методы психолого-педагогических исследований»,
«Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления
в непрерывном физкультурном образовании».
Связь с последующими дисциплинами. Дисциплина «Здоровьесберегающие
технологии в системе профессионального образования»
находится в тесной интегративной связи с последующими
дисциплинами: «Теория и методика профессионального
образования в сфере физической культуры и спорта».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
ОК-2 – способность действовать в нестандартных ситуациях,
нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
ОПК-4
– способность осуществлять проектирование образовательной,
тренировочной, рекреационной, научно-исследовательской,
организационно-управленческой и культурно-просветительской
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
– формы здоровьесберегающей деятельности в области оздоровительной
физической культуры;
5
Стр.5
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
– особенности принятия организационно-управленческих решений
в сфере оздоровительной физической культуры при различных
возникших ситуациях,
– способы осуществления проектирования образовательной,
тренировочной, рекреационной, научно-исследовательской, организационно-управленческой
и культурно-просветительской деятельности;
УМЕТЬ:
–
действовать в нестандартных ситуациях,
– осуществлять проектирование образовательной, тренировочной,
рекреационной, научно-исследовательской, организационно-управленческой
и культурно-просветительской деятельности;
– разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие технологии,
программы, модели в образовательное пространство учебного заведения;
ВЛАДЕТЬ:
–
навыками проектирования образовательной, тренировочной,
рекреационной, здоровьесберегающей деятельности в системе
образования.
6
Стр.6